Цикл foreach

Циклы While

Цикл while (выражение) является универсальным видом цикла, включаемым во все языки программирования. Тело цикла выполняется до тех пор, пока остается истинным выражение while. В языке C# у этого вида цикла две модификации - с проверкой условия в начале и в конце цикла. Первая модификация имеет следующий синтаксис:

while(выражение) оператор

Эта модификация соответствует стратегии: "сначала проверь, а потом делай". В результате проверки может оказаться, что и делать ничего не нужно. Тело такого цикла может ни разу не выполняться. Конечно же, возможно и зацикливание. В нормальной ситуации каждое выполнение тела цикла - это очередной шаг к завершению цикла.

Цикл, проверяющий условие завершения в конце, соответствует стратегии: "сначала делай, а потом проверь". Тело такого цикла выполняется, по меньшей мере, один раз. Вот синтаксис этой модификации:

do операторwhile(выражение);

Приведу пример, в котором участвуют обе модификации цикла while. Во внешнем цикле проверка выполняется в конце, во внутреннем - в начале. Внешний цикл представляет собой типичный образец организации учебных программ, когда в диалоге с пользователем многократно решается некоторая задача. На каждом шаге пользователь вводит новые данные, решает задачу и анализирует полученные данные. В его власти продолжить вычисления или нет, но хотя бы один раз решить задачу ему приходится. Внутренний цикл do while используется для решения уже известной задачи с палиндромами. Вот текст соответствующей процедуры:

/// <summary> /// Два цикла: с проверкой в конце и в начале. /// Внешний цикл - образец многократно решаемой задачи. /// Завершение цикла определяется в диалоге с пользователем. /// </summary> public void Loop() { string answer, text; do { Console.WriteLine("Введите текст"); text = Console.ReadLine(); int i =0, j = text.Length-1; while ((i < j) && (text[i] == text[j])) {i++; j--;} if (text[i] == text[j]) Console.WriteLine(text +" - это палиндром!"); else Console.WriteLine(text +" - это не палиндром!"); Console.WriteLine("Продолжим? (yes/no)"); answer = Console.ReadLine(); } while(answer =="yes"); }//Loop

Новым видом цикла, не унаследованным от С++, является цикл foreach, удобный при работе с массивами, коллекциями и другими подобными контейнерами данных. Его синтаксис:

foreach(тип идентификатор in контейнер) оператор

Цикл работает в полном соответствии со своим названием - тело цикла выполняется для каждого элемента в контейнере. Тип идентификатора должен быть согласован с типом элементов, хранящихся в контейнере данных. Предполагается также, что элементы контейнера (массива, коллекции) упорядочены. На каждом шаге цикла идентификатор, задающий текущий элемент контейнера, получает значение очередного элемента в соответствии с порядком, установленном на элементах контейнера. С этим текущим элементом и выполняется тело цикла - выполняется столько раз, сколько элементов находится в контейнере. Цикл заканчивается, когда полностью перебраны все элементы контейнера.

Серьезным недостатком циклов foreach в языке C# является то, что цикл работает только на чтение, но не на запись элементов. Так что наполнять контейнер элементами приходится с помощью других операторов цикла.

В приведенном ниже примере показана работа с трехмерным массивом. Массив создается с использованием циклов типа for, а при нахождении суммы его элементов, минимального и максимального значения используется цикл foreach:

/// <summary>/// Демонстрация цикла foreach./// Вычисление суммы, максимального и минимального/// элементов трехмерного массива,/// заполненного случайными числами./// </summary>public void SumMinMax(){ int [,,] arr3d = new int[10,10,10]; Random rnd = new Random(); for (int i = 0; i < 10; i++) for (int j = 0; j < 10; j++) for (int k = 0; k < 10; k++) arr3d[i, j, k]= rnd.Next(100); long sum = 0; int min = arr3d[0,0,0], max = min; foreach(int item in arr3d) { sum +=item; if (item > max) max = item; else if (item < min) min = item; } Console.WriteLine("sum = {0}, min = {1}, max = {2}", sum, min, max);}//SumMinMax