Инструкция

Серия II

Выполнение

Серия I

Выполнение

Инструкция

«У тебя не очень хорошо получилось: не совсем акку­ратно. Постарайся еще одну елочку раскрасить получше». Независимо от того, выполнил ли ребенок инструкцию (ос­тавил ли место для игрушек), его внимание обращается на аккуратность.

Ребенок работает в присутствии взрослого.

Методика «Дерево»

Проводится через несколько дней после «Елочки».

Инструкция

«Детям в детском саду дали задание: раскрасить дерев­це с разными плодами (предъявляются раскрашенный и контурный рисунки дерева (см. рис.13 в и г), но оказалось, что они еще не могут этого делать. Плоды они раскраши­вать умеют, а само деревце им раскрасить трудно. Мы ре­шили сделать так: деревце раскрашивают школьники, а плоды раскрашивают малыши. Поэтому ты должен рас­красить деревце зеленым цветом, а для игрушек оставить пустые места. Плоды потом нарисуют маленькие дети в детском саду».

Ребенку дают трафарет, набор цветных карандашей. Ребенок работает самостоятельно.

(Проводится только в том случае, если в первой серии инструкция ребенком выполнена неточно.)

«Посмотри, ты не оставил места для плодов, где дети будут рисовать их?». Внимание ребенка обращается толь­ко на точность выполнения инструкции, оставлены ли ме­ста для плодов.

Выполнение

Ребенку дают трафарет, набор цветных карандашей. Ребенок работает в присутствии взрослого.

Оценка результатов

Каждый из рисунков ребенка оценивается соответству­ющим баллом:

0 — контур закрашен полностью, места для игрушек (плодов) не оставлено.

1 — места для игрушек (плодов) оставлены, но они не соответствуют расположению игрушек на образце (несоот­ветствие грубое).

2 — места для игрушек (плодов) оставлены, но они не соответствуют расположению игрушек на образце (несоот­ветствие размера, формы), то есть выполнение правиль­ное, но есть небольшие отклонения от образца.

3 — задание выполнено правильно. Контур закрашен, места для игрушек (плодов) оставлены в соответствии с образцом.

Звездочкой (*) обозначают повышение аккуратности рисунка.

Основой определения типа, к которому относится ребе­нок, является его результат по методике «Дерево». Резуль­тат по методике «Елочка» является вспомогательным.

Таблица 6 Результаты выполнения заданий в методике «Раскраска»

 

 

«Дерево» «Елочка» Тип к которому относят ребенка
сер. I сер. П сер. I сер. II
2-3 2-3 2-3 2-3 Учебный
0-1 2-3   Предучебный
0-1 0-1 Независимо от полученного балла повышение аккуратности во второй серии Псевдоучебный
0-1 0-1 0-1 0-1 Дошкольный

Методика не дает возможности определить коммуника­тивный тип, но нарочито демонстративное невыполнение требований методики, например, вызывающая небрежность рисунков, позволяет предположить коммуникативный тип отношения к правилу.

 

 

Курс: ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА”

(Материалы для самостоятельного изучения студентами)