Эпоху рабовладельческих государств Греции и Рима в период с XII - VIII вв. до н.э. до

АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА

Лекция 4

IV - V вв. н.э. именуют Античным миром.

Основой Древней Греции были города-государства (полисы) - первые в истории чело­вечества республики, провозгласившие принципы демократии в рамках рабовладельческого строя. Социально-политическое устройство активно повлияло на развитие древнегреческой архитектуры. История греческой архитектуры прошла следующие периоды своего развития: гомеровская Греция (XI - VIII вв. до н.э.); архаика (VII - VI вв. до н.э.); классика (V - IV вв. до н.э.); эллинизм (конец IV - I вв. до н.э.). В гомеровский период зародилась греческая мо­нументальная архитектура. Период архаики сыграл очень важную роль в древнегреческой архитектуре - происходит процесс сложения системы архитектурных ордеров, вырабатыва­ется типология греческих храмов.Ордер становится общей системой правил и эстетических норм. В эпоху архаики применялись два типа ордера - дорический и ионический. Простей­шим типом каменного храма был «Храм в Антах», более совершенным типом становится «простиль», а затем - «амфипростиль». Классическим типом греческого храма признан «пе­риптер» - храм, прямоугольной формы в плане, окруженный со всех сторон колоннадой. Дальнейшее усложнение композиции приводит к появлению таких храмов, как «диптер» - храм, окруженный двумя рядами колонн, «псевдопериптер» и «псевдодиптер». Во времена Высокой классики (450 - 410 гг. до н.э.) создается самый замечательный ансамбль Древней Греции - Афинский акрополь. В течение короткого времени при Перикле сооружаются Пар­фенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос, а позже - завершающее ансамбль здание - Эрехтейон. Поздняя классика наряду с храмами богата примерами строительства разнообразных соору­жений. Театр в Эпидавре с его великолепной акустикой; памятник Лисикрата, где применен коринфский ордер; грандиозная монументальная усыпальница - Галикарнасский мавзолей - подтверждение этому. В эпоху эллинизма архитектура тяготела к колоссальным масштабам, грандиозным сооружениям. В это время был построен Фаросский маяк близ Александрии, в Пергамском акрополе возведен «Алтарь Зевса».

История древнеримского государства - более сложное явление по сравнению с Древней Грецией. Древний Рим - огромная империя, в основе которой - власть императора, опирав­шаяся на вооруженную силу. Древнеримская архитектура делится на два главных периода: республиканский (конец VI - конец I вв. до н.э.) и императорский (конец I в. до н.э. - 476 г. н.э.).Римляне открыли новую эпоху в мировом зодчестве. Общественные сооружения, рас­считанные на огромное количество людей, масштабы строительства - главный символ мо­гущества государства. Римское зодчество породило множество типов сооружений: форумы, амфитеатры, термы, акведуки, мосты, триумфальные арки, дворцы и др. Важнейшим завое­ванием древнеримских зодчих явилось создание безопорных внутренних пространств, ор­дерной аркады и изобретение водоупорного римского бетона. Своеобразие архитектуры вре­мени Римской республики сказалось в создании нового типа римского особняка, лучшие об­разцы которых сохранились в Помпее и Геркулануме. Характерным типом общественного здания этого времени (V - I вв. до н.э.) является храм: круглый в плане храм Сибиллы в Ти­воли близ Рима, небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме и др. Императорский период и особенно время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.), получившее название «Золотой век» Римского государства, оставил огромное количество выдающихся произведений архи­тектуры: Гардский мост в Нимме; комплекс императорских форумов (форум Траяна и др.); триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина; амфитеатр Флавиев (Колизей); Пантеон; термы императоров Каркаллы и Диоклетиана. С этим временем связаны имена вы­дающихся зодчих Витрувия и Аполлодора Дамасского.

  ФАСАД

 

 

Остров Эгина. Храм Афины Афайи

 

Храм построен на грани архаического периода и эпохи расцвета эллинского зодчества. Это наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая постройка материковой Греции. Храм построен в 470 - 450 гг. до н.э. Строгие формы этого небольшого шестиколонного периптера и выразительность его фронтонных скульптурных групп, прославляющих победы греков над троянцами, создают образ, отражающий патриотизм греков. Храм стоит посреди священного участка, вход на который открывается через пропилей с двухколонными портиками на внутренней и наружной сторонах двора. Колонны эгинского храма не потеряли присущего архаическому дорическому ордеру впечатления мощи, но стали менее тяжеловесными, довольно стройными - отношение их высоты к нижнему диаметру составляет 5,3 : 1, а высота равна семи диаметрам и к основанию колонны расширя­ются. Число колонн 6 х 12, с наосом, разделенным двухъярусными колоннадами. Ан­таблемент тяжеловат и составляет 1/3 высоты колонны, хотя и облегчен, вынос абака уменьшен.

 

 

Олимпия. Храм Зевса

Храм Зевса в Олимпии был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды ме­жду началом 472 - 469 гг. до н.э. и являлся одним из лучших примеров строгого и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хризо- элефантинной статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих подобного размера во всей метрополии. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и описто- дома. А ко входу в храм вел пологий пандус. Храм сгорел в 394 г. до н.э., но был вскоре восстановлен. При императоре Юстиниане разрушен до основания.

 

 

Афины. Парфенон

Парфенон - самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой мет­рополии. Возведен храм был в 447 - 438 гг. до н.э. на самой высокой площадке. Его размеры по стилобату 30,86 х 69,51 м, а высота колонн 10,43 м при диаметре в ниж­ней части 1,905 м, целла выложена из тщательно отесанных мраморных блоков, ок­ружена 46 колоннами (по 8 и 17 колонн с каждой стороны). Видный со всех сторон и издалека, храм должен был композиционно доминировать в окружающем простран­стве, архитектурно объединяя ансамбль. Этой задаче более отвечал периптер, на ос­нове которого зодчие Иктин и Калликрат создали гениальный образец периптераль- ного типа композиции, ставший шедевром древнегреческой архитектуры и признан­ным чудом света.