Социалистическая революция в России и создание Советского гос-ва 371

VIII.

63. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «БЕЛОГО» ДВИЖЕНИЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Первые акты гражданской войны имели место уже осенью

1917 г. (выступления Керенского, Краснова, Каледина, Дуто­ва). Но полномасштабно война развернулась к середине

1918 г. В нее оказались вовлеченными иностранные воору­женные силы: чехословацкий корпус, экспедиционные воен­ные силы Англии, Франции, Японии, США, оккупировавшие Дальний Восток, Одессу, Мурманск, районы Закавказья и Средней Азии, другие регионы страны. Германская армия контролировала Прибалтику и значительную часть Украины и Белоруссии. В 1919 г. под властью Советов оставалась отно­сительно небольшая территория.

К весне 1918 г. на большей части бывшей Российской им­перии власть перешла сначала к военно-революционным ко­митетам, а затем к Советам. Ситуация в разных районах скла­дывалась по-разному, однако общей чертой начавшейся борь­бы были столкновения революционных органов власти с на­ционалистическими и консервативными силами. Последние сгруппировались в неоднородное по составу «белое движе­ние», основу которого составили офицеры старой армии. В ходе начавшейся гражданской войны под контроль «белых» попали обширные районы Сибири, Урала, Поволжья, Дона, Северного Кавказа, Крыма, Северо-Западного края, Туркеста­на и другие регионы.

Между «белыми» армиями Колчака, Деникина, Юденича (а позднее Врангеля) было осуществлено военно-политичес­кое размежевание занятых ими территорий. Их границы по­стоянно изменялись, хотя общая регионализация сохраня­лась.

На территориях, занятых «белыми» армиями, восстанав­ливалась деятельность органов местного самоуправления (земств, городских дум), ликвидированных Советами. Цент­ральная власть была сосредоточена в руках Главнокомандую­щего, который мог опираться на более демократические ор­ганы — Советы, совещания, комитеты. На территории, кон­тролируемой чехословацким легионом и адмиралом Колча­ком, было воссоздано Учредительное собрание в качестве


парламентарного органа. В Крыму генерал Врангель принял всю полноту военной и гражданской власти с санкции Прави­тельствующего Сената.

Приказом Главнокомандующего вооруженных сил Юга России в марте 1920 г. было введено Положение об управле­нии областями, занимаемыми вооруженными силами Юга России. Наряду с членами военного командования оно уста-* навливало должности государственного контролера, началь­ника гражданского управления (ведающего вопросами земле­делия, землеустройства, юстиции и просвещения), начальни­ка хозяйственного управления (ведающего финансами, про­довольствием, торговлей, промышленностью и путями сооб­щения), начальника управления иностранных сношений. Эти должностные лица входили в Совет, имеющий характер совещательного органа при Главнокомандующем. Последне­му подчинялись казачьи части и органы самоуправления, до 1920 г. имевшие довольно широкую автономию.

В апреле 1920 г. Правительство Юга России образовало комиссию по разработке земельного вопроса. Основными принципами реформы стали частная собственность на землю, максимальное число пользователей, посредничество государства в земельных сделках. Предполагалось, что ре­форма будет распространена на все пространство России после победы над большевиками. Все наделяемые землей по­лучали ее в собственность за выкуп и «в законном порядке». Для проведения реформы на местах создавались органы зем­ского самоуправления. Размеры участков определялись зе­мельными Советами и утверждались правительством. Быв­шие «показательные» хозяйства или совхозы передавались в государственное управление или волостным земствам с обя­зательством «сохранения в них правильного хозяйства». Земли, при советской власти включенные в коммуны, пере­распределялись волостными земельными Советами между частными лицами. Из общих правил об отчуждении изыма­лись и сохранялись за собственниками права на следующие виды землевладений: надельные земли, купленные при содей­ствии крестьянского банка; выделенные на хутора и отруба;

отведенные церквам и монастырям; принадлежащие сельско­хозяйственным учреждениям; относящиеся к городским по­селениям; огородные. При проведении реформы подчерки-



•ээм.VIII.

 


 


валось, что право частной собственности всегда уступает ин­тересам общегосударственным, однако главной целью оста­валось «укрепление права бессословной частной земельной собственности», т. е. реформа продолжала столыпинскую аг­рарную традицию, хотя техника реформы (два этапа проведе­ния: акт владения землей и последующее нотариальное за­крепление права собственности) напоминала порядок прове­дения реформы в 1861 г.

Правительство Юга России разработало также «Правила о восстановлении волостных и уездных Земств». При этом предполагалось права, которыми обладали уездные земства, перенести на волость, а на уезд — права бывших губернских учреждений. Гласные волостных земских собраний избира­лись сельскими сходами, участие в которых должны были принимать только земледельцы-домохозяева. Уездные зем­ские собрания составлялись из гласных, избираемых волост­ными земскими собраниями. В дополнение к модели земских органов 1864 г. по приказу Главнокомандующего войск Юга России должны были избираться на волостных земских со­браниях еще и волостные земельные Советы (кроме управ). В целом реформа местного самоуправления ориентировалась на земское Положение 1892 г.

Постановления земских собраний могли быть приоста­новлены: по волости — начальником уезда, по уезду — губерна­тором. Дальнейший спор мог разрешиться председателем съезда мировых судей, окружным судом, присутствием уезд­ного управления или высшей центральной властью.

На территории Правительства Юга России действовала система военно-полевых судов, корпусные и военно-судные комиссии при начальниках гарнизонов (в составе председате­ля и пяти членов). Комиссии подчинялись главному прокуро­ру, военно-полевые суды — войсковым начальникам. Несколь­ко позже в состав корпусных и гарнизонных комиссий были включены с правом совещательного голоса по два представи­теля от крестьянства волости. Предварительное следствие проводилось одним из членов комиссии, тем самым следст­вие и судопроизводство смешивались (по аналогии с деятель­ностью органов ВЧК, действовавших на советской террито­рии). При рассмотрении дел военно-судные комиссии руко­водствовались правилами о военно-полевых судах. Пригово-



^Воциалистическая революция в России и создание Советского гос-ва 375

ры утверждались военными начальниками. В случае несогла­сия последних с приговором дело передавалось в корпусной или военно-окружной суд.

Уголовный розыск отделялся от государственно-правово­го (контрразведка). В качестве административной меры при­менялась «высылка в советскую Россию лиц, изобличенных в явном сочувствии большевизму, в непомерной личной нажи­ве» (мера, сходная с той, которую предусматривали Руководя­щие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.). Право вы­сылки было предоставлено губернаторам и комендантам кре­постей.

Государственно-правовая политика правительства Юга России в августе 1920 г. формулировалась в следующих декла­рациях: будущий государственный строй России предлага­лось определить народу России; равенство гражданских и по­литических прав граждан; предоставление в полную собст­венность земли обрабатывающим ее крестьянам; защита ин­тересов рабочего класса и его профессиональных организа­ций; объединение различных частей России «в одну широкую федерацию, основанную на свободном соглашении»; восста­новление производительных сил России «на основах, общих всем современным демократиям, предоставляющих широкое место личной инициативе»; признание международных обя­зательств, заключенных предыдущими правительствами Рос­сии; выполнение обязательств по выплате долгов.

В Сибири в 1918—1919 гг. был установлен политический режим, руководимый Директорией во главе с Верховным правителем России (Колчак), режим более либеральный, чем на Юге России Политический блок, на который опиралось Сибирское правительство (со столицей в Омске), включал широкий спектр партий — от монархистов до социалистов (эсеров и меньшевиков). На территории Сибирского прави­тельства было созвано Учредительное собрание, обсуждав­шее вопросы, поставленные им еще в январе 1918 г. Были восстановлены земские и городские органы самоуправления, мировые суды, некоторые профессиональные союзы и обще­ственные организации, а также действие уставов и уложений, принятых до октября 1917 г.

В начале апреля 1918 г. японские части высадились во


376 VIII.

Владивостоке под предлогом защиты жизни и собственности японцев.

В мае 1918 г. чехословацкий корпус завязал бои с красны­ми частями в Западной Сибири. Поощряемый союзниками корпус двинулся к Волге, отрезав Центральную Россию от Сибири. В июне чехословаки взяли Самару. Антибольшевист­ские партии (эсеры и меньшевики) создали Временное пра­вительство в Самаре. В июле 1918 г. в Омске было создано Сибирское правительство, управлявшее Западной Сибирью. В Чите атаман Семенов сформировал летом Ь918 г. центр власти, контролировавший Забайкалье.

В сентябре 1918 г. на Уфимском совещании была предпри­нята попытка объединить все эти территории под единым руководством. На совещании присутствовали представители Омского, Самарского правительств, национальных (казах­ского, тюркско-татарского, башкирского) и казачьих воен­ных правительств. Они подписали акт, учреждавший Всерос­сийское временное правительство. Власть сосредоточива­лась в руках Директории ( из пяти директоров) с центром в Омске. В ноябре 1918 г. адмирал Колчак свергает Директо­рию и принимает титул Верховного правителя. К лету 1919г. этот титул за ним признали союзники и «белые» генералы, контролировавшие другие регионы России. Наступление «красных», уход чехословаков и массовые восстания в январе 1920 г. привели к падению правительства Колчака. Власть перешла к местному (Иркутск) Политическому центру, состо­явшему из эсеров, которые вскоре передали ее большевист­скому Военно-революционному комитету. Задержанного че-хословаками Колчака ВРК приговорил к расстрелу в феврале 1920 г.

В январе 1920 г. в Томске в результате переговоров пред­ставителей эсеров, большевиков и американского правитель­ства было принято решение об образовании «буферного» го­сударства. Свержение Политического центра большевиками прервало этот процесс. Но в апреле 1920 г. учредительное собрание в Верхнеудинске провозгласило создание независи­мой демократической Дальневосточной республики (ДВР). Советское правительство признало республику в мае 1920 г. В июле 1920 г. ее признала Япония. В декабре 1920 г. ДВР уста­новила с РСФСР соглашение о границах между обеими рес-