Актуальность информации

Полнота информации

По полноте предоставляемой информации источники можно разделить на три основные категории. Когда читатель задается вопросом: достаточно ли информации он найдет в данном источнике, – важно, чтобы он умел определить это изначально, понимая, к какой категории относится источник.

Источники общих сведений. В них можно получить первоначальную, самую общую, информацию о предмете. К таким источникам отнесем универсальные энциклопедии и справочники, энциклопедические и толковые словари, а также статьи в научно-популярной периодике и изданиях для детей.

Источники специальных сведений, которые содержат более детальную информацию, поскольку, как правило, они посвящены одной или нескольким близким темам. К ним относятся: отраслевые энциклопедии и справочники, специальные статьи и монографии, посвященные одной теме.

Дополняющие источники. Это материалы новейших исследований или, наоборот, публикации архивных материалов, писем, комментарии к текстам в академических изданиях, сводки политических или экономических новостей – все, что может расширить или углубить знания, уже полученные из источников общих и специальных сведений.

Степень актуальности информации можно оценивать по-разному. Во многом это зависит от толкования термина. В общепринятом значении слово актуальный означает злободневный, важный в данный момент. С другой стороны, все чаще это слово становится синонимом слова современный.

Современность информации определяется, как правило, временем ее создания, однако это не всегда верно. Надо различать два направления: время создания материалов и время их публикации (например, год выхода издания). Важно приучить студентов при отборе информации задавать себе – четко различая их смысл – два вопроса:

· имеет ли значение для моей работы время создания источника?

· имеет ли значение год выпуска издания (или обновления сайта)?

Время создания, как и дата выхода источника, не имеет значения в том случае, когда нужно получить какие-либо фундаментальные сведения, которые меняются очень редко или никогда (количество ног у паука, расположение гор и рек на физической карте страны, формулировка закона Ома).

Примерный ряд вопросов, на которые студент должен ответить себе в процессе работы над сложной темой (или формой презентации), может выглядеть так:

· могло ли время создания (или публикации) данного материала повлиять на его полноту, достоверность, актуальность? (Учет исторического контекста).

· какие цели ставил перед собой автор и не могли ли они повлиять на качество его работы? Если да, то как именно?

· доступна ли данная информация той аудитории, которой я буду представлять работу (или слишком сложна, слишком проста)?

· подходит ли данная информация под формат презентации работы?

Самое трудное в оценке информации – учет исторического контекста. Важно понимать, в какой степени время создания того или иного источника информации могло повлиять на достоверность содержащихся в нем сведений, а тем более – оценок.