Сословно-представительная монархия

Особенности сословно-представительной монархии в Европе и России

Существует две формы государственного правления: республика и монархия.

Сословно-представительная монархияэто форма феодальной монархии, при которой власть правителя сочетается с органами сословного представительства.

Западно-европейские сословные органы в основном сформировались в XII–XV вв.

Таблица. Европейские сословно-представительные органы
Сословно-представительный орган и его палаты История
Испанские Генеральные Кóртесы – совещательные двухпалатные (Палата депутатов и Сенат) сословно-представительный органы, созываемые королем, состоявшие из дворян и духовенства, а затем и из горожан. 1137 г. – конец XVIII в. – 1137 г. – первый созыв. – 1188 г.(в Леоне, в других землях – XIII в.) – привлечение в кортесы горожан. – XIII–XIV вв. – играли активную роль, способствуя росту влияния городов и ограничению произвола феодалов, стремились ограничить королевскую власть. – с середины XIII в. – принимали присягу короля. Позиции кортесов в различных королевствах Испании были неодинаковыми: в Арагоне они ограничивали власть короля, а в Кастилии поддерживали ее. – с конца XV в. – ограничение влияния кортесов и сфер их деятельности. – с конца XVIII в. – кортесы прекратили свое существование. – 1812 г. – активная роль. – 1814-20, 1823-34 гг. – не созывались. – с 1836 г. – принимали редакции Конституции Испании.
Английский парламент – высший постоянн действовавший законодательный двухпалатный орган, состоящий из не избираемой верхней палаты – Палаты лордов (высшее духовенство англиканской церкви, члены пэрства) и избираемой нижней палаты – Палата общин (рыцари и горожане).   – Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне. – По обычаю, все министры, включая премьер-министра, выбираются исключительно из состава парламента. с 1215 Парламент Англии – 1215 г. – Иоанн Безземельный принял Великую хартию вольностей, согласно которой король не мог назначать новых налогов без согласия королевского совета, который постепенно эволюционировал в парламент. – 1265 г. – первый созыв. Имущественный избирательныйценз: наличие ежегодной ренты в 40 шиллингов, в городах – ценз различался. – 1341 г. – парламент разделился на две палаты. Ни один закон не мог быть принят без согласия обеих палат и Короля. Также Эдуард III Плантагенет (1312-1377) лишился права облагать пошлинами товары и шерсть без ведома палат (1353 г.); пэры получили право на собственный суд пэров (1354 г.); палата общин добилась назначения контролеров для проверки королевских отчетов в расходовании субсидий; а также король должен был советоваться с лордами при выборе министра, после чего последний присягал в парламенте. – XVII в. – Карл I конфликтовал с Парламентом, потом Оливер Кромвель ликвидировал Палату лордов и подчинил Палату общин. После смерти Кромвеля была восстановлена монархия и Палата лордов. – С 1688 г. – появились элементы конституционной монархии (согласие Марии II и Вильгельма III с английским Биллем о правах, по которому: - король не мог приостанавливать действие законов и их исполнение; - король не мог вводить налоги на нужды короны, - подтверждалась свобода слова и дебатов; - подтверждалась свобода выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) и др.)   Парламент Шотландии – 1235 г. – Королевский Совет епископов и графов превратился в «коллоквиум», имевший политическое и юридическое значение. – 1326 г. – появление однопалатного собрания священников, землевладельцев и горожан, обладавшее властью в фискальной сфере, влиянием на законодательство, суды, внешнюю политику и военные дела. Три сословия избирали Комитет статей, разрабатывающий законы, которые затем представлялись палате на утверждение. – 1567 г., после Реформации – исключение католичества из парламента, а после упразднения в 1638 г. епископата парламент стал полностью светским собранием. – XVI-XVII вв. (при Якове VI и Карле I) парламент фактически подчинялся королю. – 1639-40 гг. – победа над королем и усиление парламента. – 1657-60 гг. – англо-шотландская парламентская уния при О. Кромвеле. – 1660 г. – восстановление парламента при Карле II. – 1688 г. – Славная революция ликвидировала систему королевского патронажа над парламентом и обеспечила свободу выборов и обсуждения законопроектов.   Парламент Ирландии – 1264 г. – создание ирландского Парламента для представления англичан в Ирландии при отсутствии избирательных прав у коренных (гэльских) ирландцев. – 1541 г. – предоставление гэльским ирландским вождям права заседания в ирландском парламенте при Генрихе VIII, объявшем о создании Королевства Ирландии и высадившимся там с армией. – XVII-XVIII вв. – лишение католиков избирательного права (по кромвелевскому Акту о поселении 1652). Парламент Великобритании – 1707 г. – принятие Акта об унии парламентов Шотландии и Англии и создание Парламента Королевства Великобритания. – С 1714 г. – при Георге I власть начала постепенно переходить от монарха к парламенту. Так министры стали опираться на поддержку Парламента. – К концу XVIII в. – монарх влиял на парламент, в котором преобладала английская аристократия. Избирательное право было у земельных дворян. Парламент Соединённого Королевства – 1801 г. – было создано Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии, а представители Ирландии вошли в парламент Соединённого Королевства.
Французские Генеральные штаты совещательный орган, созываемый по инициативе королевской власти представителей духовенства, дворян и городской верхушки в критические моменты для оказания помощи правительству, в основном для квотирования налогов.   – Каждое сословие заседало отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). – Т.к. города постоянно воевали с дворянами, Г.ш. не смогли добиться прав английского парламента 1302-1789 – 1302– 1-й созыв в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII – Усиление значения в периоды: - 1337-1453 – Столетней войны, - 1357-58 – Парижского восстания, - 1358 – Жакерии – 1357 г. –великий мартовский ордонанс (кор. указ), по которому Г.ш. получили право: - самостоятельно собираться 2 раза в год, - назначать королевских советников, - по своей воле разрешать налоги или отказывать в них – С конца XIV в. чаще созываются собрания нотаблей (нотабли – назначенные королем представители высшего дворянства, духовенства, городской верхушки, входившие в совещательные собрания, созванные королем для обсуждения госвопросов). – С конца XV в. – упадок, связанный с развитием абсолютизма (1484-1560 – не созывались, 1560-1593 – оживление деятельности в период Религиозных войн, 1614-1789 – не созывались). – 1789 г. – последний созыв накануне Великой французской революции, объявление себя Национальным собранием, а затем Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.
Нидерландские Генеральные штаты – совещательный орган, созываемый по инициативе короля из представителей духовенства, дворян и городской верхушки в критические моменты для оказания помощи правительству, в основном для вотирования налогов. 1463-1795 – 1463 г. – 1-й созыв – после объединения Нидерландов бургундскими герцогами. – 1477 г. – «Великая привилегия» – расширение полномочий. – 1566-1609– во время Нидерландской буржуазной революции – Г.ш. были центром буржуазно-дворянской оппозиции испанскому режиму, а с отделением Северных Нидерландов – высшим постоянно действующим законодательным органом Республики Соединённых провинций. – последний созыв – до Батавской революции 1795 г.. – 1815 г. – восстановлены в Соединённом королевстве Нидерландов. – В современном Королевстве Нидерланды Г.ш. называется парламент.
Польский Сейм – двухпалатный сословно-представительное орган, пользовавшийся законодательною властью и состоявший из Верхней палаты – сената (архиепископы, епископы, воеводы, каштеляны и 10 министров) и нижней палаты – посольской изба (послов сеймиков). Польский сейм   – наличие местных сеймиков (поголовных собраний шляхты) (до 60 сеймиков). Иногда съезжались послы от отдельных воеводств. – 1454 г. – получение сеймиками права одобрения королевских законов, введения налогов и начала войн. – Для объединения решений земских сеймиков депутаты от них собирались на три генеральных (провинциальных) сейма. 1468 г. – генеральные сеймы через депутатов общались друг с другом. Принятые на съездах решения доставлялись королю, готовился «вальный» сейм всей Польши, на котором каждый посол представлял свою землю, а не весь народ. – до середины XV в. – главная роль на съездах принадлежала панам и должностным лицам, но затем перешла ко всей шляхте (польским дворянам). – 1505 г. – Конституция короля Александра установила необходимость согласия сейма на новые законы. Сейм в это время сложился окончательно. – Постепенно сейм ослабел, а сеймики стали назначать начальников воеводских дружин, каштелянов, старост, трибунальных судей, чаще собираться, контролировать независимого от правительства казначея воеводства. сеймики составляли конфедерации с целью поддержать порядок как внутри страны, так и извне, а конфедерации слились в одну генеральную конфедерацию. – 1573 г. – до XVIII в. – введение сроков (раз в два года) для собирания сейма, с правом короля на созыв чрезвычайного сейма. Сеймовые постановления издавались с согласия и от имени короля.

 

В XVI-XVII вв. сословно-представительная монархия сменяется абсолютизмом.

В России органами сословного представительства были Земские соборы.

Земский соборсобрание, созванное царем для обсуждения важных вопросов жизни страны и состоявшее из высших церковных иерархов («Освящённый собор»), бояр (Боярская дума) и высокопоставленных чиновников (думных дворян и дьяков и начальников приказов, дворецкого, казначея и др.), а также в ряде случаев дворян, горожан (в XVII в.) и казаков (представители Земли).

Первый созыв –1549 г. или 1550 г.

Последний:

- 1653 г.полноценный,когда присутствовали все сословия собора (о принятии в состав России Левобережной Украины);

- 24.04.1682(для утверждения царем Петра I), 26.05.1682 (для утверждения царями Петра I и Ивана V)или 1683-1684 гг. (о вечном мире с Польшей)– когда были приглашены только представители определенных сословий.

В состав соборов XVI в. включались лица по своему служебному положению и принадлежащие к тому сословию, чей вопрос рассматривался. Государь сам перечислял те сословия, которые он хотел бы видеть на соборе.

Соборы XVII в. созывались по царским грамотам, рассылавшимся по городам к воеводам или губным старостам, с призывом прислать в Москву выборных людей для совета (от горожан, казаков и дворян).

Вскоре выборные люди уже не представляли определенную местность, а только информировали царскую власть о положении дел на местах (XVII в.).

 

Таблица. Типы вопросов, решавшихся на Земских соборах в России в XVI-XVII вв.
Содержание Примеры
1. избрание царя в период междуцарствий 1598 г. – избрание царем Бориса Годунова, 1613 г. – Михаила Романова, сопровождение на престол российских царей Федора Ивановича (1584 г.) и Алексея Михайловича (1645 г.). Однако в распоряжении историков нет данных, позволяющих утверждать, что эти правители были именно избраны соборами на трон.
2. решение внешнеполитических вопросов а) российско-польские отношения (1566 (о заключения мира с Польшей во время Ливонской войны), 1580, 1591, 1610, 1611, 1621, 1622, 1651 и 1653 (о принятии левобережной Украины в состав России) гг.), б) отношения России с Крымом и Турцией (1598, 1604, 1637 (донские казаки захватили в 1637 г. турецко-татарскую крепость Азов и попросили Михаила Федоровича включить Азов в состав России и прислать военную помощь. Было решено отклонить предложение «азовских сидельцев», опасаясь войны с Турцией. Азов был оставлен) и 1642 гг.)
3. обсуждение правовых кодексов (1550 и 1648-49 гг.) 1550 – Судебник Ивана IV 1649 – Соборное уложение Алексея Михайловича
3. введение новых налогов 1613-1622: 1614 г. – сбор «пятой деньги» с торговых людей; 1617 г. – «сошные» деньги с жителей посадов и уездов и «пятую деньгу» с тех, кто «сверх своих пашен торгуют». Кроме «пятинных» и «сошных» налогов, Земские соборы давали согласие на взимание «запросных» денег и других сборов и «запасов»; 1634 – чрезвычайный налог из-за войны с Польшей). Но налоги назначались правительством и без согласия соборов. Просто в период восстановления хозяйства после Смуты Соборы разделяли с власть имущими ответственность за непопулярные фискальные мероприятия.

 

 

Российские Земские соборы середины XVI–XVII вв. следует сравнивать не с современными им западноевропейскими представительными учреждениями, а с теми же органами XIII–XV вв. Потому, что сословно-представительная монархия формируется в период образования централизованных государств и помогает монархам укрепить их власть. В Европе это – XIII–XV вв.

В России Земские соборы появились при Иване IV, пытавшимся уничтожить последние уделы, а в XVII в. земские собрания помогали восстановить ослабленную в результате Смуты центральную власть.

Общие черты российских и европейских сословно-представительных органов:

1. Отсутствие четких законов (хартий), регулировавших созыв и деятельность представительных органов. Исключение – Англия.

2. Условная сословная представительность из-за отсутствия представителей крестьянства. Исключение – Испания.

3. Принятие решений о внешнеполитической, налоговой и законодательной деятельности, как правило, одобрявших решение монарха.

Особенности Земских соборов:

1. Отсутствие четкой организационной оформленности. В Европе «третье сословие» составляло отдельную палату, в России выборные делегаты обсуждали вопросы по группам («статьям»): стольников, московских дворян, стрельцов и и.д. А Освященный собор и Боярская дума функционировали как в составе от земского собора, так и независимо от него.

2. Земские соборы – условные органы сословного представительства из-за окончательного оформления сословий только во 2/2 XVIII в. (в Жалованных грамотах Екатерины II).

3. кратковременность существования: 100 лет (1549/1550–1653 гг.) или чуть более 130 лет (1549/1550–1684 гг.).

Пройдя процесс легитимации, т.е. получив общественную поддержку, монархия перестала опираться на Земские соборы и Патриарх Никон посоветовал Алексею Михайловичу их больше не созывать, т.к. «умаляют они достоинство царское». Со второй половины XVII в. начинает формироваться и оформляется в начале XVIII в. абсолютная монархия.