Тема 6. Анализ современных дидактических концепций

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

Структурно-логические связи По образцу Реконструктивно-вариативные Частично-поисковые Исследовательские
Внутрипредметные Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредметную ситуацию Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модификацией в необычную внутрипредметную ситуацию Самостоятельные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную внутрипредметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи Самостоятельные работы, которые требуют создания нового способа, метода решения внутрипредметной проблемной задачи
Межпредметные Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную межпредметную ситуацию Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модификацией в необычную межпредметную ситуацию Самостоятельные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную межпредметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи Самостоятельные работы, которые требуют создания нового способа, метода решения межпредметной проблемной задачи

 

Виды самостоятельных работ (способы работы)

Форма СР Уровень познавательных способностей ВИДЫ СР  
По образцу Реконструктивно-вариативная Частично-поисковая Исследовательская  
Индивидуальная, фронтальная Учащиеся классов КРО Решение задач по образцу Работа с текстом и видеофрагментами, доклады как освоение дополнительного материала по теме, изготовление макетов      
Учащиеся массовой школы     Творческое задание (проектирование, написать стихотворение, придумать мини-рассказ и т.д.)    
«Одаренные дети»  
Реферат по теме исследования, разработка нового способа решения задачи и т.д.  
 
Групповая Учащиеся классов КРО     Решение задач по образцу, игры-путешествия по предметам, создание коллективных творческих работ   Работа с текстом и видеофрагментами, познавательные игры: диспут, ринг, интеллектуальный футбол и т.д.      
Учащиеся массовой школы Олимпиады, интеллектуальный марафон, дидактический театр и т.д.    
«Одаренные дети» Участие в научно-практических конференциях, исследовательская работа на кафедре, УНО  

 

 

Аспекты возникновения и развития классических обучающих систем: догматическая, объяснительно - иллюстративная, проблемная, программированная. Современные дидактические концепции: развивающее обучение, личностно - ориентированное обучение.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Объяснительно-иллюстративное обучение (И.Гербарт) Проблемное обучение (Дьюи, Дж. Брунер (исслед. обуч.) Лернер, Скаткин, Махмутов Программированное обучение  
Структура: изложение, понимание, обобщение, применение. Знания излагаются в «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Достоинства: систематичность, малые затраты времени. Недостатки: деятельность ученика репродуктивна. Не излагает готовых знаний, а организует поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе наблюдения, анализа фактов, мыследеятельности. Понятия: проблема, пробл. ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результат. Достоинства: развивает мыслит. способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творчество Недостатки: не всегда может быть применен, неподготовлнность учащихся, квалификации учителя, требует много времени Учение осуществляется как четко управляемый процесс. Изучаемый материал разбивается на мелкие дозы. Они последовательно предъявляются ученику. Этапы: предъявление, усвоение, проверка. Достоинства: мелкие дозы легко усваиваются, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивает высокий результат Недостатки: не всякий материал поддается пошаговй обработке, ограничивает умств. Развитие ученика, дефицит общения и эмоций в обучении.
Действия учителя Действия ученика Действия учителя Действия ученика Действия учителя Действия ученика
1.Информирует о новых знаниях, объясняет. 2.Организует осмысление уч. информ. 3.Организует обощение знаний 4.Организует закрепление уч. мат-ла 5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения 1.Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание. 2.Осмысливает, углубляет понимание уч. материала 3.Обощает усвоенный материал 4.Закрепляет изученное путем повторения. 5.Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр. 1.Создает проблемную ситуацию. 2.Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. 3.Организует поиск гипотезы (противоречия) 4.Проверка гипотезы 5.Обобщение результатов и применение получ. знаний. 1.Осознание противоречия в изучаемом явлении. 2.Формулирует проблему. 3.Выдвигает гипотезы, объясняющие явление. 4.Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе. 5,Анализирует результаты, делает выводы, применяет получ. Знания. 1.Предъявляет первую дозу материала 2.Объясняет первую дозу материала и действия с ним 3. Ставит контрольные вопросы. 4.Если ответ верный, предъявляет 2-ую дозу материала, если нет- объясняет ошибки, возвращает к работе с первой.   1.Воспринимает информацию. 2.Выполняет операции по усвоению перв. Дозы. 3.Отвечает на вопросы. 4.Переходит к следующей дозе. Если неверный ответ, возвращается к первой дозе.

Информационное обучение:использование выч. Техники, связан. С ней информ. Технологий в процессе обучения как средств управления познавательной деятельностью школьников и предоставления учителю и учащимся необходимой текстовой и наглядной информации, дополняющей содержание образования.

Программированное обучение: усвоение знаний по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения.

Модульное обучение: учащийся работает с учебной программой, включающий модули: целевой, информационный, практическое руководство по достижению целей обучения и модуль проверки знаний.

Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, 50-60-е гг)

В основе – учение о интериоризации (процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность, формирование внутр. умств. структур).

Этапы: 1)предварит. Знакомство с целью обучения, мотивация учения; 2) составление схемы ориентировочной основы действий (ООД) – система ориентиров и указаний о всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав, порядок операций): 1-й тип учения – неполная ООД- однократное демонстрация образца и неполное словесное описание. 2-й тип учения – полная ООД – алгоритм применения правила, усвоение идет без ошибок, но действия на новые задачи ограничены конкретностью ООД. 3-й тип учения – полной состав ООД, но в обобщенном виде, ученик конкретизирует знание на основе предложенного обобщения.

3) выполнение действий в материальном виде; 4)формирование внешнеречевых действий без опоры на материальные средства; 5) формирование действий во внешней речи «про себя»; 6) этап выполнения действий в умственном плане.

 

Развивающее обучение –от И. Песталоцци, А. Дистерверга, Ушинского к Л. Занкову, Д.Б. Эльконину, В.В. Давыдову. Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления новых качеств мышления, внимания, памяти, способностей. Опора на ближайшую зону развития (не может сейчас выполнить самостоятельно, но может справиться при помощи взрослого, а завтра самостоятельно). Цепь усложняющихся задач, кот. вызывают потребность в овладении спец. знаниями и навыками, новых способов действия. Актуализация ранее усвоенных знаний, выдвижение гипотезы, поиск путей решения, создание плана, отыскание способа проверки путем использования самостоятельно подмеченных новых связей. В результате – получение новых фактов. Основная задача учителя – организация самостоятельной познавательно активности (дидактические игры, дискуссии).