ПРОПОВЕДЬ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

 

Кирилл, в миру Константин[4] (827 – 869 гг.). Его брат Мефодий (в монашестве), в миру, традиционно, точных сведений нет, его называют Михаил (815 -885 гг.). (По всем статьям обошел: и раньше родился и позже умер J) Оба родились в семье аристократа в Солуни (Фессолоники). Их отец был военноначальником в городе. Причем Михаил (Мефодий) был самым старшим, а Константин (Кирилл) – самым младшим. Всего было семь сыновей. (Подружились крайние J). Что касается Фессолоник, то данный регион находится на Балканах, причем город находится, по крайней мере тогда находился, на стыке греческого и славянского миров, поэтому Кирилл и Мефодий самого момента рождения, воспитания, образования знали греческий язык и местное наречие. Впоследствии мы будем говорить, что они изобрели азбуку, но изобрели не на пустом месте. У них была уже серьезная база. Что касается Михаила (Мефодия), то он решил пойти по стопам отца и сделать хорошую военную карьеру. В принципе, на первоначальном этапе у него все неплохо получалось, он достиг некоторых высот, но поскольку Византия особая страна, где ты сегодня царь, а завтра тебя вообще нет, и, наоборот, сегодня ты крестьянин, а завтра ты император Римской Империи, его судьба повернулась иначе. В это время Византия переживает очередной переворот, в ходе которого Михаил понимает, что единственное спасение для него – это монастырь, потому что в противном случае, его, как сторонника одной из политических групп, должны просто на просто убить. Это, кстати говоря, это очень частая история. В ходе военных политических переворотов наиболее гуманный способ устранения конкурента – это постриг. Принимая решение о монашеском постриге, Михаил уходит на гору Олимп, где подвизается в одном из монастырей. Но на первоначальном этапе он пытался сделать военную карьеру. Это очень важно для понимания дальнейших событий, потому что говорит о том, что родившись в семье человека состоятельного, братья могли получить, и получили хорошее качественное образование[5]. Что касается Константина, то он младший сын своих родителей, получает образование в Константинополе в 840 –е годы. Что это за время? В 842 году закончился иконоборческий период[6], период упадка образованности, период деградации. С этого времени начинает постепенно неспешно развиваться образование в Византии. Византия возвращается к корням, к истокам, пытается каким-то образом достичь прошлого могущества и блеска в области образования. Обучение Константина как раз приходится на этот период. Именно в это время прим. 842-843 гг. был учрежден в Константинополе Магнаврский университет, который располагался в залах императорского дворца. В нем преподавали довольно-таки известные специалисты, и Константин получивший там классическое образование (тривиум и квадриум (философия, богословие, риторика и т.д.)), был известен своими выдающимися способностями. Его пытались оставить в Константинополе для того, чтобы он там занимался какой-то научной деятельностью, оставляют в качестве хранителя библиотеки при храме Святой Софии. Однако книжная пиль надоедает Константину и он отправляется в добровольную ссылку, тайно, на западное побережье Черного моря (территория современной Болгарии) и подвизается в одном из монастырей, но не в качестве монаха, а просто молитвенника. Но в Византийской империи скрыться невозможно, его находят, возвращают обратно в Константинополь и ставят, как бы сейчас сказали, профессором этого Магнаврского университета, который он недавно окончил. Он уже преподает сам. В 40-е годы происходит очень важное событие, поворотное для Константина. Дело в том, что, как уже было сказано, это период, когда закончилась иконоборческая эпоха, начинается новая эпоха, но иконоборцы еще были. Причем они были хорошо подкованы в интеллектуальном отношении, и победить их в диспутах было не так уж просто[7]. В это время между Константином, как одним из наиболее даровитых профессоров этого университета, и бывшим патриархом-иконоборцем Иоанном, которого пренебрежительно называли Анний, был устроен публичный диспут в Константинополе. В принципе такие общественные дискуссии, дебаты были всегда популярны. Учеба в школах Платона и Аристотеля также проходила в ходе таких совместных дискуссий, они были очень популярны и в Византийской империи между представителями православных и монофизитов, православных и монофилитов и т.д. Периодически такие диспуты проходили, как правило, при огромном стечении народа. Здесь происходит подобная встреча. Встречаются православный и иконоборец. Константин побеждает Анния в этой дискуссии и после этого ему присваивают титул «Философ». Его слава теперь гремит по всему Константинополю, его знает и сам константинопольский патриарх Фотий, и сам император Михаил III (Пьяница).