Об интересе молодежи к юридической профессии свидетельствует следующие статистические данные

ФАКУЛЬТЕТЫ 1880 г. 1885 г. 1894 г.
Юридический 22% 30% 37%
Медицинский 46% 38% 37%
Историко-филологическ. 20% 21% 20%
Физико-математическ. 11% 10% 5%
Восточных языков 0,4% 0,8% 0,6%

Из приведенной таблицы видно, что интерес молодежи в конце прошлого столетия к изучению права, в отличии от остальных профессий, неуклонно повышался.

Статистические данные о распределении численности студентов по университетам и по факультетам на 1 января 1898 г.

Из четырех высших военных академий в России была одна, в которой готовили военных юристов - Александровская военно-юридическая академия. Срок обучения в ней был на год больше, чем в других военных академиях, и составлял 3 года. В нее принимались по результатам вступительного экзамена офицеры, прослужившие несколько лет в армии.

21.10. 1899 г. - во Владивостоке закончено строительство здания и открыто первое высшее учебное заведение города - Восточный институт, преобразованный в дальнейшем в Дальневосточный Государственный Университет.

2. Одним из результатов постепенного развития и становления традиций профессионального образования в России можно с уверенностью считать реформы середины 19 века. Трудно представить себе их успешную разработку и проведения без хорошо подготовленных профессиональных кадров. С развитием образования в стране постепенно формировалось гражданское общество, понимавшее невозможность дальнейшего развития государства без отмены крепостного строя, без реформирования правовой системы государства и его институтов.

Краткие исторические выводы о значении реформы 1864-65 годов и ее последствий:

 

 

· укрепление престижа судей;

· разделение судебной и исполнительной властей;

· возникновение корпорации адвокатов;

· изменение профессиональной направленности прокуратуры, в связи с чем судебный процесс приобрел состязательный характер;

· возникновение корпорации судебных следователей;

· получение реальной возможности участия в процессах в качестве суда присяжных значительно большего числа граждан (в том числе - бывших крепостных крестьян).

После революции 1905 -1907 г.г. возрос авторитет студенческих организаций. Введена выборность ректоров и деканов факультетов.

3. После 1917 г. в стране продолжалось увеличение юридических учебных заведений. Получил свое развитие такой вид образования как заочная форма обучения. Центром заочного юридического образования стал ВЮЗИ.

Особое внимание в 60-х годах стало уделяться расширению сети учебных заведений в отдаленных от центра регионах Сибири и Дальнего Востока.

Большое внимание было уделено созданию и развитию отраслевых высших юридических учебных заведений. К таким заведениям относятся Академия МВД, юридический факультет Военного института СА, преобразованный ныне в Академию, продолжающую вести подготовку высококвалифицированных специалистов для военных трибуналов и военных следственных органов.

4. В течение последних десятилетий, когда выпуск юристов в бывшем СССР достиг своего максимума, он составил в среднем 15 - 18 тыс. человек в год, чего явно не хватало даже для милиции, прокуратуры и судебных органов. В экономику, нотариат и другие малопрестижные тогда сферы юридической деятельности шли единицы. В итоге в России сейчас количество юристов в среднем в 8 - 10 раз меньше, чем в любой стране с развитой экономикой.: например, нотариусов - в 3 раза меньше, чем в США, в 6 раз - чем во Франции; адвокатов - в 2,5 раза меньше, чем во Франции и почти в 15 раз меньше, чем в США.

В органах государственной власти и управления, всегда пользовавшейся приоритетными возможностями по подбору специалистов, большое число должностей, занимаемых людьми, не имеющими не то что юридической подготовки, но и общего представления о праве. Всего же, по результатам оценок специалистов, в стране как минимум не хватает от 1,5 до 2 миллионов юристов. Их отсутствие порождает серьезные проблемы: с одной стороны, разрушается правоохранительная система, идет постоянный отток юристов в сферу бизнеса; с другой стороны - страдает и само предпринимательство, поскольку процессы переквалификации юристов длятся достаточно долго. Более того, пришедшие на их рабочие места работники не всегда готовы эффективно решать возложенные на них задачи, в том числе в вопросах осуществления контроля и надзора за правомерностью предпринимательской деятельностью. Все это не способствует укреплению законности и установления стабильности в общественной жизни.

Прогнозами на будущее призваны заниматься компетентные государственные органы и должностные лица. На сайте http://www.ucheba.ru/vuz-news/5455.html делается прогноз о том, что в 2010 году каждый второй выпускник вуза окажется лишним

28 ноября 2007
Российские вузы к 2010 году "поставят" на рынок труда избыточное количество специалистов с высшим образованием. И каждый второй из них окажется лишним, так как в основном, возрастает потребность в специалистах со средним и начальным профессиональным образованием. Такие данные предоставили ИТАР-ТАСС в Рособразовании. "В настоящее время система высшего образования обеспечивает подготовку специалистов на 60%, в то время как структура потребностей отраслей экономики в специалистах с высшим образованием составляет всего 35%, - рассказали в Рособразовании. – В то же время, учреждения среднего профобразования обеспечивают подготовку специалистов лишь на 13% при наличии потребности в 45%, а начальные учреждения профобразования – на 15% при потребности в 20%". GZT.ru

Сложно согласиться со столь прагматичным взглядом на образование. Лишним оно не может быть в принципе. Может идти речь лишь о востребованности людей в той или иной профессии.

И особо следует отметить то, что юридическое образование создает слой законопонимающих граждан, что само по себе для интересов общества явление благоприятное. Каким бы делом не занимался получивший юридическое образование человек, его мышление за годы обучения формируется на принципах уважения к закону, соблюдению прав и законных интересов окружающих его людей.

В своем интервью 03.12.2007 «Итогам», отвечая на вопрос журналиста о том, какие проблемы, не очевидные сегодня, придется решать через десяток-другой лет, министр образования и науки Андрей Фурсенко сказал, что в дальнейшем будет возрастать роль гуманитарных знаний. Именно знаний. Непрерывное образование станет необходимостью: мир меняется все быстрее, и надо не отставать. Способность человека к самообразованию окажется, скорее всего, главным условием его успешности. А еще проекты - научные, образовательные, технические, экономические - будут строиться в логике всеобщего выигрыша. Думаю, мы увидим, как увеличится роль совместных исследований ученых разных отраслей знаний. Двухуровневая система высшего образования дает возможность готовить людей в пограничных областях наук. [1].