Виды контрактных цен
Во внешнеторговых контрактах обязательно указывают вид используемых цен, который зависит от способа их определения.
1 — Твердая фиксированная цена
Она устанавливается на дату подписания контракта и остается неизменной на протяжении срока действия контракта.
2 — Твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки (подвижная цена)
Ее отличие от предыдущей — предусматривает возможность изменения цены, если на рынке цены изменились более, чем на 5% в период действия контракта.
3 — Цена с последующей фиксацией
При таком виде цен в контракте устанавливается принцип определения цены, а также используемые источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются.
Такие цены применяют в случае, если на рынке наблюдается сильное повышение цен, которые трудно точно спрогнозировать, а также при долгосрочных контрактах, которые предусматривают периодические поставки в течение ряда лет.
Обычно последующая фиксация цены осуществляется Протоколом согласования цены.
4 — Скользящая цена
Она оформляется в контракте в виде цены, определяемой по формуле:
- первая часть формулы — это базовая цена (твердая фиксированная цена);
- вторая часть формулы — отражает соотношение долей основных издержек на производство данного товара.
,
где — цена базового изделия;
А — доля затрат на материалы в издержках;
а — стоимость материалов за рассматриваемый период;
— стоимость материалов в базисном периоде;
В — доля затрат на оплату труда в издержках;
,
— затраты на оплату труда в рассматриваемом и базисном периоде;
С — доля постоянных затрат в издержках.
5 — Смешанная цена
Цена, в которой одна часть является твердой фиксированной, другая — скользящей ценой.
Определяя политику цен на внешнем рынке, фирма может преследовать следующие цели:
1) стабильность прибыли;
2) стабильность или улучшение имиджа на рынке;
3) успех в конкурентной борьбе;
4) лидирующее положение в соответствующей сфере деятельности.
Выбрав ценовую политику, фирма намечает пути ее реализации и следующие тактические действия:
1 — избегать снижение цены на свою продукцию ниже суммы издержек на ее производство;
2 — стремиться к установлению цены на свою продукцию ниже, чем у конкурентов;
3 — следовать за рыночной ценой;
4 — устанавливать цены на уровне определенного конкурента;
5 — назначать цены так, чтобы получить рассчитанную прибыль.
Однако не всегда фирмы придерживаются таких правил, выходя на рынок. Возникает недобросовестная конкуренция, когда товар предлагается по демпинговым ценам.
Демпинг — это продажа товара на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран.
Он является одним из видов ограничительной деловой практики, в отдельных случаях может классифицироваться как недобросовестная конкуренция. Во многих странах действует антидемпинговое законодательство. Оно применяется только в тех случаях, когда демпинг подчиняет или угрожает причинить ущерб торговле, осуществляемой на территории страны, подвергшейся демпингу, или замедляет развитие ее национальной торговли.
Меры пресечения демпинга:
1) цена не указывается в контракте, а устанавливается принцип определения цен, а также используемые источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются;
2) в контракте устанавливается цена, которая впоследствии может быть скорректирована с учетом изменения курса валюты.