Русское средневековье. Хронология.

Культура русского средневековья.

Лист регистрации изменений

Организация взаимодействия и управления

После отдачи приказа обучаемые приступают к изучению вопроса организации управления и взаимодействия. Преподаватель представляет 10 минут времени на подготовку к докладу по этому вопросу.

По истечении отведенного времени он объявляет ОВ и заслушивает 2-3 обучаемых по докладу вопросов организации управления и взаимодействия. Лучший вариант доклада принимается за основу для дальнейшей работы. В случае неудачных докладов, преподаватель может озвучить кафедральный вариант доклада.

 

Номер измене­ния Номера листов Основание для внесения изменений   Подпись Расшифровка подписи   Дата Дата введения изменения
заменен­ных новых аннулиро­ванных
                 
                 
                 

 

В системе европейской цивилизации нашей Родине принадлежит, безусловно, особое место.

Принятое Русью христианство навсегда тесно связало ее с Европой, однако своеобразие исторического пути России, длительная изоляция ее от мира придали русской культуре такие национальные черты, которые представляются исключительными, иногда не вполне понятными и даже загадочными для европейцев.

Задачей нашего знакомства со средневековой русской культурой является выявление самобытного и интернационального, старого и нового в едином историко-культурном процессе.

 

Европейское средневековье – это период, охватывающий более тысячи лет, начавшийся после распада Римской империи на Восточную и Западную и завершившийся кануном буржуазных революций (V–ХVIвв.). Осень, закат средневековья радикально преобразили Европу. Великие географические открытия положили конец разобщенности мира, началась подлинная эпоха всемирной истории. Благодаря великим научным открытиям, человек по- новому ощутил себя не только на Земле, но и во Вселенной; реформация явилась серьезным шагом по пути национального самосознания европейцев. Культура Ренессанса вознесла на пьедестал человека деятельного, совершенствующего мир. Понадобилось тысячелетие средневековой истории и фундамент античного наследия, чтобы к ХУI в. произошли качественные сдвиги в менталитете, экономическом и социальном развитии Европы.

Молодое Русское государство влилось в европейское общество лишь в Х в. (конец раннего европейского средневековья). Принятие христианства в православной традиции обеспечило Руси "высокий старт" для развития собственной культуры. В силу своей молодости, как утверждает Л. Н. Гумилев, пассионарности, с византийской «прививкой» христианства Русь смогла быстро и решительно включиться в общие процессы раннесредневековой Европы, представляя яркую, с самобытной окраской православную культуру.

Итак, с начала русского средневековья Русь получает сразу в качестве наследования от Великой Византии то, до чего Европа "доживает" и "дорабатывается" через крушение Великого Рима, варварские завоевания, феодальную разобщенность, возникновение идеи свободных городов, возвращение уважения к мудрости языческой древности. Начало Руси было блестящим, но уже в XIII в. татаро-монгольское нашествие вырвало страну из единого общеевропейского процесса, двухвековая изоляция обернется для страны отсталостью, специфическим менталитетом, обочиной общеевропейской дороги.

Освободившись от ига, на протяжении XV-XVII вв. (для Европы это время - "осень средневековья", эпоха Возрождения) Россия медленно и осторожно будет присматриваться, примериваться к Европе, ее рациональности, не торопясь вступать в сообщество. По содержанию экономических, социальных, культурных процессов Россия XV-XVII вв. значительно отставала от Европы. Естественный, исторический путь выхода России из средневековых традиций был бы долог и труден, если бы не деятельность Петра I. Русское средневековье закончилось благодаря реформам первой четверти XVIII в. Если Европа пришла к буржуазным преобразованиям через тысячелетие средневековья, естественное развитие народов рождало новые отношения, свойственные городской буржуазной жизни постепенно, то для России прощание со старым оказалось болезненным, не всем понятным, не выстраданным, так как поворот в новое время совершал, по сути, не народ, а царь-реформатор со свойственным ему нетерпением и натиском.

В связи с такой спецификой развития страны культура средневековой России развивается неравномерно, скачкообразно. Заявив о себе как самобытной и яркой на старте, в дальнейшем она то отстает, то догоняет Европу. Поэтому русская культура иногда имеет нечеткие, неразвитые формы, которые оказываются незавершенными (например, состояние просвещения и образования).