Средневековье во всемирном историческом процессе. Феодализм как ОЭФ.
Восточный тип цивилизации.
Признаки античности.
Античность с точки зрения цивилизационного подхода.
1. Совместный греко-римский культурный исторический тип.
2. Рим – отдельно, Греция – отдельно.
1. Частная собственность.
2. Товарное производство.
3. Демократия.
4. Наличие правового государства как гаранта гармонии общества и личности
5. Наличие элементов представительной власти.
6. Выделение политической элиты, в рамках которой формируются зачатки политических партий.
7. Складываются основы гражданского общества. Главное – личность и ее права. Государство не вмешивается в частную жизнь, экономика не зависит от власти, государство гарантирует соблюдение законов. Существуют различные общественные, религиозные, профессиональные организации.
8. Светский характер общества.
1. Индия и буддизм
2. Китай и конфуцианство
С точки зрения восточного восприятия, историческое время делится на три ступени: прошлое, настоящее и будущее. Но есть одна отличительная особенность: в их восприятии земное время параллельно небесному, что приводит к выводу, что боги – часть живой природы. Соответственно, прошлое, настоящее и будущее тоже параллельны.
Общественное сознание носит харизматический характер. Цель существования – приближение к божественному идеалу. Необходима сосредоточенность на духовном, а не реализация конкретных целей.
В жизни Востока изменения происходят очень медленно, господствуют традиция и канон, развит принцип коллективизма, личные интересы практически полностью подчинены общественным. Также присутствует жесткое закрепление социальных ролей.
Отсутствует классовая структура, а также собственность как производящий и умножающийся капитал, т.е. частная собственность. Однако бедные и богатые существуют, т.к. принадлежность к власти дает право на собственность. Верховным же собственником всего является государство и власть.
Преобладают вертикальные связи в обществе: отношение подданства через слой управляющей бюрократии, которые замыкаются на монархе. Он обладает неограниченной властью и является наместником бога. Горизонтальные связи отсутствуют.
Супер-роль государства. Преобладает фатализм.
Феодализм – эпоха, при которой существует два класса: феодалов и зависимых крестьян. Феодалы владеют основными средствами производства и, прежде всего, землей: наделяют ею крестьян, которую те обрабатывают собственными орудиями труда и платят земельную ренту.
Существовали сословия, которые закреплялись законом.
Виды земельной ренты (эксплуатации):
1. Натуральная – прибавочный продукт, который получается внутри крестьянского хозяйства.
2. Денежная – денежный эквивалент натуральной ренты (с XVI в.).
3. Отработочная (барщина) – принудительный труд в хозяйстве феодала (с XVII в.).
Виды землевладения:
1. Государственное:
a. При переходе к феодализму ведущая форма собственности – государственная. Ее носитель – великий киевский князь, подчинивший себе соседние союзы племен, руглярно собирающий с них дань и заставляющий выполнять натуральные повинности (бесплатные общегосударственные работы).
В дальнейшем дань (полюдье -> повоз) превратилась в государственный налог (тягло) для государственных крестьян и в земельную ренту для частновладельческих. Государственные земли назывались черными, крестьяне – черносошными; частные земли назывались белыми.
b. При переходе к политической раздробленности княжеское землевладение принимает форму удельного, превращаясь в княжеский домен (поземельная собственность + державные функции), т.е. князья становятся носителями государственной власти.
c. С образованием российского централизованного государства (РЦГ) формируются:
i. Государственно-поместная система для наделения землями за службу
ii. Дворцовые земли, доходы с которых получали князь (царь с 1549 г.) и члены его семьи. С конца XVIII века эти земли станут называться удельными.
2. Церковно-монастырское. Его особенность состоит в том, что оно принадлежало коллективному собственнику (церкви или монастырю) и не подлежало отчуждению.
Постепенно формируется кафедральное землевладение, принадлежащее должности священнослужителя. Черное духовенство – монашеское, белое – мирское. Карьеру строило черное.
3. Частная земельная собственность. Выступает в двух основных видах:
a. Вотчина – полное, безусловное владение землей, крестьянами с правом продажи, передачи по наследству, приобритения.
b. Поместье – выделенная крупным феодалом или государством часть насленных земель, предоставленная в качестве условия несения военной или административной службы.
c. Существовало так же крестьянское общинное землепользование, зависимость которого ограничивалось только уплатой дани.
Землевладельцы различались по количеству находившейся в их собственности земли, зависимых крестьян и военных слуг. Существовала система феодальной иерархии: привилегированные землевладельцы пользовались правом иммунитета, т.е. они сами, без участия государственных чиновников, собирали налоги и ведали судом.
Господствует натуральное хозяйство.
В развитии феодализма различают экономические (закупы, рядовичи) и внеэкономические (силовой захват, сословная неполноправность, система крепостного права) методы принуждения (поземельная зависимость + личная зависимость).