ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Периодизация русской церковной истории встречается разная. Каждый из историков, особенно XIX века пытался выделить что-то свое особенное. Мы же будем придерживаться следующей хронологии:

I. 988г. – 1237г. (1242г.) Период Киевской Руси или его еще называют Домонгольский период. От 988 года – года Крещения Руси до татаро-монгольского нашествия. Политическое событие, которое оказало серьезное влияние на церковную жизнь в том числе.

II. 1237 г. (1242 г.) – 1448 г. Монгольский период. Если рассматривать политическую историю, то этот период заканчивается в 1480 году, когда татаро-монгольское иго было сброшено, но в церковном отношении гораздо важнее иная цифра, а именно 1448 год – год автокефалии русской Церкви.

III. 1448 г. – 1589 г. Период автокефалии(независимости)русской Церкви. С этого времени всех русских митрополитов мы поставляем независимо от Константинополя. До 1448, т.е. на протяжении пяти веков русская Церковь являлась епархией, митрополией, которая входила в состав Константинопольского патриархата. Мы подчинялись Константинополю и митрополитов рукополагали именно там. С 1448 года (правда, не имея на то никаких законных оснований, но, тем не менее) мы митрополитов стали поставлять самостоятельно.

IV. 1589 г. – 1700г. (1721 г.) Патриарший период. 1589 г. – учреждение патриаршества. Начинается патриархий период, который заканчивается 1700 годом – смертью патриарха Адриана или по второму варианту 1721 годом. В чем здесь дело? Это эпоха Петра I. В 1700 году умирает патриарх Адриан и император (а тогда еще царь) не желает избирать нового патриарха и откладывает это мероприятие на неопределенное время. Время затягивается и в конечном итоге все это заканчивается тем, что в 1721 году был учрежден духовный регламент и Святейший Правительствующий Синод. Начинается новая эпоха – Синодальный период. Но проблема вот в чем. 1700 год – патриарх умирает, нового патриарха не избирают, но синодальный период еще не начинается, потому что Синода-то еще как такового тоже не существует. Он учреждается только 1721 году. Вопрос: а куда относить эти двадцать лет? Соответственно, разные историки иногда относят их к патриаршему периоду, иногда – к синодальному, иногда каким-то другим особым образом выделяют. Но в данном случаем мы будем придерживаться следующего: по духу, по тем решениям, которые принимались, этот период, эти первые два десятилетия ближе все-таки к синодальному. Поэтому патриарший период мы будем завершать 1700 годом, и начинать новый синодальный период, несмотря на то, что сам синод был учрежден в 1721 году.

V. 1700г. – 1917 г. Синодальный период. В 1917 году на поместном Соборе православной Церкви был избран патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин), выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии.

VI. 1917 г. – 1988 г. Существование Церкви в условиях атеистического государства. В 1988 году русская Церковь (и в принципе Советский Союз) отмечает тысячелетие Крещения Руси. Это период перестройки и после этого торжественного празднования в стране складывается новая система отношений Церкви и государства. Церковь получает некоторые свободы. Система взаимоотношений Церкви и государства после празднования тысячелетия Руси меняется самым, что ни на есть, коренным образом. Поэтому период гонений, период своеобразного существования Церкви в рамках атеистического государства обычно ограничивают этим годом. Понятно, что после падения Советского Союза вообще все совершенно начинает складываться.

VII. С 1988 г. до настоящего времени продолжается новый период в истории Церкви, еще не получивший названия.

Есть еще целый ряд периодизаций, но они во многом перекликаются. Однако, здесь нет еще одной даты, даты действительно очень важной, а именно 1666 – 1667 – Большой Московский Собор (или Московский Собор Больших Ошибок). Собор, после которого возникает старообрядчество. Одна из идей состоит в том, что если бы не те события, которые произошли тогда в XVII веке, не было бы и 17 года (Солженицын). В XVII веке произошел Старообрядческий раскол, вину за который традиционно возлагают на патриарха Никона. Мы еще будем говорить о том, что патриарх Никон не имеет практически никакого отношения к тем реформам, которые ему приписывают. Инициатором, проводником этих реформ был совершенно другой человек, которого по иронии судьбы история назвала Тишайшим, Алексей Михайлович Романов. Самые кровавые события, которые в конечном итоге, если серьезно анализировать, и привели к 17 году, произошли как раз в правление именно этого русского царя. Но об этом в свое время. Почему обычно в хронологии, в изложении периодизаций не указывается эта дата? А по той простой причине, что раскол преследовался на протяжении нескольких веков, а все учебники по истории русской Церкви, которые у нас существуют, были написаны в Синодальный период, когда старообрядчество преследовалось, вплоть до 1905 года, искоренялось огнем, мечем и всеми другими возможными методами. Поэтому, понятно, что эту дату включить не могли. Но, несмотря на то, что в настоящее время этот период пока никто не пересмотрел, вне всякого сомнения, это одна из самых страшных дат в истории русской церкви и даже русского государства.