Научные дискуссии по проблеме образования государства у восточных славян.
Взяться за перо историка Ломоносов счел себя обязанным для опровержения так называемой «норманнской» (варяжской) теории происхождения древнерусской государственности. Она была предложена академиками-немцами, работавшими в Петербургской академии наук, — Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлёцером — и оказала огромное влияние на всю последующую русскую историографию вопроса. С момента ее возникновения делались неоднократные попытки использовать летописную легенду о призвании варягов на Русь для утверждения тезиса о неспособности славян самостоятельно создать государство. В равной степени велико число «антинорманистов», горячо оспаривавших такой подход.
В современной историографии спор «антинорманистов» с «норманистами» включает три группы вопросов: о роли внутренних причин и иноземцев (варягов) в формировании и развитии Древнерусского государства; о степени норманнского влияния на развитие социальных отношений и культуры; о происхождении названия «Русь», русского народа. Причина длительности полемики состоит в том, что «варяжский вопрос» родился в сфере политики, а не науки и был порожден политическими условиями, сложившимися в России в XVIII в.
Летописный рассказ о мирном, добровольном призвании варяжских (норманнских, скандинавских) князей во главе с Рюриком на княжение в Новгороде был создан во времена Киевской Руси и длительное время служил обоснованием единодержавия в Киевском государстве и идейным оружием в борьбе за независимость против претендовавшей на главенство Византии. Впоследствии варяжские мотивы утратили свое значение, а в 1453 г. под ударами турок-османов пал Константинополь, и версия потеряла актуальность. После свержения золотоордынского ига на Руси появились теории, отстаивавшие права русских правителей на византийское церковно-политическое наследство. Таким образом, ко времени создания в России в 1725 г. Академии наук варяги были основательно забыты, как вдруг о них заговорили вновь.Дело в том, что область науки была государственным ведомством, где из-за малочисленности русских ученых господствовали ученые-иностранцы, в среде которых нельзя не видеть антирусских настроений. Накаленная атмосфера борьбы академических «партий» приобрела форму столкновения двух исторических концепций. Немецкая академическая сторона в пику русской старалась подчеркнуть, что создателями Русского государства, носителями цивилизации были германцы в лице варяжских князей.
Важно отметить и влияние на науку перемен в международной ситуации. Победа над Швецией подняла Россию, вопреки распространенному тогда в Европе мнению о ее варварстве и отсталости, в ранг сильнейших держав. Это не могло не вызвать на Западе удивления и враждебности. Тени двух соотечественников — Рюрика и Карла XII — витали над теми, на чьих глазах рождался варяжский вопрос. Норманнская теория, возводившая русскую государственность к Рюрику, наносила удар по национальным амбициям русских с исторического фланга. Летописный рассказ о варягах стал острейшим современным сюжетом. Осваивать новую для себя науку Ломоносов принялся с тем, чтобы отстоять честь русской науки и самого русского народа.
Ломоносову не надо было доказывать, что Рюрик — первый самодержец в России: в этом он был убежден так же, как и его оппоненты. Спор шел о том, был ли Рюрик норманном или славянином и откуда он пришел. Выдвинутый Ломоносовым тезис о славянском происхождении Рюрика трудно назвать убедительным. Впрочем, проблема происхождения понятия «Русь» не была решена не только при жизни Ломоносова, но и в последующие годы. К настоящему времени наиболее доказанной принято считать версию о скандинавском происхождении Рюрика, хотя по-прежнему бытует и точка зрения о его южных, славянских истоках. Решение проблемы этнического происхождения русов определило для . Ломоносова и его отношение к характеру прихода варягов-русов: то I было мирное, добровольное призвание новгородцами себе князей. t
Современная наука рассматривает возникновение Древнерусского государства как результат длительной эволюции самого восточнославянского общества, что отодвигает на второй план проблему этнических корней правившей в Киеве династии. Признавая ее скандинавское происхождение, историки ныне отмечают действительное значение норманнов в жизни древнерусского общества, не преувеличивая и не преуменьшая их роли наемных воинов, дипломатов и купцов. Отметим также, что, хотя посылка Ломоносова о самостоятельном развитии славянского общества, подошедшего к порогу государственности, и была скорее декларирована, нежели доказана, она являлась более перспективной в научном плане, чем теория норманистов. Его позиция перекликается с аналогичными концепциями органического развития народов и критики их завоеваний, зародившимися тогда же в среде западноевропейских просветителей. В мировой истории известно немало случаев, когда сравнительно небольшая группа иноземцев закреплялась в той или иной стране, утверждая свое политическое господство, в то же время подпадая под местное культурное влияние и постепенно ассимилируясь. Примеры этого — различные «норманнские» государства в Европе (Англия, Франция, Сицилия и др.), держава Великих Моголов в Индии и т.д.