Социально-политическое развитие России в первой половине XIX века.

Внешняя политика России в первой половине XIX века

Буржуазные реформы 1860-1870-х гг.

Отмена крепостного права.

Социально-политическое развитие России в первой половине XIX века.

Россия в первой половине XIX в.

Все общество было разделено на пять основных сословий. По-прежнему дворянство было единственным сословием, «имевшим права гражданские, но не имевшее прав политических» (по выражению М.М. Сперан­ского). К привилегированным сословиям относились духовен­ство, которое еще Петр I освободил от воинской повинности и податей, и подразделявшееся на 3 гильдии купечество, также освобожденное от не­которых податей и рекрутчины. Мещанство, состоявшее из непривиле­гированного населения городов, по-прежнему оставалось податным со­словием, поставлявшим рекрутов в армию и не освобождавшимся от телесных наказаний.

Крепостные крестьяне — самое многочисленное и самое бесправ­ное сословие — составляли, по имеющимся данным, к середине XIX в. более 30 млн. человек и несли основное бремя податей. Из них почти половина принадлежала к государственным крестьянам, имевшим боль­ше личной свободы и земли. На севере России и в Сибири государствен­ные крестьяне составляли большинство населения; в этот разряд были зачислены народы Поволжья (чуваши, мордва, мари, татары). Часть кре­стьян принадлежала царской фамилии (дворцовые крестьяне).

В начале XIX в. Россия была громадной державой, территория которой, располагаясь на двух континентах, составляла тысячи квадратных верст (18 млн. кв. км) с населением 43,7 млн человек. В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В сель­ском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Главным явлением в сельском хозяйстве стало разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню. В промышленности России в XIX в. происходит промышленный переворот. Он заключается в переходе от ручного труда к ма­шинному производству, от мануфактуры к фабрике. Промышленный переворот в России происходит позднее, чем в Западной Европе; начавшись на рубеже 30-40-х годов, он заканчивается на рубеже 70-80-х годов Х!Хв. С началом промыш­ленного переворота связано формирование нового социального слоя - вольно­наемных рабочих. На основе применения вольнонаемного труда начали форми­роваться основные промышленные районы: Северо-Западный, Центральный, Южный. В середине XIX в. появляется новый вид транспорта для России - же­лезнодорожный. На реках появились первые пароходы.

Александр I (1801-1825)

О личности Александра 1:

Старший сын Павла I и внук Екатерины II, нареченный ею в честь Алек­сандра Невского, покровителя Петербурга, он воспитывался между враж­дующими дворами — отца и бабки, что выработало в нем характер слож­ный и противоречивый. Постоянное лавирование между их сторонниками научило его приспосабливаться к обстоятельствам, использовать людей в своих интересах. Екатерина II сама руководила его воспитанием и образо­ванием, привлекая, для этого наиболее просвещенных людей своего вре­мени. Именно от нее Александр унаследовал либеральные идеи, которые излагались и объяснялись ему, когда он был еще наследником престола. Не случайно наставником императора в те годы был швейцарец Ф.С. Лагарп, республиканец по своим убеждениям, приверженец идей Просвещения. Помимо прочего, Лагарп оказал несомненное нравственное воздействие на молодого Александра, который впоследствии говорил, что всем, что есть в нем хорошего, он обязан Лагарпу.

Современники отмечали незаурядный ум молодого императора, Умевшего быстро схватывать любую мысль, в Европе заметили в нем свойство очаровывать, привлекать к себе людей, но Наполеон сумел разгадать характер своего соперника: «Это истинный византиец... тонкий притворный, хитрый». Либерал в первые годы своего царствования, он все больше становился консерватором, а в последние годы жизни—да^ реакционером. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма наложила отпечаток на характер внутренней и внешней политики России в 1815—1825гг.

Александр 1 до 1815г. проводил политику просвещенного аб­солютизма.

Либеральные реформы Александра 1:

Еще до восшествия на престол, в 1796 г., вокруг Александра сложился дружеский, «интимный» кружок молодых аристократов, близких ему по духу, среди которых были граф П.А. Строганов, его двоюродный брат Н.Н. Новосильцев, князь А.А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей. Соби­раясь тайно, они вели беседы об отмене крепостного права, необходи­мости республики, составляя оппозицию Павлу. С 1801 г. основная рабо­та по подготовке реформ в либеральном направлении проходила в созданном ими Негласном комитете — своего рода совещательном орга­не при императоре, на который Александр опирался в первые годы сво­его правления.

Требовалось сменить коллегиальность на единоначалие, ввести прямую ответственность министров перед вер­ховной властью, разграничить функции министерств.

В 1802 г. старые петровские коллегии были заменены новой формой высшей исполнительной влас­ти —министерствами. Вместо прежних 12 коллегий было создано 8 пер­вых министерств: Военно-сухопутных сил, Морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. В 1810—1811 гг. число министерств увеличилось— были введены еще три: министерства полиции, путей сообщения и государ­ственного контроля. В таком виде министерства просуществовали вплоть до 1917 г.

Был реформирован Сенат. В 1810г. учрежден Государственный совет, которо­му были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов.

Наиболее активным сторонником реформирования системы государственного управления был М.М. Сперанский.

Личность Сперанского М.М.:

Благодаря исключительному уму и способностям, он, сын сельско­го священника, достиг самого высокого положения в обществе и полу­чил чин действительного статского советника. Сперанский обладал универсальным знанием России — от крестьянской избы до кабинета императоров. Весь масштаб преобразований Сперанского свелся к учреждению в 1810 г. Государственного совета— законосовещательного органа при императоре. Прерогатива инициативы и окончательного утверждения законов оставалась за императором. Члены Государственного совета не избирались, а назначались императором из числа высших сановников. В таком виде Государственный совет просуществовал вплоть до 1906 г. Об­щественная борьба вокруг проектов закончилась победой противников Сперанского, который в 1812 г. был удален от дел и отправлен в ссылку. Его место занял А.А. Аракчеев.

В практическом плане реак­ционную политику стал проводить граф А.А. Аракчеев.

Близкий к Александру реакционер А. А. Аракчеев, впервые выдвинулся еще при Павле I и стремивший­ся к укреплению личной власти императора путем дальнейшего разви­тия бюрократической системы.

Последнее десятилетие царствования Александра 1(1815—1825) ста­ло эпохой отхода от либеральных принципов. По имени ее проводника она получила название "аракчеевщина". Эта политика была нацелена на упрочение абсолютизма и крепостного права. Наиболее ярким проявлением "аракчеевщины" стали военные поселения - осо­бая форма комплектования и содержания армии. Учреждение в 1816г. военных поселений, в разряд которых были переведены целые районы страны (преимущественно на северо-западе и юге), населялись казенными крестьянами. Военные поселяне были крестьянами и солдатами одновременно. Ясно, что подобная мера вы­зывала жестокое сопротивление крестьян вплоть до восстаний.

Дальнейшие меры консервативного курса:

К 1822 году относится рескрипт о запрещении тайных обществ и ма­сонских лож и взятие с военных и гражданских чинов подписки, что они не будут принадлежать к таким организациям. В 1821—1823 гг. вводится централизованная сеть тайной полиции в гвардии и в армии, «черные кабинеты» занимаются просмотром (перлюстрацией) всей частной переписки. В 1820—1825 гг. усиливаются гонения на просвещение и печать, на универ­ситеты.

В царствование Николая I (1825-1855) консервативно-охранительная тенденция во внутренней политике еще более усилилась.

Личность Николая I (1825—1855) неоднозначно оценивалась как современниками, так и последующими историками. Же­стокий деспот и тиран, душитель декабристов, глубоко чуждый конституционному режиму и идеям либерализма, равнодушный к духовной сто­роне жизни в одних глазах, он в то же время вызывал восхищение многих своих приближенных выдающимися личными качествами — природным умом, необыкновенной работоспособностью, порядочностью, непри­хотливостью в быту, но главное — чрезвычайно сильно развитым чув­ством долга, в понятие которого он вкладывал заботу о нравственном и материальном благополучии своих подданных. Николаю была чужда всякая мысль о каком-либо ограничении монаршей воли, направленной на заботу о подданных.

Младший внук Екатерины II, Николай I воспитывался иначе, чем его старшие братья, и не готовился к управлению империей. В противопо­ложность им, он вырос под непосредственным наблюдением своего отца Павла I, унаследовав от него наряду с любовью к дисциплине и полити­ческие симпатии. Николай взошел на престол в 1825 г. после смерти бра­та — бездетного Александра I и вынужденного отречения от престола (по причине морганатического брака, т.е. брака с лицом не царской кро­ви) второго брата Константина. На протяжении всего царствования по­литический курс императора оставался последовательно консерватив­ным — основные мероприятия сводились к усилению централизации и бюрократизации управления страной при сохранении незыблемости са­модержавной власти.

При Николае 1:

Николай I начал реформы с создания свода законов. К кон­цу 1832 г. закончилась подготовка всех 15 томов «Свода законов Россий­ской империи». Сперанский был удостоен ордена Андрея Первозванно­го — высшего знака отличия Российской империи, который был снят с себя Николаем I и торжественно возложен на него на заседании Государ­ственного совета. При Николае I Государственный совет утерял свое значение в реше­нии государственных вопросов, а система министерств была фактически подменена органом, получившим огромное влияние, — Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Ее Первое отделение представляло личную канцелярию императора, Второе — занималось кодификацией законодательства, Третье — ведало политической полицией, Четвертое - управляло благотворительными заведениями. Объек­тами их регулирования становились самые различные сферы человечес­кой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Уси­ливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Видя свою главную опору в армии и чиновничестве, Николай счел необ­ходимым создание налаженной бюрократической системы. С этой це­лью был значительно увеличен аппарат чиновников (с 15—16 тыс. в нача­ле XIX в. до 61,5 тыс. в 1847 г. и 86 тыс. в 1857 г.).

Началом для утверждения охранительной идеологии послужило созда­ние в 1826 г. Третьего отделения Собственной Его Императорского Вели­чества канцелярии. Функции Третьего отделения были всеобъемлющи, полномочия — безграничны: тайный и явный политический надзор, цен­зура, контроль всей государственной машины. Сведения поступали через сеть тайных агентов во всех слоях общества, а система просмотра час­тных писем стала неотъемлемой частью методов надзора. В 1827 г. Третье­му отделению был придан корпус жандармов, а вся Россия поделена на несколько жандармских округов. Фактически это означало создание эф­фективной полицейской системы, направленной на подавление любого инакомыслия. Третье отделение возглавил А.X. Бенкендорф, человек, без­гранично преданный императору, из рук которого он, по легенде, получил платок, чтобы «утирать слезы сирот и обиженных».

Идеолог консервативного, или охранительного, направления С.С. Уваров сформулировал впервые в 1832 г. свою знаменитую триаду — «православие, самодержавие, народность». Как министр народного просве­щения, Уваров видел необходимость «найти начала, составляющие отли­чительный характер России и ей исключительно принадлежащие, собрать в одно целое священные останки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения». Эти три взаимосвязанных начала и легли в основу «теории официальной народности».

В ходе финансовой реформы (1830—1844), инициатором и провод­ником которой был граф Е.Ф. Канкрин, в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, что укрепило финансовую систему России. Временно оказался достигнут бездефицитный государствен­ный бюджет, значительный удар по которому позднее нанесла Крым­ская война.

В сфере просвещения определяющим стал Устав 1828 г. для низших и средних учебных заведений. Он устанавливал замкнуто-сословную сис­тему образования и строжайший правительственный контроль со сторо­ны Министерства просвещения, утверждавшего все учебники и про­граммы. Для «самых низших состояний» предназначались приходские школы, для горожан недворянского происхождения — уездные учили­ща, для дворян и чиновников — гимназии. Переход от первых двух ступе­ней к гимназии был затруднен, чем нарушалась преемственность обуче­ния.

Новым университетским Уставом 1835 г. университеты страны лиша­лись значительной части автономии и отдавались под власть высшей бюрократии. Внутренними делами теперь ведал не совет университета, а правление, всецело подчиненное попечителю. Университет­ский суд упразднялся, вся жизнь регламентировалась, плата за обучение повышалась, набор студентов сокращался. Министр просвещения мог назначать администрацию и профессоров по своему усмотрению.

Цензурные уставы 1826 и 1828 гг. придавали цензуре полицейские функции, что породило настоящий цензурный террор. По словам совре­менников, параграфы этих «чугунных» уставов предоставляли обществу «полную свободу молчания».

Важнейшей проблемой внутренней политики России являлись взаимоот­ношения помещиков и крестьян. В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от европейских государств. Крепостное право и не заинтересованность крестьян в результатах труда делали сельское хозяйство все ме­нее эффективным, а отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности. Александр I и Николай I понимали необходимость изменения существующего положения. По их поручению государственные деятели и Сек­ретные комитеты разрабатывали проекты освобождения или хотя бы улучшения положения крестьян. Опыт показывал, что осво­бождение крестьян, не сопровождаемое наделением землей, в значительной мере ухудшает их экономическое положение. Поэтому крестьян предполагалось освободить только в том случае, если освобожде­нию будет сопутствовать наделение их частью земель, принадлежащих землевладельцу. Но для того чтобы это сделать, требовалось нарушить принцип, согласно которому земля являлась частной собственностью дворянства. Участники комитетов не осмеливались игнорировать права дворянства. На этом основании комитеты стре­мились не к отмене крепостного права, а к упорядочению отношений между крестьянами и помещиками в рамках крепостного строя. Прави­тельство ограничилось полумерами, направленными на смягчение кре­постного права. Ряд принятых законов по крестьянскому вопросу привел к частичным изменениям, не менявшим сути крепостнических отношений в деревне.

К середине XIX века явственно проявилось отставание России от передо­вых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах, а самой острой проблемой в стране стал аграрно-крестьянский вопрос.