Эволюционная картина мира. Глобальный эволюционизм

Идея развития мира является важнейшей идеей мировой цивилиза­ции. В своих далеких от совершенства формах она начала проникать в естествознание еще в XVIII в. Но уже XIX в. можно смело назвать ве­ком идей эволюции. В это время концепции развития стали проникать в геологию, биологию, социологию и гуманитарные науки. В первой половине XX в. паука признавала эволюцию природы, общества, чело­века, но философский общий принцип развития еще отсутствовал.

И только к концу XX столетия естествознание приобрело теорети­ческую и методологическую основу для создания единой модели уни­версальной эволюции, выявления универсальных законов направлен­ности и движущих сил эволюции природы. Такой основой является теория самоорганизации материи, представляющая синергетику. (Как уже указывалось выше, синергетика — это наука об организации мате­рии.) Концепция универсального эволюционизма, которая вышла на глобальный уровень, связала в единое целое происхождение Вселен­ной (космогенез), возникновение Солнечной системы и планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез), человека и человече­ского общества (антропосоциогенез). Такую модель развития приро­ды называют также глобальным эволюционизмом, поскольку именно она охватывает все существующие и мысленно представляемые про­явления материи в едином процессе самоорганизации природы.

Под глобальным эволюционизмом следует понимать концепцию развития Вселенной как развивающегося во времени природного це­лого. При этом вся история Вселенной, начиная от Большого взрыва и заканчивая возникновением человечества, рассматривается как еди­ный процесс, где космический, химический, биологический и соци­альный типы эволюции преемственно и генетически тесно взаимосвя­заны. Космическая, геологическая и биологическая химия в едином процессе эволюции молекулярных систем отражает их фундаменталь­ные переходы и неизбежность превращения в живую материю. Следо­вательно, важнейшей закономерностью глобального эволюционизма является направленность развития мирового целого (универсума) на повышение своей структурной организации.

В концепции универсального эволюционизма важную роль играет идея естественного отбора. Здесь новое всегда возникает как результат отбора наиболее эффективных формообразований. Неэффективные новообразования отбраковываются историческим процессом. Качест­венно новый уровень организации материи «утверждается» историей лишь тогда, когда он оказывается способным вобрать в себя предшест­вующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность особенно ярко проявляется для биологической формы движения, но она свойственна вообще всей эволюции материи.

Принцип глобального эволюционизма основан на понимании внут­ренней логики развития космического порядка вещей, логики разви­тия Вселенной как единого целого. Для такого понимания важную роль играет антропный принцип.Сущность его в том, что рассмотре­ние и познание законов Вселенной и ее строения ведется человеком разумным. Природа такова, какова она есть, только потому, что в ней есть человек. Иначе говоря, законы построения Вселенной должны быть таковы, чтобы она непременно когда-нибудь породила наблюдателя; если бы они были иными, Вселенную просто некому было бы позна­вать. Антропный принцип указывает на внутреннее единство законо­мерностей исторической эволюции Вселенной и предпосылок возник­новения и эволюции живой материи вплоть до антроносоциогепеза.

Парадигма универсального эволюционизма является дальнейшим развитием и продолжением различных мировоззренческих картин миpa. Вследствие этого сама идея глобального эволюционизма имеет ми­ровоззренческий характер. Ведущей его целью является установление направленности процессов самоорганизации и развития процессов в масштабе Вселенной. В наше время идея глобального эволюционизма выполняет двоякую роль. С одной стороны он представляет мир как целостность, позволяет осмыслить общие законы бытия в их единстве; с другой стороны — ориентирует современное естествознание на вы­явление определенных закономерностей эволюции материи на всех структурных уровнях ее организации и на всех этапах ее саморазви­тия.