Структура программы

Записи

Файлы

Тип-диапазон и перечислимый тип

Массив

Строковый тип

Символьный тип

Вещественные типы

Строковый тип

Указатели и ссылки

Процедурные типы

Объекты


TYPE A = array [ 1 . . 1000 ] of real ;

VAR a1, a2: A; {массивы из 1000 элементов вещественных чисел типа "A"}

VAR a1, a2 : array [ 1 . . 1000 ] of real ;

Название Длина, байт Кол-во цифр Диапазон значений
Single 7..8 10 (-45..+38)
Real 11..12 10 (-39..+38)
Double 15..16 10 (-324..+308)
Extended 19..20 10 (-4951..+4932)
Comp 19..20 -263 +1..+263 -1

 

Примеры описания

VAR c, d, e: real;

d1, d2: double;

 

и присвоения:

с:= -125. 6; e:= 10;

d:= 1. e02;{или}d:= 100.;

d1:= 1.2e-257; { 1.2*10-257}


 

Целые типы:

Название Длина в байтах Диапазон значений
Byte 0 ... 255
ShortInt -128 ... 127
Word 0 ... 65535
Integer -32768 ... 32767
LongInt -2147483648 ... 2147483647

 

Примеры описания:

VAR i, j, k: byte;

h, m, n: integer;

l1, l2, l3: longint;

и присвоения:

i:= 222; j:= 10; m:= -23000;

l1:= 280000;

h:= $A7;(шестнадцатеричный формат числа 10*16+7)


 

Над целыми типами определены такие операции:

1. "+" - сложение;

2. " * " - умножение;

3. " - " вычитание;

4. div - целочисленное деление;

5. mod - получение остатка от целочисленного деления.

 

Примеры описания: VAR с, ch, e: char;

 

Примеры присвоения значения:  
c:= '!'; c:= #33; {символ "!" задается значением кода}
ch:= #13; {код клавиши Enter}
e:= #27; {код клавиши Esc}
Примеры вывода:  
Write(с); {выводится символ " ! "}
Write(ch); {команда перевода курсора на новую строчку}
Write(е); {выводится специальный символ, соответствующий коду #27}

 

Примеры описания:

VAR s: string[25]; {длина переменной s может изменяться от 1 до 25 символов}
s1: string; {длина переменной s1 не указывается, наибольшее число символов равно 255}

Примеры присвоения значения: s:= 'Привет'; s1:= 'Hello';

 

Примеры описания:

VAR M1: array[1..200] of integer; A1: array[100..200] of real;   {М1, A1 - одномерные массивы целых и вещественных чисел}
ch1: array['A'..'Z'] of char; ch2: array[0..255] of char; {сh1, ch2 - одномерные массивы символов}

Примеры присвоения значения:

M1[1]:=5; M1[2]:=8; M1[3]:= M1[1]; M1[100]:=32;

A1[101]:=0.2; A1[102]:=2.31; ch1['B']:='C'; ch2[1]:='!'

Примеры описания:

TYPE Date_M=1..31;Rush_b='А..Я';Lat_b= 'A..Z'; {тип диапазон}
Otmetka= (2,3,4,5); Ball= (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10); {перечислимый тип}

VAR t1,t2:Date_M; c1:Ruch_b; s1:Lat_b; a1,a2:Otmetka; b:Ball;

Примеры присвоения значения: t1:= 10; c1:= 'Л'; s1:= 'F'; a1:=5; b:= 8;

Примеры описания:

VAR f1, f2: text;

Примеры присвоения значения:

Assign( f1, 'file1. in' );

Assign( f2, 'C:\ PASCAL\ WORK\ file2. out' );

Примеры описания:

Type Sity = Record  
Name_G: String[20]; Numb_G: LongInt; Stol_G: Boolean; Shir, Dol: Real End; { название города } { число жителей } { Столица (Да, Нет) } { Координаты: широта, долгота }
Var St1, St2, St3: Sity; { Переменные типа запись }
Примеры присвоения значения:  
St1. Name_G:= 'Уфа'; St1. Numb_G:=1200000; {Отдельным полям переменной St1 }
St2. Name_G:= 'Москва'; St2. Numb_G:=8200000; St3:= St1;     { Всем полям переменной St3 }

 

Program NAME; { Заголовок программы - не обязательный оператор } { NAME - имя программы }
  { Раздел описания }
{$N+} {Режим компиляции для расчетов с подключением сопроцессора}
Uses CRT, DOS, GRAPH; { Подключение библиотек CRT, DOS, GRAPH }
Label L1, L2, L3; { Список используемых в программе меток L1, L2, L3 }
Const C=10; {Задание значений констант, используемых в программе }
B=0. 15; Y=True; {С- целое число, В- вещественное число }
F='Фамилия'; { Y- Логическая константа, F- Символьная строка }
Type M= array[1. . 100] of integer; {Описание типов введенных программистом }
Var { Описание переменных }
m1, m2: M; { m1, m2 - массивы целых чисел (типа М) }
a1: array [ 1. . 100 ] of real; { а1 - массив вещественных чисел }
ch: array [ 1. . 200 ] of char; { ch - массив символов}
ch1, ch2: char; { ch1, ch2 - символьные переменные }
s: string[79]; { s - строка до 79 символов }
a, d, x: real; { a, d, x - вещественные переменные }
yes, no: boolean; { yes, no - переменные логического типа }
f1, f2: text; { переменные для описания текстовых файлов}
Procedure NAME_1(Parm1:Real; Var Parm2:Real); { Заголовок процедуры } { NME_1 - имя процедуры, Parm1, Parm2 - параметры }
  { Раздел описания }
BEGIN  
  { Раздел выполнения }
END;  
  { Раздел описания }
Function FUN_1(Parm3, Parm4: Real): Real; { Заголовок функции } { FUN_1 - имя функции, Parm3, Parm4 - параметры }
  { Раздел описания }
BEGIN  
  { Раздел выполнения }
END;  
{ $I File_1. pas } {Подключение файла File_1. pas с дополнительными функциями и процедурами }
   
BEGIN { Начало выполнения программы}
  { Раздел выполнения }
END. { Конец выполнения программы }