Основные движущие силы развития личности

Развитие личности как педагогическая проблема

Методологические основы педагогики

Методология – это учение о принципах постижения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Любая методология выполняет регулятивные функции.

Выделяют три основных метода, которыми пользуется педагогика:

1. описательный метод – служит ориентиром в процессе исследования структуры научного познания.

2. перспективный метод – направлен на регуляцию и регламентацию деятельности.

3. ретроспективный метод – строится на прошлом опыте, обращение к предыдущему опыту.

Пользуясь этими методами, выделяют четыре уровня методологического знания. (авт. Юдин)

1 уровень – Философский – его содержание составляют общие принципы познания словарно-категориального строя науки.

2 уровень – Общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применимые к большинству научных дисциплин.

3 уровень – Конкретно научная методология – совокупность методов принципов исследования и процедур, применяемых в научных дисциплинах.

4 уровень – Технологическая методология – метафизика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного материала и его первичной обработки.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для формирования личности в процессе воспитания.

Направления: 1) Биологическое; 2) Социальное; 3) Биосоциальное.

Современный подход: личность – это единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

Решающую роль играют те мотивы, интересы и цели которые определяют облик личности, придает ей силы и особенности развития характера. Личность-это продукт общественной жизни и живое существо, относящееся к социальному и биологическому формированию. Характеристика личности – это социальный облик человека.

Развитие - процесс количественных накоплений, как простое накопление, повторение, уменьшение или увеличение явления.

1. противоречие между новыми потребностями

2. противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видов деятельности

3. противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и количественным уровнем развития личности.

(В.А. Крутецкий)

Противоречия характерны всем возрастам, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Возрастные противоречия проходят через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается, но удовлетворенная потребность порождает новую, побуждая тем самым человека к дальнейшему развитию. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие и четкие формы.