Мак-Клелланд выделил 3 типа менеджеров.

Основные идеи Дугласа Мак-Клеланда.

ТЕОРИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Д. МАК-КЛЕЛАНДА

Дуглас Мак-Клелланд попытался обнаружить наиболее важные среди «вторичных потребностей», которые становятся актуальными при условии доста­точной материальной обеспеченности. Он считал,что любая организация дает сотруднику возможности во­плотить 3 потребности высшего уровня: во власти, успехе и принадлежности.

Все сотрудники в какой-то мере испытывают по­требности в успехе, власти и принадлежности. Но у разных людей эти потребности выражены по-раз­ному или существуют в определенных сочетаниях. То, как они сочетаются, зависит от врожденных ка­честв, отличного опыта, ситуации и культуры чело­века. У них потребности во власти, успехе и при­надлежности проявляются в соответствующих мотивах поведения.

Основные мотивы постоянны и меняются толь­ко е течение длительного промежутка времени. Ос­новные мотивы подвержены краткосрочным коле­баниям.

1. Потребность в успехе не в одинаковой сте­пени выражена у разных работников. Человек, на­правляющий свои действия на достижение успеха, желает автономии и готов нести ответственность за результаты своей работы. Такие сотрудники стремят­ся ставить реально достижимые цели, избегать не­обоснованного риска. Они получают большее удов­летворение не от награды за проделанный труд, а от самого процесса работы, в особенности от ее удач­ного завершения. Сотрудники, ориентированные на успех, чаще других добиваются его. В процессе мотивирования сотрудников руководитель должен учи­тывать особенности людей с сильно выраженной потребностью в успехе, давая им соответствующие задания.

2.Потребность во власти проявляется в жела­нии оказывать влияние на других людей, контролиро­вать их поведение, а также в готовности отвечать за других. Потребность во власти положительно влияет на эффективность руководства. Следовательно, на руководящие посты разумно отбирать людей с выра­женной потребностью во власти, т.к. такие люди об­ладают высоким самоконтролем и более ответствен­но подходят к выполняемой ими работе.

3.Потребность в принадлежности. Она выра­жается в желании общаться и иметь дружеские отно­шения с другими людьми. Сотрудники с высокой по­требностью в принадлежности достигают высоких результатов в первую очередь при выполнении зада­ний, требующих высокого уровня социального взаи­модействия и хороших межличностных отношений.

1.Институциональные менеджеры - обладают вы­соким уровнем самоконтроля. Для них свойственна более сильная потребность во власти, чем в группо­вой принадлежности.

2.Менеджеры, у которых потребность во власти доминирует над потребностью в принадлежности, но в целом люди этого типа более открыты и социально активны, чем институциональные менеджеры.

3.Менеджеры, у которых потребность в принадлеж­ности доминирует над потребностью во власти; они тоже открыты и социально активны.

Менеджеры первых двух типов более эффективно управляют своими подразделениями главным обра­зом благодаря своей потребности во власти.