Владимирское

Псковское

Киевское

Новгородское (Москва переняла)

 

Московское княжество

 

1147 г. – первое летописное упоминание о Москве. На объединение повлияло удобное географическое положение. Перенесена кафедра митрополита Всея Руси в Москву.

1350 г. ­­– победа на Куликовом поле. Не выяснено где находилось Куликово поле, возможно под Москвой (у черта на куличках).

В Москве, недалеко основали Троице-Сергиеву обитель (70 километров). Это место связано со знаменитым Сергием Радонежским. Сергий Радонежский родился в семье купцов, в миру он был Варфоломеем. Ему явился ангел во сне. Он ездил и мирил княжества, пропагандировал силой божеского слова. Искусствоведы называют это время – предвозрождение. Это равно по значимости раннему возрождению в Италию. В это время в России не было условий для возрождения (не было светского искусства). Русской античностью считали период Киевского государства.

Собираются летописи, агиографическая литература (изучение жития святых). Летопись приобретает общерусский характер. В XV веке в музыке появляются лирические светские песни, не связанные с обрядами. В художественном поприще развивается сфера, связанная с внутренними миром человека, с его нравственным и психологическим образом..

Работают Андрей Рублев, Дионисий, появляются церковные песнопения Федора Христианина.

В новом искусстве XV века воплотился новый идеал прекрасного, новый идеал Христианства.

Иконопись Московского княжества. Искусство Андрея Рублева

XV век – вершина развития русской иконописи. Андрей Рублев родился около 1360 г., умер в Спасо-Андрониковом монастыре, в 1430 г.

Был знаменит при жизни, многие монастыри и церкви хотели иметь его работы. Был современником изгнания татаро-монголов, и был знаком с Сергием Радонежским. Был монахом Спасо-Андроникова монастыря.

В 1405г. Расписывал вместе с Феофаном греком – Благовещенский собор в Москве. Искусствоведы считают, что он потомственный иконописец. Он прошел путь от доличного – до своих вершин.

Феофан Грек, безусловно, оказал влияние на Андрея Рублева, но он пошел своим путем. У Андрея Рублева было много учеников, поэтому многие работы спорны в принадлежности авторства.

· Успенский собор в Звенигороде;

· Успенский собор во Владимире;

· Роспись Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры;

 

 

· Иллюстрации Евангелие Хитрова

После 1917 г. церкви были – складами, домами культуры, клубом.

Манера письма Рублева абсолютно отличается от византийской. В своих иконах он проповедовал добро, красоту, кротость, гармонию мира, истинную красоту, духовную возвышенность и одновременно простоту.

 

 

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

 

Колокольня Ивана Великого

 

Построена в XVI веке – вершина архитектуры того времени. На месте этой колокольни была церковь. В XVI веке это здание было самым высоким в Москве – 81 метр. Выше него здания строить не разрешалось. Колокольня имеет 21 колокол, на каждом из них барельеф, надписи об истории создания колокола.

Царь-колокол. Ни разу не звонил. Cлучился пожар, и колокол тушили водой, и он дал трещину, огромный кусок откололся. Колокол пострадал в начале XVIII века при пожаре. Весит он более 200 тонн, маленький кусок весит 11 тонн. Колокол 100 лет пролежал в литейной яме, и в 1836 г. Монферан установил его на постамент.

Сегодня в компьютер заложили все параметры колокола, и задали программу – как бы он звучал? По радио дали такой звон.

 

Царь-пушка отлита в 1586 г. Отлита Чеховым Андреем во времена царствования Федора Иоанновича (сын Ивана Грозного) для обороны кремля. Длина пушки 5 метров. Пушка украшена барельефами, орнаментом. На пушке есть изображение Федора Иоанновича на коне.

Пушка на протяжении четырех веков меняла свое местоположение. Современное местоположение (в кремле) она обрела в 1960 г. Из пушки ни разу не стреляли.