Экономическая наука: институциональный подход

Области научного познания.

Естественным основанием открытого сознания и мировоззрения, основанного на перманентном диалоге, являются свобода и связанный с ней риск ответственности.

Рассуждая о междисциплинарных связях, важно определить основания отношений. По мнению Т.Х. Керимова «интеграция рассматривается не в качестве единства различия, а как связь между различиями»[33].

«Гуманитарная наука создает систему понятий, через которую мы смотрим на мир и которая определяет наше поведение, функционирование в этом мире и, собственно создает этот мир» (В.Ф. Петренко)[34].

 

К примеру, к области научного знания относятся история гляциологии (наука о льдах, которая имеет собственную историю. Как самостоятельная наука начала формироваться в конце XVIII в. и имеет свою историю. Начало гляциологии как науке о ледниках положил швейцарский естествоиспытатель О.Соссюр сочинением «Путешествие в Альпы» (1779—96).

Или к области политических наук относятся футурология (наука прогнозирования будущего), проблемы политических элит и политического лидерства.

 

Частью политической географии является геополитика (географическая политика) -наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Различают традиционную геополитику, новую геополитику (геоэкономику) и новейшую геополитику (геофилософию). Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий. Геоэкономика делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью.

 

Последние десятилетия экономическая наука лидирует в моделировании социальных взаимодействий. Из нее широко заимствуются модели, которые используются для описания, в том числе, политических процессов (вроде «политического рынка»). Это влияние становится настолько все сильным, что даже заговорили об «экономическом империализме» в науках[35]. Важный шаг в области моделирования политических процессов был сделан в 1960-1970-е гг., когда возникла теория «рационального выбора» (rational choice theory) и теория «общественного выбора» (public choice theory). прежде всего речь идет об исследованиях Виргинской школы. Один из ее представителей Габриэль Элмонд утверждал, что произошел радикальный разрыв со старыми способами моделирования политической реальности. Единицей анализа стал человек. При этом он стал интерпретироваться как «краткосрочный максимизатор прибылей», стремящийся быстрейшим и наиболее легким образом удовлетворить свои материальные интересы. В то же время быстро обнаружилась ограниченность такого подхода. Человек не всегда ведет себя рационально. Ученые установили, что хотя личный интерес пронизывает сферу политического, политическое действие часто в куда большей степени базируется на нормативно одобренном обществом поведении. «Люди выполняют решения не только потому, что они заинтересованы в них, но потому, что от них ожидают этого или что они должны это делать»[36].

Таким образом, отмечает А.А. Казанцев, в сфере моделирования социально-политических взаимодействий появилась проблема институтов как внешне заданных социальным субъектам поведенческих правил. Лауреат Нобелевской премии в области экономики Дуглас Норт интерпретировал «институты» как нормы поведения (Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997). Институты являются набором правил, процедур, подчинения, а также моральных и этических норм поведения, созданных с целью сдерживать поведение индивидов…[37]». Таким образом, рациональность людей является ограниченной институтами.

Вслед за А.А. Казанцевым обратимся к функции институтов.

1. Ограничения, идущие от институтов, делают поведение других игроков предсказуемым для любого из участников взаимодействия.

А.А. Казанцев приводит московский анекдот о поведении англичанина на необитаемом острове. Англичанин, попавший на необитаемый остров, первым делом построил три хижины. Одну – тот дом, в котором он будет жить. Вторую – клуб, где он будет проводить свободное время. Третью – клуб, куда он ходить не будет.

Таким образом, институты выступают как способ уменьшения неопределенности, формирования доверия и общей атмосферы сотрудничества между социальными субъектами, поддержания порядка и стабильности.

Существуют формальные и неформальные институты. К первым относятся разного рода правовые акты. Ко вторым – разделяемые людьми устойчивые структуры представлений о мире, идентичности, системы ценностей сложившиеся в рамках обычного права, традиции. Политическая культура является совокупностью неформальных институтов[38].

У неформальных институтов имеется три ключевые функции:

1. Они обеспечивают историческую преемственность. Формальные правила могут меняться, а неформальные ограничения нет. Они являются очень живучими.

2. Эволюция неформальных институтов в силу их долговременной природы создает path dependency, т.е. зависимость от исторического пути развития. Радикальный разрыв с прошлым в любой сфере человеческих отношений невозможен именно по причине консервативности неформальных институтов.

3. Неформальные нормы выступают основой для интерпретации формально-юридических актов.

Социальные субъекты (в нашем случае берем государства), имеющие сходные системы ценностей и моделей реальности, легче взаимодействуют между собой. Поэтому коалиции государств, имеющих сходную культуру, более устойчивы[39].

Какой вывод можно сделать, исходя из институционального подходак анализу международных отношений?При анализе международных, межгосударственных отношений важно учитывать формальные и неформальные институты социальных взаимодействий. Однако эти формы организации социальных отношений не следует доводить до абсолюта. В противном случае оказались бы невозможными антигитлеровская коалиция и многие другие комбинации союзов и форм двусторонних и многосторонних отношений, революционных разрывов с прошлым в историческом движении отдельных государств.