Дар бак

Шар бур бас

Пар бор бал

Фонема представляет собой пучок различительных черт:

 

  глухой губной носовой палат.
Б -- + -- --
Б’ -- + -- +
П + + -- --
П’ + + -- +
Д -- -- -- --
Д’ -- -- -- --
Т + -- -- --
Т’ + -- -- +
М -- + + --
М’ -- + + --
Н -- -- + +
Н’ -- -- + +

 

Сочетание четырех признаков создает 12 звуков.

Основанием оппозиций служат различительные признаки. Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем языка называются интегральными.

Интегральным признакам противостоят дифференциальные, или различительные. Один и тот же признак может быть дифференциальным для одних фонем и интегральным для других. Так, в русском языке глухость является дифференциальным признаком для [к], т.к. есть оппозиция [г]. Тот же признак является интегральным для [х]. Твердость во французском языке не является дифференциальным признаком - [l’], в русском - это дифференциальный признак: [л] и [л’] - мел / мель.

Попадая в определенную позицию, фонемы могут изменяться, не переходя при этом в другую фонему. Конкретная реализация фонемы в зависимости от позиции называется аллофоном. Аллофоны никогда не встречаются в одной позиции. Один из вариантов фонемы является основным, остальные - дополнительными. Основной вариант встречается в изолированной или сильной позиции.

В русском языке сильной для согласных является позиция перед гласным: супы - суп, зубы - зуб. Для гласной сильной позицией является ударная: вода - воды. В слабой позиции различные признаки фонем могут нейтрализоваться. Для французского языка нейтрализация менее характерна, чем для русского.

Фонема расположена в речевой цепочке рядом с другими элементами. Совокупность позиций в которых данный элемент встречается в языке называется дистрибуцией. Фонема [у] в русском языке обладает очень широкой дистрибуцией, она возможна в любых позициях, фонема [к] практически не встречается в одной позиции - перед [ы]. Во французском языке фонема [ ] встречается лишь в середине и конце слов. В русском языке [o] встречается только под ударением: логово, огород.

Анализ фонем производится как на уровне системы, так и в плане их функционирования в речи; в связи с этим различаются:

* фонетическая (точнее, фонематическая) парадигматика - описание системы фонем на основе их признаков. Например, фонемный состав русского языка: 5 гласных, 37 согласных; французского - 15 гласных, 20 согласных.

* фонетическая синтагматика, в которой различается два аспекта:

частотность фонем в речи;

фонематическая комбинаторика, т.е. сочетаемость фонем, иначе говоря, возможность сочетания различных фонемных признаков;

* фонетическая трансформаторика - изменение фонем в речи, их чередование, т.е замена одних фонемных признаков другими.

Позиционные изменения звуков

Звуки произносятся не изолированно, а в связной речи и, следовательно, могут влиять друг на друга, что вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах:

* аккомодации

* ассимиляции

* диссимиляции

* диэрезы

* эпентезы

* гаплологии

Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом. Аккомодации касаются лишь частичного приспособления звуков, т.к. гласные и согласные относятся к звукам разного типа и до конца уподобиться друг другу не могут.

Аккомодация может быть прогрессивной (предыдущий звук влияет на последующий) и регрессивной (последующий звук влияет на предыдущий).

Русский язык. Прогрессивная аккомодация: гласные

[а] после твердых звучат в своем основном виде,

· · [о] после мягких аккомодируют, становясь более

[у] высокими и передними:

[э] рад - ряд, ток - тек, лук - люк

В современном французском языке согласные нейтральны к твердости и мягкости, но они сохраняют более твердый оттенок перед гласными [a], [o], [u], [a], [ ] и более мягкий перед [e], [œ], [ ], [œ], [i], [y]:

tas tu

· · tôt teint регрессивная аккомодация

tout

tant

ton

Ассимиляция (уподобление) возникает между звуками одного ряда, т.е. гласные уподобляются гласным, согласные - согласным. Ассимиляция может быть:

* полной / неполной

* прогрессивной / регрессивной

* контактной / дистактной

Примеры:

сбить - неполная, регрессивная, контактная;

медный - менный (сев.-русск. диалект) - полная, регрессивная, контактная;

ло[т]ка - лодочка; [фс]аду - в огороде; вышший - высокий; сбор; absurde; guerre - guerrier

Диссимиляция (расподобление) возникает между звуками одного типа. Этот процесс заключается в том, что из двух одинаковых или подобных звуков получаются два различных. Диссимиляция может быть:

* прогрессивной / регрессивной

* контактной / дистактной

Примеры: коридор - колидор; феврарь - февраль; бомба - бонба (губной звук заменяется на зубной перед губным); peregrinum - pиlerin

Диэрезы, или “выкидки”т.е. выпадение согласных, имеют чаще всего ассимилятивную основу, например, устранение йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу, слиться в один звук: бываjет - быва:т.

Другие примеры: со[л]нце, повес[т]ка, чес[т]ный.

Частным видом диэрезы является гаплология - выпадение одного из двух непосредственно следующих друг за другом слогов:

знаменоносец - знаменосец

трагикокомедия - трагикомедия

розововатый - розоватый

минералология - минералогия

Эпентезы, или вставки, т.е. появление неэтимологического согласного внутри слова, имеют диссимилятивную основу. Чаще всего вставной звук возникает между двумя гласными в случае зияния: радиво, какава, фиялка, театър, Иоанн > Иван, шпиен, рубель. Частный случай эпентезы - вставка мгновенного звука между двумя длительными: ндрав, страм; того же происхождения звук т в словах встреча (ср. Сретенье).

Разновидностью эпентезы является протеза, или “надставка”, т.е. появление неэтимологического звука в начале слова: вострый, восемь, вотчина (ср. отчизна); schola > école.

Метатеза, или “перестановка” чаще всего встречается при заимствовании: Futteral > футляр; Flor > Фрол; талерка - тарелка и при переходе слов в диалект: ведьмедь.

Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения, к которым относится, в частности, редукция. Много примеров редукции дает русский язык: красота. Полная степень редукции - это полное исчезновение гласного в безударном слоге и даже всего слога.

Апокопа - отпадение конечного гласного или конечной части слова: Вань, чтоб < чтобы; мама > мам; quat(re) personnes.

Синкопа - выпадение гласного или нескольких звуков в любой позиции, кроме конечной: Иваныч, тыща, calidus > caldus.

Одним из позиционных изменений является также оглушение конечных согласных: грибы - гриб.

Фонетическая трансформаторика

В языке одна и та же морфема (основа, флексия, суффикс) может принимать различную звуковую форму:

dix [dis], dix hommes [diz], dix personnes [di]

il mène - nous menons

бег [б’эк], беглый [б’эг-], бега [б’иг]-, бежать [б’иж-].

В зависимости от причин трансформаций различают позиционные чередования и исторические. В первом случае изменения определяются фонетическими законами, действующими в настоящее время в данном языке, во втором - трансформации представляют собой застывшие исторические чередования

Исторические чередования могут быть двух типов:

- чередования, свойственные прежнему состоянию языка и утратившие обязательность в настоящее время: il vient - nous venons; свет - свеча; пеку - печешь; друг - друзья;

- чередования, возникшие в результате заимстований из языка, выполнявшего в течение многих веков культурную функцию в данном обществе: воротить - ворочить - вращать (ст.слав.)

светить - свечу – освещать

Слог

Минимальной произносительной единицей является слог.

Слог

 

центр периферия

(гласный) (согласный)

В редких случаях словообразующим может быть согласный: l, r - vlk (чешск.). В качестве центра слога может выступать также дифтонг; его отличие от зияния заключается в том, что между двумя составляющими его звуками невозможно сделать паузу. Неполный дифтонг называется дифтонгоидом: дом [д ом].

Слоги могут быть:

* открытыми, т.е. оканчивающимися на гласный: мама;

* закрытыми, т.е. оканчивающимися на согласный: дом;

* прикрытыми, т.е. начинающимися с согласной: река.

В русском, английском, французском встречаются все три типа слога; для японского характерен открытый слог.

* долгими;

* краткими.

Просодические явления

Единицы, рассмотренные выше (фонемы, слоги), являются единицам линейными или сегментными, т.е. такими, которые представлены отрезками (сегментами) той или иной протяженности, следующими друг за другом в речевой цепи. Кроме такого рода единиц поток речи характеризуется супрасегментными особенностями, которые как бы наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц.

К просодическим явлениям относятся:

* мелодика - движение высоты основного тона голоса;

* изменения интенсивности (силы) звучания и темпа произнесения тех или иных отрезков;

* использование и характер пауз;

* тембровые характеристики.

При связывании знаменательных слов в речевом потоке возможны три варианта:

- слова фонетически отделяются друг от друга;

- синтаксически связанные слова объединяются фонетически (французский язык);

- язык безразличен в данном отношении (русский язык: чай / остыл; чай остыл).

Ударение - это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств.

Выделяют три фонетических компонента ударения, по преобладающему компоненту определяется его фонетический тип:

* динамическое (интенсивное, силовое);

* музыкальное (по высоте голосового тона);

* количественное (по длительности) - в чистом виде не зафиксировано.

Обычно в языке сочетаются все три признака, но значимость их различна. Так. в русском языке ударение - силовое и количественное, во французском - силовое, но не количественное, за исключением звуков в позиции перед согласными r, v, z,

Ударение имеет ряд значений: слогоформирующее, различительное (мука - мука).

Ударение может быть:

* свободным, падающим на любой слог;

* связанным, падающим на определенный слог.

Связанное ударение, в свою очередь, делится на фиксированное, т.е. имеющее единственное постоянное место, и ограниченное, т.е. имеющее определенную зону локализации.

 

Ударение

 


свободноесвязанное

русский

фиксированноеограниченное

1-й слог чешский латинский

венгерский

 

* подвижным: Paris - parisien;

* неподвижным: Петербург - петербуржский;

Подвижность означает, что в пределах морфологической парадигмы ударение может быть то на основе, то на окончании. Тем самым складываются акцентные парадигмы, служащие дополнительным средством различения грамматических форм: окна - окна.

* основным;

* второстепенным: языкознание.

Ударение является показателем отдельности, самостоятельности слова.

Наряду с обязательно ударными словами выделяются обязательно безударные - клитики. В большинстве своем клитики являются служебными или полуслужебными словами: je dis. Среди них различаются: проклитики (предлоги): на берег, за водой, да здравствует; и энклитики (частицы): хотел бы. В определенных случаях клитики перетягивают ударение: по воду, я из лесу вышел.

 

Фразовая интонация.

Важнейшим компонентом интонации является мелодика, т.е. движение основного тона голоса. Интонация представляет собой особый знак: она имеет план выражение и план содержания. Только благодаря интонации, сообщение получает оформленность. В высказывании интонация выполняет следующие функции:

* побуждение;

* вопрос;

* восклицание;

* повествование.

Она различает части высказывания соответственно их смысловой важности, оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы, выражает конкретные эмоции, характеризует говорящего и ситуацию общения.