Характеристика историографии и научных источников

Периодизация войн

В историографии события Второй мировой и Великой Отечественной войн разделяются на пять основных периодов.

Первый (1 сентября 1939 – 21 июня 1941г.) включает начало Второй мировой войны и захват Германскими войсками и их союзниками стран Западной Европы: Польши, Дании, Норвегии, Франции, Голландии, Бельгии, Греции, Югославии и др.).

Второй период (22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г.) – нападение Германии на СССР, расширение масштабов войны и крах немецко-фашистской стратегии «блицкрига». Началась война между США и Японией.

Третий период (19 ноября 1942 – 31 декабря 1943 г.) связан с коренным переломом в войне и срывом наступательной стратегии фашистского блока. Период ознаменован началом контрнаступлением советских войск под Сталинградом.

Четвертый период (1 января 1944 – 9 мая 1945г.) включает разгром фашистской Германии и Италии, их главных союзников в Европе, изгнание гитлеровцев с территории СССР, открытие второго фронта, освобождение от германской оккупации стран Европы и капитуляция Германии

Пятый период (9 мая – 2 сентября 1945 г.) связан с разгромом милитаристской Японии, освобождением народов Азии от японских оккупантов и окончанием Второй мировой войны.

Данный вопрос темы автору пособия представляется в кратком изложении, поскольку в последующих темах предстоит неоднократно возвращаться к вопросам периодизации всей войны.

 

Вторая мировая война длилась 6 лет, 1418 дней длилась Великая Отечественная война, потребовавшая чрезвычайного напряжения сил. Бесспорным является главный вклад СССР в разгром фашизма, бесспорно историческое значение победы. Она определила дальнейшее развитие всего человечества. Другое дело – непомерно высокая цена этой победы и связанные с ней теневые стороны военной истории. До последних лет простое упоминание о них относили к разряду фальсификаций. Однако видеть в войне лишь ее героическую сторону и закрывать глаза на остальное было бы тоже фальсификацией. История Второй мировой и Великой Отечественной войн стала ныне полем острой борьбы мнений авторов научных, мемуарных, публицистических и художественных произведений различных направлений. Можно видеть противоборство привычных представлений о войне с новыми, более достоверными знаниями о прошлом.

Война не может быть оценена однозначно. Великая победа – результат не только разгрома жестоких захватчиков, но и одновременно преодоления пагубного воздействия ничем не оправданных массовых репрессий, просчетов в хозяйственном и оборонном строительстве, непомерного труда миллионов, ошибочной оценки противника и его намерений со стороны Сталина. Все это потребовало от народа невероятных усилий, неизмеримо умножило его страдания и жертвы во время войны. Сегодня наше общество не удовлетворено односторонним, упрощенным освещением событий Великой Отечественной войны. В последние годы происходит переосмысление войны.

Значительный отпечаток на негативное осмысление войны наложили исследования советских историков. Если в первое десятилетие после войны мощным тормозом в ее исследовании был культ личности Сталина, то в последующие годы анализу многих событий мешали рецидивы культа, не отмененные запреты на использование источников и документов. Конечно, положение в исторической науке стало меняться после ХХ съезда КПСС. Была предпринята разработка капитального шести томного труда «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945». Отмечая коньюктурные «переборы» и упущения в шеститомнике, следует сказать, что этот труд все же явился шагом вперед в исторических исследованиях о войне. Он оказал благотворное влияние на историческую науку.

В белорусской научной исторической литературе десятилетиями событийные описания сводились приблизительно к следующей схеме: с одной стороны – зверства нацистов и жалкой кучки их приспешников, а с другой – героическая борьба подпольщиков. Кровь, смерть, пожарища и – «руины стреляют в упор».

В условиях свободы слова и плюрализма мнений появился ряд изданий, в которых проблемы военной истории стали освещаться чуть ли не с полярных по отношению к советской историографии позиций. Известно, что в глубоком тылу и на фронте советские люди преодолевали самые трудные испытания. В экстремальных, порой драматических ситуациях предельно раскрывались лучшие нравственные качества людей: героизм, стойкость, готовность к самопожертвованию. Война обнажила и другие черты характера: страх, растерянность, трусость, предательство, стремление выжить любой ценой. В связи с этим сегодня требуется комплексный подход к исследовательской работе историков, использование всей совокупности фактов и событий, их критический анализ учеными. Однако такого подхода недостает отдельным историкам и публицистам, которые иногда в угоду сенсации или открытой коммерциализации способны отступать от научной этики».

Учебное пособие для школ и высших учебных заведений написан коллективом белорусских ученых под руководством докторов исторических наук А.А. Ковалени и Н.С. Сташкевича. Авторы подчеркивали, что в освещении вопроса участи белорусов в войне они ставили 2 задачи: - с одной стороны – дать развернутую картину подвигов, отразить масштабность содеянного советскими воинами и партизанами, а с другой – полно и объективно рассказать о тяготах и лишениях, которые перенес белорусский народ в годы оккупации. Вторая задача решалась комплексно, охватывала всю широту картины жизни на белорусской территории в 1941-1944 годах. Показан простой белорус, который проводил в Красную Армию своих сыновей, а затем оказывал активное содействие советским партизанам.

Автор данного пособия предлагает в конце каждой темы широкий спектр литературы, в основном последних лет издания. Историография войны очень большая и многоплановая.

Трудность изучения спецкурса заключается в том, что на протяжении 60-ти лет после окончания вышеуказанных войн издано огромное количество научной и публицистической литературы по войне, мемуаров и воспоминаний участников и очевидцев событий, краеведческих материалов. Авторы каждого опубликованного материала претендуют на объективность видения проблемы. В связи с юбилеем Великой Победы продолжается острое противостояние разных школ и концепций на события войны. Нередко данные версии и точки зрения по идеологическим соображениям только усложняют путь к правдивому исследованию истории войны. Это вносит сложность в освоение курса студентами