Война и мир».

Казаки».

С 1851 – 54 год Т служит на Кавказе. На фоне войны с чеченцами возникает замысел четвёртой части «Молодость» в 1852 г. но Т долго не может его реализовать, работает более 10 лет. Повесть Казаки появляется в 1863 году. По смыслу – продолжение автобиографической трилогии. Ведущая – тема естественного человека, но если в автобиографической повести естественный человек НИ, а здесь – Казаки. Казаки имели право на поселение, свободны от крепостного права, имели право землевладения. Гребенские казаки на берегу Терека, часть Войска Донского. С точки зрения Т – казаки – воплощение русского народа в его лучшем начале, богатырство, идеал русского народа.

Дмитрий Оленин – автобиографический герой Т. появляется тема гор, единство героя и природы. Проблема этой повести: может ли человек типа Т, дворянского круга пережить единство с идеальными русскими людьми. Герой хочет быть с ними и жить, как они. Вопрос в возможности этого единения. Подробное описание быта станицы. Естественный человек поворачивается определённой гранью: человекозверь, оптимально проявленный в этой повести. Казаки естественно убивают и обманывают, живут, в целом, своими инстинктами. Входит идеал плотского человека. С точки зрения Т человекозверь нравственен, как и животные. Проблема ДО, как стать своим в мире казачества. Очевидной особенностью казаков является единая душа и единая жизнь. Проблема Т и ДО, изображение 2х сил: казачество и офицерство, противопоставленные друг другу. ДО – единственный человек, пытающийся пробиться в мир казачество. Дед Ерошка – воплощение человекозверя, его мудрость не философская.

Описание женщины-казачки (Марьяна), она свободна и органична в мужском мире. М – богатырка. ДО мечтает жениться на М. этот брак для него – факт единения с народом. Лукашка – истинный герой и богатырь казачьего мира. Истинная любовь Марьяны и Лукашки. ДО оказывается совершенно лишним, мир казачества оказывается совершенно замкнутым.

Финал повести: задумывался финал с единением ДО и М. ДО уезжает из станицы. В итоге эта повесть о прекрасном мире естественных людей, и отлучение автобиографического героя от этого мира. Ответом на эту проблему станет последующая философия Т.

 

История создания. Создаётся в кризисную эпоху 60-х годов. С отменой крепостного права ожидали наступления золотого век , царило настроение национального кризиса. В эту эпоху кризиса в жизни Толстого самое счастливое время. Роман вырастает на категории общего кризиса и личной гармонии. Для Т непринципиально, какого рода кризис – общенациональный или личный.

Т совершил вход в русскую историю для осмысления способов преодоления кризиса. Со второй половины 50-х годов начинают возвращаться декабристы, один из них, Сергей Волконский, родственник Т. первой идеей исторического кризиса Т было Восстание декабристов. 1856-61 гг. – работа над романом «Декабристы». Обратившись к восстанию декабристов, он осознал, что этот тип личности сформирован Войной 1812 года. Также он осознал, что Война 1812 года, самый глубоуий и общенациональный кризис, Россия на гране жизни и смерти (Наполеон в Москве). Размышляет об изображении первой войны с Наполеоном – 1805 – 1807.

1863 – 1869 – создание и публикация романа. Т перерабатывает огромное количество материалов: литература, история, мода.

Официальная версия – 8 вариантов романа, в реальности их было гораздо больше. С. А Толстая переписывала эти материалы от руки. Принципиальное явление – толстовская философия истории.

Философия истории.

«История есть бессознательная общая роевая жизнь человечества…»

В центре размышлений Т – определённое историческое событие, причина его происшествия. Ключевым понятием его философии истории является частная жизнь человека, «миллионы и миллионы воль, желаний, стремлений…».

В рамках этого исторического события все люди живут своими частными жизнями, но частные жизни сливаются воедино.

«Вектор развития» - результат слияния частных жизней людей, в результате решения этого арифметического большинства поворачивает вектор истории в одну или в другую сторону.

«Фатализм» Т – событие не может изменить исторического события, но его личный вклад в большинство способствует совершению этого события. Бессознательная общая роевая жизнь.

В связи с ВиМ вводится понятие единой Души нации.

Идея частной жизни каждого человека в контексте романа приводит к тому, что война и мир одинаково важны.

Проблема исторической личности. Особая роль личности в истории напрямую связан с личностью Наполеона, который сыграл колоссальную роль в Новой Европе. Роль одного человека в истории. Нет личности – нет события. С точки зрения Т, участие Н в истории ровно такое же, как участие любого другого человека, он один из миллионов.

Принцип одинаковой важности организует художественную структуру романа. Категории войны и мира пронизывают друг друга, переходит из одного в другое. «Сцена охоты Ростовых» - борьба в мире. Т вводит басню Крылова «Волк на псарне», посвящённую Войне 12 года. Когда эта басня была опубликована, Кутузов попросил прочитать её перед войсками. Война и мир глубинно переплетаются, существуют в симбиозе. Мир и мiр – невойна и всемирность, в первой публикации первый вариант. Принципиальна позиция Т о миллионах жизней определила название мир.

Философия истории определила и жанр романа-эпопеи – уникальный, редко встречающийся жанр, гибридный. В основе романа судьба личности и характер. Эпопея – разновидность эпоса, в котором выражены коллективные, национальные, исторические и государственные идеи времени. Считается, что собственно эпопея восходит к Илиаде. Роман-эпопея восходит к Одиссеи. специфика романа-эпопеи в абсолютном равенстве одного человека и всей истории, что восходит к толстовской философии истории. Жанр романа-эпопеи определил художественную специфику произведения: многосюжетность, считается самым населённым художественным произведением в мировой культуре. Описанных и представленных героев более 500, есть версии о более, чем 700 героев.

Колоссальный хронотоп: с 1805 – 1819 гг, Россия и Европа.

Основной принцип романа – синтез войны И мира. Весь текст строится, как единый процесс движения и развития истории и человека; диалектика исторического процесса и диалектика души (монолог Болконского под небом Аустерлица).