Социалистическая революция в России и создание Советского гос-ва 377

публиками. В апреле 1921 г. была принята Конституция ДВР, закрепившая буржуазно-демократические формы государст­венности, однако политический и военный контроль в рес­публике осуществляла далекая Москва. В октябре 1922 г. япон­ские войска ушли из Приморья, «белое» правительство во Владивостоке тут же пало, и установилась власть правитель­ства ДВР. В ноябре 1922 г. Учредительное собрание проголо­совало за упразднение ДВР и включение ее территории в РСФСР.

На территориях, оккупированных войсками иностран­ных государств, устанавливался военный режим и применя­лись нормы права этих государств (применительно к услови­ям военного времени). Параллельно и под контролем воен­ных властей действовали органы местного самоуправления. На национальных окраинах (в Литве, Эстонии, Азербайджа­не и т. д.) воссоздавались дореволюционные органы власти и формировались новые системы права.

Нескоординированность военно-политических акций «белых» армий и режимов, изменения во внешнеполитичес­кой ситуации (революция в Германии, прекращение интер­венции со стороны союзных держав и поддержки ими «белых» армий), внутриполитическая стабилизация в самой России привели к поражению «белого движения».

Многомилионная эмиграция из России (1920—1922 гг.) но­сила пестрый политический характер. Соответственно весь­ма различными были государственно-политические програм­мы разных партий, течений и группировок. Эти программы были ориентированы на применение в «будущей России» и давали представление о развитии государственно-правовой мысли в «России № 2» (эмигрантской). Центром правовой мысли стала Прага (Чехословакия), где на базе Русского юри­дического факультета сгруппировались лучшие кадры право­ведов; центрами эмигрантской политической мысли стали также Париж, Берлин, Харбин, София и Белград. Определен­ное политическое влияние исходило из Риги, Вильнюса и Ревеля (Таллина).

В январе 1920 г. В Праге был опубликован проект Основ Конституции Российского государства, обсуждавшийся в среде русских политиков различных направлений и правове­дов в Ростове, Крыму и Париже (Г.Львов, П. Струве, Б. Савин-


ков, П. Новгородцев, Н. Львов и др.). Главные идеи проекта заключались в следующем: форму государственного устройст­ва России должно определить Учредительное собрание;

Глава государства избирается общим собранием двух палат простым большинством голосов; все акты, издаваемые Гла­вой государства, скрепляются подписью канцлера; Глава госу­дарства назначает и увольняет высших чиновников, созывает палаты и областные съезды.

Законодательная власть осуществляется двумя палатами:

Государственной думой и Государственным Советом. Госу­дарственная дума избирается на основе всеобщего и равного избирательного права. Государственный Совет — областны­ми сеймами.

Общеимперское Управление Государства состоит из ряда министерств, главы которых, как и Канцлер, ответственны перед Государственной думой.

Высшими судебными инстанциями являются Верховный уголовный и гражданский и Верховный административный суды.

Все Российское государство разделяется Учредительным собранием на области, сообразно национальным, экономи­ческим и социальным местным условиям. Каждая область уп­равляется областным сеймом и правительством. Областные сеймы состоят из одной палаты, областные правительства — из председателя Совета министров и министров ( в Совет­ской России исполкомы местных Советов повторяли структу­ру СНК, областные правительства — структуру имперского правительства). Сохраняется дореволюционная система гу­бернских и уездных земств, избиравших специальные комис­сии (исполнительные органы). Областные сеймы избирают Советы по городским и деревенским делам.

Предполагаемое в проекте областное деление России на­поминало ту форму устройства, которую предлагали экспер­ты Наркомюста при составлении проекта Конституции РСФСР 1918 г. (территориальные коммуны). Государственно-политические программы партий и объединений предлагали различные формы государственного устройства России: от унитарной монархии до конфедерации демократических рес­публик.

В эмиграции различные политические силы выработали