Садово - парковая скульптура

Основа садово - парковой скульптуры из металла была освоена еще в 1235 году, когда в одном из буддийских храмов Монгольского государства в городе Кара - Коруме был создан девятиметровый фонтан - дерево из чистого серебра (рис.1). Потом эта традиция, создания скульптуры из металла, перекочевала во все развитые столицы мира, во дворцы царей и шейхов, а в настоящее время внедряется в особняки и коттеджи богатых сограждан.

В России в конце Х1Х была откована скульптура, которая на международной ной выставке в Париже получила премию 'Гран - при'. Это была пальма высотой 3 метра 53 сантиметра с десятью веерными листьями и венчиком на верху. Так чем же она привлекла всеобщее внимание и за что ей выдали 'Гран - при' Эта пальма была целиком выкована из куска железнодорожного рельса. Молот и зубило - вот единственные инструменты кузнецов Юзовского завода А.Мерцалова и Ф Шкарина. Газеты того времени писали: 'Пальма поражает зрителей высотой, стройностью, удивительным изяществом. Ее темные, рассеченные листья, веером расходящиеся от ствола, были так легки, а тонкий шершавый ствол так гибок, что вначале было трудно поверить, что это не живое растение, вывезенное с Кавказского побережья, а тончайшее произведение искусств. Всем хотелось потрогать ее руками'. Сейчас это чудо - пальма является экспонатом музея Горного института в Санкт - Петербурге.

В бывшем СССР традицию создавать садово - парковую скульптуру в виде деревьев - фонтанов и деревьев - фонарей продолжил крупный мастер - монументалист Ю.Пархоменко, который в городах Казахстана изготовил свыше 300 разнообразных фантастических кустов и деревьев из металла. Постепенно скульптура в виде натуралистических кованых деревьев перестала волновать кузнецов - художников и они стали создавать фантастические с глубоким философским смыслом. Так кузнец из Литвы В.Ярутис создал ряд оригинальных скульптур для оживления пустырей и городских площадей. В основном все его кованые скульптуры состоят из 'растительных' побегов и 'вырастают' из каменистой почвы. Две скульптуры, названные 'весна' имеют мощные 'побеги', которые как бы под воздействием солнца и живительной влаги как бы вырываются из земли и устремляются к солнцу. Так же и скульптура 'Цветок', пробив камень несет свой плод к солнцу. Четвертая скульптурная композиция Среди садово - парковой скульптуры большое место занимает скульптура животных, среди которых олени, лошади, медведи или волки. Например, скульптуры 'Олень' (рис.4) и 'Лошадь под седлом' изготовленных выдающимся мастером кузнечного искусства в 20 - ых годах прошедшего века проф. Ярославом Вонка - преподавателем немецкой школы художественных ремесел в городе Вроцлаве или скульптура 'Жеребенок', ведущего мастера кузнечной мастерской художественных ремесел в Праге.

В пятидесятых годах прошедшего века в технике кованой меди работал крупный русский скульптор - анималист Иван Ефимов, создавший целую галерею птиц и животных. Порхающие голуби, жирафы, олени, грациозные антилопы и бараны не только украшают парки наших южных городов, но и одновременно украшают природу и сливаются с ней в единое целое. Скульптор И.С. Ефремов говорил: 'Приходится всегда очень думать, чтобы скульптура из тяжелой кованой меди говорила о себе, что она легкая'. Основным достоинством всех его скульптур является то, что просветы внутри контура воспринимаются не как пустое пространство, а как объемная живая реальность скульптурного образа.

Над созданием скульптурных форм работают и кузнецы - художники из г. Ульяновска В. Петруков и А. Романов, которые оформляли площадку детского городка 'Айболит' скульптурами, выполненными методом металлопластики.

В технике металлопластики и сварки западные художники работают не только для создания анималистической скульптуры, но и скульптур философской направленности с включением женских образов и различной атрибутики. Очень интересно смотрится кованая скульптура деревьев в арочном проеме стены, она не только закрывает задний план, но и создает пейзажную картину на территории твоего участка.

Некоторые художники создают свои скульптуры из промышленных отходов: старых труб и батарей, коленчатых валов и шатунов, гнутых листов и полос. В тех случаях, когда художник обладает уникальным видением, то скульптуры получаются очень оригинальными и хорошо смотрятся на определенном фоне.

В заключение мне хочется остановиться на скульптурных работах очень большого и самобытного художника по металлу Валентина Воробьева. Все его работы от маленьких настольных композиций до крупных многометровых изделий несут красоту и глубокую философскую мысль. Взглянем на его малую пластику: 'Нотка' и 'Танец огня' и мы видим, что это не мертвая нота на линейках тетради, а живая, звучащая нота и мы даже слышим ее звучание; а огонь - это не застывшие кончики твердого металла, а действительно танец огня, его языки так и пляшут, перемещаясь в пространстве.

А его скульптуры на религиозную тему: 'Праздник души', 'Московский Патриарх' или 'Отшельник' они настолько самобытны и пронизаны 'Божьим духом', что на них хочется молиться как на святые иконы. В работе 'Праздник души' оригинально решен вопрос распространения звука от колокола. Сам звук не видим, но сила звучания такова, что даже изгибается металл, этим создается мощный эффект звучания колокола. В скульптуре 'Московский патриарх' художник нашел потрясающее решение: показать левитацию святого во время чтения священной книги. И наконец работа 'Отшельник', от нее веет отрешенностью и тишиной. Старый монах, уже ставший ангелом, живет в пещере, которая пронизана корнями живого дерева. Чувствуется прямая связь между жизнью и смертью.

Хорошая скульптура на вашем участке является не только украшением, но и несет определенный философский смысл.