Плоскость стены можно украсить любыми деталями, но со временем они могут отвалиться, их могут сбить или заменить другими со сменой моды, а объём живет вечно

· В начале 30-х годов - интенсивное освоение наследия прошлого

· Внашнестилевые формы (неоклассика, динамические формы символического романизма, конструктивизм, упрощённые традиционные формы) – утилитаристские взгляды

· Любое оригинальничанье в аопросах формообразования остаётся стилизацией, эклектически заимствованных из различных художественно-композиционных систем

Современная архитектура заставляет видеть глубинные основы профессионализма

Объём самого здания не играет решающей роли в общем художественном облике композиции

Важно - утонение энтазиса, абака, консоль

Неважно - профили

 

Творческая концепция архитектурной формы

· Церкви в русском стиле - сложная объёмно-пространственная композиция

· Особняки и доходные дома - ордер для художественной обработки уличного фасада;

традиционные архитектурные формы и декоративные детали;

архитектурно-декоративная деталь несёт первостепенную функцию (Кириченко Евг. Ив.)

 

Архитектор должен хорошо знать историю своего искусства и особенно памятники древних, не для рабского им подражания, но для изучения духа, вкуса и оригинальности Древних и применения того к настоящим потребностям.

Мы признаём необходимость познания всех стилей Архитектуры во все времена и у всех народов, потому что творить из нечего невозможно (Свиязев И.И. Архитектор, "Архитектурный лексикон", 1835)

Характер пространственно - планировочной структуры зданий определяется местными условиями, общественными потребностями, национальными особенностями.

и греки на нашем месте не остались бы при своих ордерах, но все архитектуры на свете , типы всех веков и народов послужили бы им материалами, из которых гений их творил бы новое целое... и мы сами ...делаем то же, не замечая и не чувствуя того, что смешиваем стили (Свиязев И. Учебное руководство..., 1839-1840)

В классицизме общественные сооружения необходимо проектировать богаче и величественнее жилых домов (социальная иерархия).

(сейчас) в наш век не выдумывают новых языков, но совершенствуют и обогащают существующие наречия

Правила не более чем условность, плод вековых наблюдений природы, но природа, следующая законам естества, до бесконечности многообразна - такой же должна быть архитектура (Брюллов А.П. Архитектура, 1835)

Истинного и Изящного никто не может себе представить в отвлечённой форме (Словарь иностранных слов..., 1845)

Двоякая ценность архитектуры -– материально – практическая и информационно – эстетическая. Системная организация среды -– дизайн (элементарный уровень), архитектура (сложные, составные функции), градостроительство (теория и практика организации расселения и населённых мест). Опредмечивание в архитектуре основ мировоззрения общества, его эстетических принципов и эстетических идеалов. Создание эстетических ценностей – необходимая часть общественного назначения архитектуры. Обра, образное отображение, образ-система, образ-восприятие, образ-процесс, образ-замысел, «образотворчество», художественный образ. Образность, несущая социально значимое содержание – необходимая часть функции произведения архитектуры. Художественная образность – важное средство гармонизации предметно-пространственной среды. Материальные элементы формы произведения архитектуры являются знаками, несущими информацию и служащие для выражения художественно-образного содержания. Семантика формы – связь элементов со смысловыми значениями (значащее неотделимо от вещей и отношений). Выражение особенностей типа (типологический характер). Типологическое – конкретная основа формы, несущей образ. Образные ассоциации. Ценностные ориентации. Язык архитектурных форм – средство закрепления форм поведения людей.