Вопрос Понятие новых информационных технологий

Человек живет в мире информации. Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств. Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса). Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.

Человеческое мышление можно рассматривать как процессы
обработки информации в мозгу человека. На основе информации,
полученной с помощью органов чувств, и теоретических знаний,
приобретенных в процессе обучения, человек создает
информационные модели окружающего мира. Такие модели
позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире и
принимать правильные решения для достижения поставленных
целей.

Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами,

В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию. Обмен информацией между людьми может осуществляться в различных формах (письменной, устной или с помощью жестов). Для обмена информацией всегда используется определенный язык (русский, английский, эсперанто, азбука Морзе и так далее). Для того чтобы информация была понятна, язык должен быть известен всем людям, участвующим в общении. Чем большее количество языков вы знаете, тем шире круг вашего общения.

История человеческого общества - это, в определенном смысле,
история накопления и преобразования информации. Весь процесс
познания является процессом получения, преобразования и
накопления информации (знаний). Полученная информация хранится
на носителях информации различных типов (книги, аудио- и
видеокассеты и так далее), а в последнее время - все больше на
электронных носителях информации в цифровой форме (магнитные и
лазерные диски и др.).

Объединение компьютеров в глобальную сеть internet позволило обеспечить возможность быстрого доступа ко всему объему информации, накопленному человечеством за всю его историю.

Информационные процессы характерны не только для природы, человека и общества, но и для техники. Нормальное функционирование технических устройств связано с процессами управления, которые включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации. В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек (например, вождение автомобиля), в других управление берет на себя само техническое устройство (например, кондиционер).

Универсальным устройством, предназначенным для автоматической обработки информации, является компьютер. Управляют работой компьютера программы, которые имеют различные функции и назначения. Совокупность компьютерных программ называется программным обеспечением или программными средствами информатизации.

В процессе исследования информационных моделей приходится разрабатывать алгоритмы и затем кодировать их на языках программирования.

Информационный подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики - комплексной науки об информации и информационных процессах, аппаратных и программных средствах информатизации, информационных коммуникационных технологиях, а также социальных аспектах процесса информатизации.

Стимулирующее влияние на применение компьютерной техники на АТ оказывают государственные стандарты по безопасности автотранспортных средств, экономии топлива и защите окружающей среды, а также необходимость изыскания внутренних резервов в сложной экономической ситуации.

С ростом сложности и динамичности систем многократно возрастают потоки информации, возникает необходимость в их упорядочении и рассмотрении как одной из составных частей технологического процесса, что привело к возникновению понятия«информационные технологии» (ИТ).

ИТ– способ информационного производства, совокупность методических положений, организационных установок, инструментально-технологических средств и т. п. – всего того, что регламентирует и поддерживает деятельность людей, вовлеченных в информационное производство на основе применения ЭВМ. В восьмидесятые годы, в связи с ускорением процесса развития ИТ появилось понятие «новые информационные технологии» (НИТ).

НИТ являются совокупностью встроенных в системы организованного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы, обеспечивающие целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с закономерностями той или иной среды, где развивается НИТ.

Нося преимущественно безбумажный характер, НИТ снижает роль субъективного фактора при получении, передаче и обработке информации, чем радикально отличается от традиционной ИТ, значительно превосходя ее по экономичности, производительности, точности.

В качестве технологической модели современной ИТ используется распределенная сеть обработки данных, а основной функцией является«поддержка принятия решения» управленцем (оператором).

Технической базой служат вычислительные системы пятого поколения, оснащенные периферийными устройствами и коммуникационными сетями. Составные части НИТ и основные области ее деятельности представлены на

Рисунке 1.

 

 


Рис. 1. Составные части и основные направления деятельности НИТ

 

 

Таким образом, НИТ объединяет новые коммуникационные технологии на основе локальных и распределенных сетей ЭВМ, методы обработки управленческой информации при помощи ПЭВМ и АРМ, а также выработки управленческих решений на основе средств искусственного интеллекта (баз данных, экспертных систем, различных типов моделирования) предусматривающих разнообразные (графические, звуковые, текстовые) формы отображения моделируемых ситуаций, реализуя таким образом «дружественный интерфейс».

Требования к современным информационным комплексам:

– функциональность (встраиваемость), т. е. насколько легко и естественно с помощью автоматизированной системы осуществляются ввод, изменение, организация и хранение информации;

– работоспособность(надежность) информационной системы (ее информационной составляющей и оборудования);

– интерактивность– степень, которой характеризуется удобство связи рабочих мест друг с другом и оператора с машиной;

– интерьер конторы, включая размещение оборудования, наличие свободного пространства и т. д.

Рассматривая понятие НИТ, необходимо отметить их социально-психологическую значимость. Персонал остается одним из основных элементов автоматизированной человеко-машинной системы, поэтому от его взаимодействия с элементами НИТ во многом зависит эффективность производственной системы в целом. С точки зрения человеческого фактора, автоматизацию производства необходимо рассматривать с двух сторон. Применение современной техники позволяет повысить производительность труда управленца(оператора), снизить утомляемость и вероятность ошибки, поднять престиж его деятельности. В то же время НИТ предъявляет повышенные требования к квалификации персонала и его подготовленности в области современных методов управления, делая необходимым изменение профессиональных знаний.

Задачи и возможности новых информационных технологий

и их применение на предприятиях автомобильного транспорта

– учетно-статистические;

– аналитико-управленческие: планирование и контроль постановки автомобилей на ТО и ремонт, учет и контроль запасов, формирование комплекса технических воздействий и т. д.;

– справочные: создание и использование банков данных по конструкции, эксплуатационным и надежностным свойствам автомобилей и агрегатов, нормативам ТО и ТР.

Системы поддержки принятия решений предполагают использование пакетов программ, реализующих методы имитационного моделирования, факторного и корреляционного анализа, других математических и статистических методов. Наиболее перспективным направлением в данной области следует признать«экспертные системы», предназначенные для воссоздания опыта и знаний профессионалов.

Однако высокая стоимость делает их применение на предприятиях автомобильного транспорта нецелесообразным.

Эффективное решение комплексов планировочно - управленческих и оптимизационных в области управления техническими воздействиями возможно на основе оперативно обновляемой информации о состоянии внутренних и внешних факторов управляемой системы (автомобиля и его узлов, системы по поддержанию его ТС или предприятия в целом). Особенно актуальным это становится при разработке и внедрении новых систем(стратегий) технических воздействий. Наилучший вариант– использование индивидуальной объективной информации по каждому автомобилю. Инструментом, поставляющим такие данные, являются диагностика и прогнозирование.

Однако при использовании подобной системы возникает проблема хранения и обработки больших массивов информации, содержащих текущие, допустимые и предельные значения диагностических и структурных параметров, наработки на отказ, фактические данные о пробегах автомобилей и их агрегатов. Для решения этой проблемы могут быть использованы информационные хранилища или информационные базы данных. Автоматизация позволяет снизить трудозатраты на выполнение статистических операций на70 – 90 %.

Однако в настоящее время рассмотренный подход к автоматизации применим к отдельным функциям управленца или в лучшем случае– производственного процесса. Традиционное совершенствование системы с помощью ИТ автоматизирует существующий процесс(часто со всеми его недостатками) и не ставит перед собой задачу по проектированию нового процесса, благодаря чему достигаются основные результаты. Применение НИТ не просто ускоряет получение и обработку информации, оно коренным образом меняет правила работы системы.