История зарубежной и отечественной социологии

1. Предыстория социологии.

2. Формирование основ социологической науки в трудах О.Конта (1798-1857).

3. Классический период развития социологии.

4. Современные направления социологии.

5. Русская социология.

1.1. Социально-философские учения античности.

Социально-философские взгляды Платона (427-347 гг. до н.э.)

Демократическому устройству Платон противопоставляет модель тоталитарного идеального государства, (аристократии), состоящего из трех сословий: философы-правители, воины и земледельцы. Эта структура воспроизводит структуру человеческой души - разумная, аффективная, вожделеющая.

Таким образом, важнейшим принципом идеального государства Платона является полное подавление каких-либо проявлений человеческой индивидуальности, абсолютное подавление интересов личности во имя интересов общественного целого.

За разработку первой теоретически обоснованной модели идеального государства, в котором у высших сословий отсутствует частная собственность, Платона часто называют первым социалистом-утопистом. Так, эта модель становится у философа основой для классификации реально существующих государственных форм. Согласно Платону, его теория идеального государства представляет собой не только проект будущего общества, но и описание реального существовавшего на земле государства, в одном из диалогов названного им Атлантидой.

Платон выделяет четыре последовательные формы деградации государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

Тимократия - государство, непосредственно возникшее из аристократии. В основе его лежит правление благородных воинов, достаточно жестких в отношениях с простолюдинами, но при этом честных и храбрых на поле брани. Однако это общество уже не может быть стабильным, ибо в нем появляется главный источник всех конфликтов, а значит и двигатель истории - частная собственность. Как раз то, что составляет главное отличие этого общества от всех других - активная завоевательная деятельность, в конечном счете, и приводит его к неотвратимому перерождению. Неизбежное в ходе завоеваний накопление богатства в руках отдельных лиц, с одной стороны, и постепенно растущее имущественное расслоение общества, с другой, естественно приводят к тому, что власть захватывают наиболее богатые граждане государства. Так возникает вторая - более искаженная форма государственного устройства - олигархия, в рамках которой правление осуществляется на основании вполне определенного имущественного ценза. Олигархия - это общество непрерывных социальных конфликтов. Итог этих процессов - восстание народа, в результате которого устанавливается следующая - теперь уже демократическая форма правления. Как и все предшествующие формы, демократия гибнет не в силу случайных и сиюминутных стечений обстоятельств - ее губит собственный основополагающий принцип, принцип свободы. Как показывает Платон, именно развитие последней приводит, в конце концов, к ситуации всеобщего хаоса и беспорядка, когда правитель оказывается вынужденным заискивать перед своим народом, учитель перед учениками, и даже рабы и домашний скот начинают медленно, но верно, выходить из положенного им повиновения. Естественным итогом этого всеобщего хаоса оказывается тирания, которая рассматривается мыслителем в качестве последней и наиболее искаженной формы государственного образования.