Даниэль Дефо

II. Литература XVII века основные представители английской литературы

Испания и Португалия

Литература в этих странах развивалась своеобразно. Социально-политическая обстановка в них была сложной. В первую очередь, здесь проходила Реконкиста, отвоевание земель у мавров. Испания не была единой страной, а состояла из отдельных государств. Каждая провинция развивалась поначалу обособленно. Абсолютизм (при Изабелле и Фердинанде) сложился поздно. Во вторую очередь, Испания в это время вывозила из колоний огромное количество золота, в ней накапливались огромные богатства, и все это тормозило развитие промышленности и формирование буржуазии. Однако, литература испанского и португальского Возрождения богата, и представлена довольно крупными именами. Например, Мигель Сервантес де Сааведра, оставивший серьёзное наследие, как прозу, так и поэзию. В Португалии крупнейшим представителем Возрождения является Луис де Камоэнс, автор «Лузиад», исторического эпоса португальцев. Развивались, как поэзия, так и жанры романа и новеллы. Тогда появился типично испанский жанр плутовского романа. Образцы: «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (без автора), «Жизнь и похождения Гусмана де Альфараче» (автор — Матео Алеман).

 

Английское Просвещение было связано с общеевропейским своей антифеодальной и антицерковной направленностью, но имело и свои особенности. Историческими предпосылками его возникновения послужили буржуазные революции в Англии XVII в. После реставрации монархии Стюартов (1660) наступило время стремительного роста торгового и денежного капитала, однако в стране были восстановлены абсолютистские порядки, политика правительства мешала развитию производительных сил, конституция не соблюдалась, деятели революции подвергались преследованиям. К концу 80-х гг. возникла сильная оппозиция абсолютизму, официальному вероисповеданию и иностранной политике короны.

Первый - Раннее Просвещение (1689-20-е гг. XVIII в.), которое характеризуется в целом оптимистическими представлениями о мире: новые порядки воспринимались некоторыми просветителями (сторонниками философии Шефтсбери) как разумные и справедливые, соответствующие порядкам «естественным». В литературе эта линия проявилась в творчестве поэта-классициста Александра Поупа (1688-1744), который пользовался огромным авторитетом в литературной среде. Он являлся автором многих философских и сатирических поэм. Его трактат «Опыт о критике» (1711) был теоретическим обоснованием английского просветительского классицизма. 5 В поэмах «Опыт о морали» (1731-1735) и «Опыт о человеке» (1732-1734) он утверждал веру в возможность гармонии всего сущего, но при этом критиковал общественные пороки. Воззрения Шефтсбери разделяли также авторы и издатели сатирико-нравоучительных журналов «Болтун» (1709-1711), «Зритель» (1712-1713), «Опекун» (1713-1714) Р. Стил и Дж. Аддисон. Они не только осмеивали существующие в обществе предрассудки, но и утверждали принципы просветительской морали. Журналы способствовали развитию просветительского реализма и созданию романа, основного жанра английского Просвещения.

Второй этап- Зрелое Просвещение (40-60-е гг.). Это было время апогея Просвещения, полного господства его идей в философской и культурной жизни Англии. В это время окончательно сформировался под пером Филдинга, Ричардсона, Смоллета основной жанр - семейно-бытовой, нравоописательный роман воспитания, в котором выражалось доверие к человеческой природе, уважение к заложенным в человеке возможностям - его разуму, воле, энергии. В романе отразились основные черты просветительского реализма: он широко и полно описывал английскую жизнь, быт и нравы. Характер человека, его поступки и мораль определялись воздействием внешней среды, в которой человек вынужден жить. Роман отличался честностью в изображении человеческих слабостей и падений, в нем не было бездумной идеализации человека. Однако в это же время наблюдается начало кризиса просветительского оптимизма. Коррупция государственного аппарата, жестокое колонизаторство, нищета народа, разочарование в результатах исторического прогресса в Англии, а значит, и в идеалах просветительства проявились у писателей в различных формах: в сомнении в святости буржуазного разума, в социальной критике существующих отношений.

Третий этап Просвещения - сентиментализм (начиная с 60-х гг.). Это движение возникло под влиянием социальных процессов огораживания и промышленного переворота. Оно знаменовало разочарование в просветительских иллюзиях и выражало кризис идей Просвещения. Наиболее ярко сентиментализм проявился в лирике и прозе.

Буржуа по происхождению, предприниматель по духу, участник множества коммерческих операций, политический деятель, один из основоположников европейского романа, Даниэль Дефо (1661-1731) признавался: «Судеб таких изменчивых никто не испытал». Все его творчество было результатом практического житейского опыта, оно обращено к любознательности, здравому смыслу. Дефо был талантливым публицистом. Занимаясь журналистикой, он решал самые актуальные проблемы своего времени. В труде «Опыт о проектах» (1697) Дефо разработал целый ряд политических, экономических и общественных реформ, которые имели огромное значение, поскольку удовлетворяли практические потребности страны. Стихотворный трактат «Чистокровный англичанин» (1701) написан как протест против нападок аристократов, сторонников Стюартов, на короля Уильяма III, занявшего английский престол после «Славной революции», за то, что тот не был англичанином. Писатель защищает не столько короля, сколько завоевания революции и законы нового строя. Весь памфлет - это сатира на чистопородную знать. Дефо не только доказывает, что спесь и корыстолюбие составляют главные ее черты, но и то, что в Англии нет старинной аристократии. В финале трактата личная доблесть и заслуги противопоставляются лживому фамильному гонору. Религиозные вопросы и проблему веротерпимости Дефо решает в трактате «Кратчайший способ расправы с диссентерами» (1702), опубликованном анонимно. Автор, выдавая себя за сторонника англиканской церкви, дает совет физически уничтожить всех инакомыслящих. Однако при внимательном чтении трактата стало очевидно, что все доводы англиканской церкви сводятся к абсурду. Имя автора было открыто, и его приговаривают к стоянию у позорного столба и тюремному заключению.

Перед наказанием Дефо печатает «Гимн позорному столбу» (1703) - и вместо позора его ждет триумф. Дефо понимал сущность капиталистической системы и принимал ее: его привлекала свобода частной буржуазной инициативы, возможность торговой экспансии и экономического процветания.

Дефо - автор семи романов («Записки кавалера», 1720; «Капитан Синглтон», 1720; «История полковника Жака», 1722; «Моль Флендерс», 1722 и др.). На творчество Дефо-романиста большое влияние оказал плутовской роман. Жизненный путь героев Дефо одинаков - преступления, богатство, довольство, раскаяние в содеянном уже после обретения стабильного и обеспеченного положения в обществе. За исключением Роксаны («Роксана», 1724), они не отличаются богатым духовным миром, главные их черты - трезвость, практичность, здравый смысл.

Самым известным романом Дефо стало его первое сочинение в этом жанре «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719-1721). Он состоит из трех частей; пребывание Робинзона на необитаемом острове; путешествие Робинзона по странам Востока, в частности по России; и наконец - «Серьезные размышления Робинзона» - итог моральных правил самого Дефо. «Робинзон Крузо» - первый просветительский роман Англии. В нем широко использованы уже существовавшая традиция авантюрного, приключенческого романа, а также особенности документальной прозы, отчетов о путешествиях. Такие отчеты писали капитаны кораблей, миссионеры, образованные купцы. Отчеты были лишены живописных элементов и отличались точностью и деловитостью. Дефо сумел слить документальный жанр с жанром художественным, а стиль путешествий он использовал как художественный прием. Проза писателя отличается простотой и точностью, язык его четок, почти протоколен, форма напоминает судовой журнал.

«Робинзон Крузо» можно расценить как роман воспитания.

Джонатан Свифт (1667-1745) - крупнейший сатирик в истории мировой литературы. Он отличался от других писателей английского Просвещения тем, что не только отрицал феодализм со всеми его пережитками, но и, прозорливо оценивая новые буржуазные отношения, считал их враждебными человеку по самой своей природе.

Творческое наследие Свифта составляют трактаты и роман. Первый его трактат «Битва книг» (1697) разрешал проблемы эстетики и был откликом на «спор древних и новых», разгоревшийся во Франции. Рисуя библиотеку и сражение древних и новых книг (первые выступают в организованном, боевом порядке во главе с прославленными вождями, а вторые хоть и сильны, но недисциплинированные), писатель сопоставляет мнения поклонников античной и новой литературы. Он переводит полемику из области пустой критики в область широких противопоставлений. Свифт - решительный противник канонизации античного искусства, он - за его творческое использование, он - против кабинетной, оторванной от жизни литературы, он - за литературу, несущую знания, широту мысли, радость. Трактат «Сказка бочки» (1704) - это просветительский документ, подлинная исповедь гуманиста, первая строчка которой гласит: «Написана для общего совершенствования человеческого рода». Этот цикл очерков является сатирой на английское общество. В нем затронуты проблемы религии, политики, науки, философии, искусства, говорится о конкретных событиях и лицах эпохи. Но это и сюжетное произведение с антицерковным содержанием. Используя аллегорию, автор говорит об отце (христианство), который оставил трем своим сыновьям в наследство три одинаковых кафтана (Священное писание) с обязательством не менять их, следуя моде. Три его сына - это воплощение трех форм религии: Петр - католицизм, Мартин - англиканство, Джек - пуританство. Описывая их существование в виде пародийного жития, Свифт показывает борьбу за власть, в которой благодаря хитрости, цинизму, надувательству преуспевает Петр, а также их тягу к богатству, распутство и лживость. Особенно остро высмеяны пуританское лицемерие и хищничество. Писатель говорит об опасности религиозного фанатизма и продажности, характерной для тогдашней Англии. Осмеивая обряды этих форм религии, Свифт терпимее относится к англиканской церкви, но не потому, что ее доводы более разумны, а потому, что они менее абсурдны. Большую роль играют политические памфлеты Свифта, которые он написал в годы войны за Испанское наследство (1702-1713). В них автор выступает за прекращение бессмысленной бойни, за реформы по улучшению жизни в Англии, за благоденствие всей нации. Но особое место следует отвести памфлетам, созданным в Ирландии, где писатель жил с 1713 г. до самой смерти. Он становится вождем национально-освободительного движения в этой первой английской колонии, потерявшей политическую независимость, подвергавшейся религиозным гонениям. В памфлетах Свифт решает проблему политическую. Он показывает, что для лорда-наместника Ирландии занимаемая должность - это только средство обогащения за счет подчиненной страны; кроме того, наместник воплощает черты, характерные для английского парламентаризма в целом, т.е. продажность и беспринципность. Автор доказывает, что причина разорения и обнищания Ирландии заключена в уничтожении национальной промышленности, развитию которой англичане препятствовали, боясь конкуренции.

Свифт призывал нарушать английские постановления, развивать национальную торговлю. Особое значение имеют «Письма суконщика» (1722-1724), написанные от лица дублинского торговца.

Генри Филдинг (1707-1754) был одним из самых значительных писателей века Просвещения, подлинным демократом и гуманистом, основоположником реалистического романа. Писательскую деятельность он начал с драматургии и публицистики (Филдинг - драматург создал 27 произведений для театра). Драматургическая деятельность писателя была прекращена введением правительственного закона о театральной цензуре от 1737 г. Пьесы Филдинга отличались воинствующим демократизмом и прогрессивной политической настроенностью. Они подрывали общественные устои, содержали нападки на правительство, законы, религию, священнослужителей и министров. Театр Филдинга был поставлен на службу общественному прогрессу.

Однако широкую писательскую известность принесли Филдингу именно романы. Благодаря этому писателю роман стал законченным и полноценным жанром. В его произведениях фабула имеет единую композиционную линию, каждый персонаж разработан логически и все они взаимосвязаны. Теоретические воззрения на этот жанр автор выражал в предисловиях к своим сочинениям, во вступительных главах, в отступлениях. Роман он именовал «комическим эпосом в прозе», потому что в нем широко и многогранно изображалась действительность. Сложные судьбы его персонажей отражали разнообразие жизни. Романы Филдинга - уже не плутовские, они - не о приключениях, а о человеке; характеры и обстоятельства развиваются в логической последовательности. Писатель создает новый характер: он не смешивает в одном лице добрые и злые черты, а показывает, почему один и тот же человек может быть и хорошим и злым. Филдинг в романах воплощал комизм характера, а не комизм положений; его юмор связан с просветительской мудростью и имеет важное значение - это главное средство борьбы с лицемерием и ложью.

 

III. Литература XVIII века основные представители английской литературы

К началу XVIII в. Англия пришла, пережив буржуазную революцию середины XVII в., суд над королем Карлом I и его казнь, режим буржуазной военной диктатуры Кромвеля, реставрацию монархии Стюартов и «Славную революцию» 1688–1689 гг., посадившую на трон Вильгельма III Оранского и королеву Марию.

Незавершенность революции обусловила политическую борьбу в годы реставрации Стюартов, ибо буржуазия и новое дворянство притязали на перераспределение политической власти, которая оставалась в руках крупной земельной аристократии. Разногласия привели к образованию в парламенте двух партий — тори («партия двора») и вигов («партия страны»). Партия тори в своей основе состояла из крупных земельных аристократов. В партию вигов входили наряду с помещиками также купцы, фабриканты, мелкие чиновники. Основной конфликт двух враждующих партий отражал политико-экономическое соперничество между земельной и финансовой аристократией и торгово-промышленной буржуазией.

Таким образом, в силу исторических причин, пережив в XVII в. две буржуазные революции, Англия оказалась у истоков европейского Просвещения. Условно начало английского Просвещения принято датировать годом свершения «Славной революции».