Тема 6. Анализ современных дидактических концепций
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Структурно-логические связи | По образцу | Реконструктивно-вариативные | Частично-поисковые | Исследовательские |
Внутрипредметные | Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредметную ситуацию | Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модификацией в необычную внутрипредметную ситуацию | Самостоятельные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную внутрипредметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи | Самостоятельные работы, которые требуют создания нового способа, метода решения внутрипредметной проблемной задачи |
Межпредметные | Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную межпредметную ситуацию | Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модификацией в необычную межпредметную ситуацию | Самостоятельные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную межпредметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи | Самостоятельные работы, которые требуют создания нового способа, метода решения межпредметной проблемной задачи |
Виды самостоятельных работ (способы работы)
Форма СР | Уровень познавательных способностей | ВИДЫ СР | ||||
По образцу | Реконструктивно-вариативная | Частично-поисковая | Исследовательская | |||
Индивидуальная, фронтальная | Учащиеся классов КРО | Решение задач по образцу | Работа с текстом и видеофрагментами, доклады как освоение дополнительного материала по теме, изготовление макетов | |||
Учащиеся массовой школы | Творческое задание (проектирование, написать стихотворение, придумать мини-рассказ и т.д.) | |||||
«Одаренные дети» | ||||||
Реферат по теме исследования, разработка нового способа решения задачи и т.д. | ||||||
Групповая | Учащиеся классов КРО | Решение задач по образцу, игры-путешествия по предметам, создание коллективных творческих работ | Работа с текстом и видеофрагментами, познавательные игры: диспут, ринг, интеллектуальный футбол и т.д. | |||
Учащиеся массовой школы | Олимпиады, интеллектуальный марафон, дидактический театр и т.д. | |||||
«Одаренные дети» | Участие в научно-практических конференциях, исследовательская работа на кафедре, УНО |
Аспекты возникновения и развития классических обучающих систем: догматическая, объяснительно - иллюстративная, проблемная, программированная. Современные дидактические концепции: развивающее обучение, личностно - ориентированное обучение.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Объяснительно-иллюстративное обучение (И.Гербарт) | Проблемное обучение (Дьюи, Дж. Брунер (исслед. обуч.) Лернер, Скаткин, Махмутов | Программированное обучение | |||
Структура: изложение, понимание, обобщение, применение. Знания излагаются в «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Достоинства: систематичность, малые затраты времени. Недостатки: деятельность ученика репродуктивна. | Не излагает готовых знаний, а организует поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе наблюдения, анализа фактов, мыследеятельности. Понятия: проблема, пробл. ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результат. Достоинства: развивает мыслит. способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творчество Недостатки: не всегда может быть применен, неподготовлнность учащихся, квалификации учителя, требует много времени | Учение осуществляется как четко управляемый процесс. Изучаемый материал разбивается на мелкие дозы. Они последовательно предъявляются ученику. Этапы: предъявление, усвоение, проверка. Достоинства: мелкие дозы легко усваиваются, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивает высокий результат Недостатки: не всякий материал поддается пошаговй обработке, ограничивает умств. Развитие ученика, дефицит общения и эмоций в обучении. | |||
Действия учителя | Действия ученика | Действия учителя | Действия ученика | Действия учителя | Действия ученика |
1.Информирует о новых знаниях, объясняет. 2.Организует осмысление уч. информ. 3.Организует обощение знаний 4.Организует закрепление уч. мат-ла 5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения | 1.Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание. 2.Осмысливает, углубляет понимание уч. материала 3.Обощает усвоенный материал 4.Закрепляет изученное путем повторения. 5.Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр. | 1.Создает проблемную ситуацию. 2.Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. 3.Организует поиск гипотезы (противоречия) 4.Проверка гипотезы 5.Обобщение результатов и применение получ. знаний. | 1.Осознание противоречия в изучаемом явлении. 2.Формулирует проблему. 3.Выдвигает гипотезы, объясняющие явление. 4.Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе. 5,Анализирует результаты, делает выводы, применяет получ. Знания. | 1.Предъявляет первую дозу материала 2.Объясняет первую дозу материала и действия с ним 3. Ставит контрольные вопросы. 4.Если ответ верный, предъявляет 2-ую дозу материала, если нет- объясняет ошибки, возвращает к работе с первой. | 1.Воспринимает информацию. 2.Выполняет операции по усвоению перв. Дозы. 3.Отвечает на вопросы. 4.Переходит к следующей дозе. Если неверный ответ, возвращается к первой дозе. |
Информационное обучение:использование выч. Техники, связан. С ней информ. Технологий в процессе обучения как средств управления познавательной деятельностью школьников и предоставления учителю и учащимся необходимой текстовой и наглядной информации, дополняющей содержание образования.
Программированное обучение: усвоение знаний по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения.
Модульное обучение: учащийся работает с учебной программой, включающий модули: целевой, информационный, практическое руководство по достижению целей обучения и модуль проверки знаний.
Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, 50-60-е гг)
В основе – учение о интериоризации (процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность, формирование внутр. умств. структур).
Этапы: 1)предварит. Знакомство с целью обучения, мотивация учения; 2) составление схемы ориентировочной основы действий (ООД) – система ориентиров и указаний о всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав, порядок операций): 1-й тип учения – неполная ООД- однократное демонстрация образца и неполное словесное описание. 2-й тип учения – полная ООД – алгоритм применения правила, усвоение идет без ошибок, но действия на новые задачи ограничены конкретностью ООД. 3-й тип учения – полной состав ООД, но в обобщенном виде, ученик конкретизирует знание на основе предложенного обобщения.
3) выполнение действий в материальном виде; 4)формирование внешнеречевых действий без опоры на материальные средства; 5) формирование действий во внешней речи «про себя»; 6) этап выполнения действий в умственном плане.
Развивающее обучение –от И. Песталоцци, А. Дистерверга, Ушинского к Л. Занкову, Д.Б. Эльконину, В.В. Давыдову. Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления новых качеств мышления, внимания, памяти, способностей. Опора на ближайшую зону развития (не может сейчас выполнить самостоятельно, но может справиться при помощи взрослого, а завтра самостоятельно). Цепь усложняющихся задач, кот. вызывают потребность в овладении спец. знаниями и навыками, новых способов действия. Актуализация ранее усвоенных знаний, выдвижение гипотезы, поиск путей решения, создание плана, отыскание способа проверки путем использования самостоятельно подмеченных новых связей. В результате – получение новых фактов. Основная задача учителя – организация самостоятельной познавательно активности (дидактические игры, дискуссии).