Синтаксические коды У. Эко

Концепция характеризующих и дополнительных знаков У. Морриса

Синтактика – измерение семиотики, изучающее взаимосвязь отдельных знаковых средств, элементов различных членений кода. Со школы всем известна такая вещь как синтаксис, набор правил, регулирующий порядок частей слова и слов в предложении.

Чарльз Моррис в своей работе «Основания теории знаков» писал: «Логический синтаксис сознательно отвлекается от всего,… что было названо семантическим и прагматическим измерениями семиозиса, и сосредотачивает внимание на логико-грамматической структуре языка… При таком рассмотрении «язык» выступает как совокупность объектов, связанных между собой в соответствии с двумя классами правил: правил образования, которые определяют допустимые самостоятельные сочетания членов данной совокупности… и правил преобразования, определяющих предложения, которые могут быть получены из других предложений» [17].

Архитектурная синтактика описывает взаимоотношения физических форм (элементов пространства) самих по себе. Как относится форма стены к форме окна? Каково свойство этого отношения? На такие вопросы мы получаем ответ, пользуясь методиками архитектурной синтактики.

В свое время Моррис предложил концепцию различения видов знаков с различными синтактическими функциями, однако, на наш взгляд, она не пригодна для анализа архитектурных сооружений в силу своей линейности. Моррис пишет о возможности разделения каждого предложения на “знак-доминанту” и “спецификаторы”, где первое является основным характеризующим знаком, а второе – дополнительными. “В таком предложении, как Эта белая лошадь бежит медленно, произнесенном в реальной ситуации и с индексальными жестами, бежит может считаться знаком-доминантой, медленно в качестве характеризующего спецификатора уточняет бежит; аналогичным образом, лошадь уточняет возможные случаи бежит медленно, белая ведет уточнение дальше, а эта в сочетании с индексальным жестом служит индексальным знаком для определения местонахождения объекта, к которому нужно применить знак-доминанту со всеми полученными им уточнениями-спецификациями” [17]. В случае применения подобной классификации для языка архитектурных форм мы оставляем без внимания динамические характеристики форм и будем вынуждены рассматривать лишь некие иерархические цепочки знаков, в то время как архитектурная форма синтактически взаимодействует со многими другими формами сразу (илл. 7-1).

Позже Умберто Эко писал о существовании чисто геометрических, синтаксических кодов, описывающих структурные особенности сооружения. «Если архитектура – это искусство организации пространства, то кодификация архитектурного пространства может быть той, что разработал Евклид в своей геометрии. В таком случае единицами первого членения будут пространственные единицы, или хоремы, а единицами второго членения – евклидовские stoicheia (элементы классической геометрии), складывающиеся в более или менее сложные синтагмы. Например, единицами второго членения, лишенными собственного значения, но наделенными дифференциальным значением будут: угол, прямая, кривая; единицами же первого членения будут: квадрат, треугольник, параллелепипед, эллипс, вплоть до более сложных неправильных фигур… тогда как совмещение двух прямоугольников, при котором один помещается внутри другого, будет явно синтагматическим образованием (например, окно в стене)» [28]… В данном случае Эко, как и Моррис дает нам чисто иерархическое понимание синтаксической структуры архитектурного сооружения.

Описанный геометрический код характерен не только для архитектуры, но и для других видов искусства и, более того, в качестве метаязыка может описывать, к примеру, пейзаж, в который мы вписываем архитектурное сооружение. «Тот факт, что архитектура описываема посредством геометрического кода, вовсе не означает, что архитектура как таковая базируется на геометрическом коде» [28].