Виды контрактных цен

 

Во внешнеторговых контрактах обязательно указывают вид используемых цен, который зависит от способа их определения.

1 — Твердая фиксированная цена

Она устанавливается на дату подписания контракта и остается неизменной на протяжении срока действия контракта.

2 — Твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки (подвижная цена)

Ее отличие от предыдущей — предусматривает возможность изменения цены, если на рынке цены изменились более, чем на 5% в период действия контракта.

3 — Цена с последующей фиксацией

При таком виде цен в контракте устанавливается принцип определения цены, а также используемые источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются.

Такие цены применяют в случае, если на рынке наблюдается сильное повышение цен, которые трудно точно спрогнозировать, а также при долгосрочных контрактах, которые предусматривают периодические поставки в течение ряда лет.

Обычно последующая фиксация цены осуществляется Протоколом согласования цены.

4 — Скользящая цена

Она оформляется в контракте в виде цены, определяемой по формуле:

- первая часть формулы — это базовая цена (твердая фиксированная цена);

- вторая часть формулы — отражает соотношение долей основных издержек на производство данного товара.

,

где — цена базового изделия;

А — доля затрат на материалы в издержках;

а — стоимость материалов за рассматриваемый период;

— стоимость материалов в базисном периоде;

В — доля затрат на оплату труда в издержках;

, — затраты на оплату труда в рассматриваемом и базисном периоде;

С — доля постоянных затрат в издержках.

5 — Смешанная цена

Цена, в которой одна часть является твердой фиксированной, другая — скользящей ценой.

Определяя политику цен на внешнем рынке, фирма может преследовать следующие цели:

1) стабильность прибыли;

2) стабильность или улучшение имиджа на рынке;

3) успех в конкурентной борьбе;

4) лидирующее положение в соответствующей сфере деятельности.

Выбрав ценовую политику, фирма намечает пути ее реализации и следующие тактические действия:

1 — избегать снижение цены на свою продукцию ниже суммы издержек на ее производство;

2 — стремиться к установлению цены на свою продукцию ниже, чем у конкурентов;

3 — следовать за рыночной ценой;

4 — устанавливать цены на уровне определенного конкурента;

5 — назначать цены так, чтобы получить рассчитанную прибыль.

Однако не всегда фирмы придерживаются таких правил, выходя на рынок. Возникает недобросовестная конкуренция, когда товар предлагается по демпинговым ценам.

Демпинг — это продажа товара на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран.

Он является одним из видов ограничительной деловой практики, в отдельных случаях может классифицироваться как недобросовестная конкуренция. Во многих странах действует антидемпинговое законодательство. Оно применяется только в тех случаях, когда демпинг подчиняет или угрожает причинить ущерб торговле, осуществляемой на территории страны, подвергшейся демпингу, или замедляет развитие ее национальной торговли.

Меры пресечения демпинга:

1) цена не указывается в контракте, а устанавливается принцип определения цен, а также используемые источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются;

2) в контракте устанавливается цена, которая впоследствии может быть скорректирована с учетом изменения курса валюты.