Особенности культуры русского средневековья. Формирование русской национальной культуры.

XIII век стал последним веком существования Киевской Руси.

Иго Золотой Орды — одно из тяжелейших испытаний в отечественной истории.

В этот период рус­ская культура понесла значительные потери, сказавшиеся в пер­вую очередь на ремеслах. Некоторые из них — производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перего­родчатой эмали — исчезли совсем. Другие же из-за упрощения технологии заметно снизили уровень качества. На целое столе­тие — с середины XIIIвека до середины XIV века — почти полностью прекратилось каменное строительство. Данное обстоя­тельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, в особенности на фресковой росписи.

Основным типом постройки по-прежнему остаются культовые — храм и церковь. Наиболее успешно в монгольский период развива­ется иконопись. Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Гре­ка, Даниила Черного, Дионисия и других художников русская ико­нопись достигла непревзойденных высот. В этом виде искусства за Русью признается такое же первенство, как за Египтом — в релье­фе, Древней Греции — в скульптуре, Византии — в мозаике.

Высшим достижением творчества Андрея Рублева стала знаме­нитая "Троица", написанная на сюжет из библейского мифа о трех ангелах, воплощающих триединство Бога. Основная тема русской иконы — Богоматерь, имеющая множество вариантов: "Мило­стивая", "Утешительница", "Нечаянная Радость" и т. д. Всего насчитывается около 800 наименований различных типов икон Богоматери, почитаемой как покровительница русского народа и государства.

Наряду с иконописью в третьем периоде также развиваются литература и общественная мысль. Здесь главными выступают тема патриотизма, идея объединения Руси для борьбы с монго­ло-татарским засильем, прославление героизма в этой борьбе. Именно это составляет содержание поэтической повести "Задонщина", а также "Сказания о Мамаевом побоище", посвященных Куликовской победе. В развитие общественной мысли огром­ный вклад внес Сергий Радонежский (1321 — 1391) — выдаю­щийся церковный деятель и мыслитель, самый почитаемый русский святой. Именно он вдохновил на Куликовскую битву московского князя Дмитрия. Этим подвиги Сергия не ограничивались. Построив почти в одиночку первую церковь и кельи на горе Маковце, что послужило основанием будущей Троице-Сергиевой лавры, он стал одновременно основателем многих других монастырей и храмов. Всего Сергий и его ученики в течение нескольких десятилетий на рубеже ХIV—ХV вв. основали более 150 монастырей. Все эти деяния выходили далеко за пределы собственно церковной жизни, поскольку Северная Фиваиада, как называют историки монастырскую колонизацию русского Севера, фактически дала этим глухим лесным пространствам хозяйственное, культурное развитие. Главной своей целью Сергий и его ученики считали духовное воспитание.

В период с 1480 г. до 1698 г. вместе с освобождением от монголотатарства происхо­дит также формирование единой общерусской культуры. Это стало одним из величайших достижений в развитии России.

В XVI веке в русской культуре возникают совершенно новые явления: - книгопечатание, за которым следуют радикальные изменения во всей культуре. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую свою книгу — "Апостол". Оказавшись во Львове, он из­дает первый русский букварь (1574) — "для пользы русского народа". Всего в XVI веке в Москве вышло 20 книг — в ос­новном богословского содержания;

- политическая концепция происхождения Российского государства, его места и роли в мире. В "Сказании о князьях Вла­димирских" излагается основанная на легендах история про­исхождения русских великих князей от римского императора Августа и получения Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха;

- идея о Москве как о "третьем Риме", сформулированная псковским старцем Филофеем в его посланиях Василию III(1510 - 1511), где он, вчастности, пишет: "два Рима па­ли, третий стоит, а четвертому не бывать". Выводится мысль о мессианской роли России, которая, сохраняя и продолжая истинную христианскую веру, сохраняя подлинную духовность, тем самым спасает мир от зла и скверны;

- публицистика. Русская мысль активно обсуждает характер складывающегося государства, роль закона и самодержавной воли, соотношение "церкви" и "царства", духовной и свет­ской власти. Опираясь на идею о божественном происхож­дении царской власти, Иван Грозный утверждает, что он имеет право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли.

В целом в XVI веке происходит оживление во всех областях жизни, включая художественную культуру.

В XVII веке завершается эволюция средневековой культурыи в ней рождаются элементы культуры нового времени, для кото­рой характерны усиление светского и рационального начал, секуляризация и "обмирщение". Заметно расширяются и углуб­ляются связи со странами Западной Европы. Все области куль­туры значительно усложняются и дифференцируются, в них возникают совершенно новые явления.

Важными событиями в духовной жизни стали:

- раскол Православной Церкви, вызванный реформами патриар­ха Никона (1653 — 1656), направленными на усиление роли Церкви и государства и проводившимися силовыми метода­ ми. В результате возникло старообрядчество, имевшее весьма противоречивый характер и ставшее во главе оппозиции официальной идеологии;

- начало формирования системы образования. В стране появля­ются государственные и частные средние школы, издаются книги и учебные пособия, среди которых издания религиозного содержания соседствуют со светскими. В 1687 г. в Мо­скве было открыто первое в России высшее учебное заведе­ние — Славяно-греко-латинская академия — для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы.

- Литература обогащается целым рядом новых жанров. Один из них •- сатира ("Повесть о Шемякином суде", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Азбука о голом и небогатом человеке", "Праздник кабацких ярыжек").

Среди новых видов и жанров искусства ~ театр, драматургия и стихосложение. Основоположником русской драматургии стал Симеон Полоцкий, написавший такие пьесы, как "Трагедия о Навуходоносоре царе", "Комедия притчи о блудном сыне".

В архитектуре XVIIвека наблюдается усиление светского начала, отход от строгих церковных канонов, явное сближение культового и гражданского зодчества.

Широкое распространение имеет деревянное зодчество, а к середине XVIIвека — светское каменное строительство.

В конце XVIIвека в русском зодчестве складывается новый стиль, условно названный "московским" или "нарышкинским барокко". Для него характерны четкая симметрия и равновесие масс, многоярусность, создающая устремленность вверх, много-цветность и декоративность. Прекрасным образцом такого стиля является Церковь Покрова в Филях (1693 — 1694).

В живописи XVIIвека — особенно в иконописи — произошла наиболее глубокая ломка устоявшихся традиций. Представленное "строгановской школой" направление не ограничивало себя рамка­ми древнего канона, придавало большое значение чисто живопис­ному, художественно-эстетическому началу, все дальше отходило от средневекового религиозного символизма в сторону реализма.

В целом же XVIIвек завершает историю средневековой рус­ской культуры и создает все необходимые предпосылки для бу­дущего взлета культуры XVIIIвека.

3.Русская культура на пороге Нового времени, предпосылки Просвещения.

Поворот произошел типично по-русски, круто и решительно. Споры о смысле и методах петровских преобразований не утихают по сей день.

Безусловно, Россия повернула в сторону Европы. Русская культура в петербургский период была подвержена всем европейским веяниям и к концу ХIХ в. сама приобрела мировое значение. Главное достижение петербургского периода — высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества, осуществление Ломоносовской формулы, что:

«Может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рожать».

В становлении и развитии системы светского образования и науки большую рольсыграли:

- широкая сеть новых учебных заведений. Открылась Навигацкая школа (на основе которой была создана Морская академия), появляется еще несколько школ — Инженерная, Артилле­рийская и Медицинская. Открывается частная общеобразо­вательная гимназия Э. Глюка. Открываются ремесленные училища;

- создание и открытие в 1725 г. Петербургской академии, которая являлась целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня. Великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711 — 1765) стал первым русским членом Академии в 1745 г.;

- основание в 1755 г. Московского университета. Он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания;

- создание в 1783 г. Российской академии наук, первым прези­дентом которой становится княгиня Е.Р. Дашкова.

XVIII столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании,значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Этому способствовали как петровские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и Просвещения.

Важные черты происходящих в общественном сознании их черты следующие:

- ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала;

- стремление осмыслить прошлое и настоящее в России сопровождалось ростом национального самосознания.

Интересным и глубоким мыслителем-самоучкой был И.Т. По­сошков, автор "Книги о скудости и богатстве". Будучи сторонни­ком Петра, он вместе с тем стоял в оппозиции к дворянству, выражая и отстаивая интересы крестьянства, купечества и ре­месленников.

Осмыслению прошлого России посвящены труды В.Н. Та­тищева первого крупного русского историка, написавшего "Историю Российскую с самых древнейших времен". В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I.

А.Н. Радищев писатель и философ — занимает особое ме­сто в духовной жизни России. Он разработал концепцию русского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В глав­ном своем произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" писатель увидел в положении крепостного крестьянства глубин­ные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократический харак­тер и включали освобождение крестьян.

Художественная культура России XVIII века

Художественная культураРоссии XVIII века все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада.

К середине столетия в ней вполне сложились основные европей­ские стили: - классицизм; - барокко.

Культурные преобразования и нововведения XVIII века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества и вели к разрушению прежнего органического единст­ва русской культуры. Тем не менее, они способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

В литературе классицизм представляют:

Л.Д. Кантемир добился литературной славы своими сатира­ми, содержание которых было против власти имущих и духо­венства;

В.К. Тредиаковский является автором поэмы "Тилемахида", трагедий, сатир и эпиграмм. Он разработал принципы русского стихосложения;

М.В. Ломоносов.Он создал оду "На взятие Хотина" и другие произведения, наполненные философским содержанием и гра­жданским звучанием.

3. В архитектурезападное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России — Санкт-Петербург создавалась на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер.

Русский классицизм в архитектуре XVIII века представляли:

И.Е. Старое построил Таврический дворец и Троицкий со­бор Александро-Невской лавры в Петербурге;

Д. Кваренги павильон "Концертный зал" и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге;

В.И. Баженов великолепный дом Пашкова;

М.Ф. Казаков старое здание Московского университета, Сенат вКремле, Первая городская больница. Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в твор­честве:

Д. Трезини построил "здание Двенадцати коллегий" (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавлов­ской крепости в Петербурге;

В.В. Растрелли — Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе,Екатерининский дворец в Царском селе.

4. Русская портретная живописьподнимается до уровня лучшихобразцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются А.М. Матвееви И.Н. Никитин.

Наивысшего расцвета портретная живопись достигаетстве Ф.С. Рокотова ("Неизвестная в розовом платье"), Д.Г. Левицкого ("Кокоринов", "М.А, В.Л. Боровиковского ("М.И.Лопухина").

В XVIII веке изменения происходят и в музыке:

- создаются и (или) получают распространение новые инстру­менты (балалайка (1715), гитара);

- возникают новые жанры (например, военная музыка);

- возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка;

- аристократы заводят домашние оркестры;

- рождается первый профессиональный русский театр (его создателем стал великий актер Ф.Г. Волков).

- Продолжает успешно развиваться церковно-певческая, хоро­вая музыка.

Глубокие изменения всего уклада повседневной жизнивызвали следующие введения:

- новое летоисчисление и календарь.По указу Петра предписы­валось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 ян­варя 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда, Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский;

- новая традиция — торжественно встречать "Новый год и столетний век", украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи;

- новая форма общения людей ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки;

- традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы — французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том, что дамы дворянского общества начинают музицировать на кла­весине.

Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати ут­верждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения.

 

4. Русская культура XIX- XX века.

Золотой век русской культуры

В области духовной культуры XIX столетиестало для России временем невиданного взлета и расцвета. Основная заслуга в этом принадлежит двум великим русским писателям — Ф.М. Досто­евскому и Л.Н. Толстому. Их огромный успех способствовал воз­вышению авторитета всей русской духовной культуры, усилению ее влияния и быстрому распространению во всем мире.

Главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры XIX века, были:

- Отечественная война 1812 г. оказала благотворное и вдохновляющее воздействие на отечественное искусство. Многие художники посвятили теме войны свои произведения ("Война имир" Л. Толстого);

- восстание декабристов 1825 г. вызвало мощный подъем об­щественной и философской мысли. Декабристы были глубо­ко разочарованы результатами войны: победивший в ней русский народ по-прежнему остался в "рабстве и невежестве";

- крепостничество и самодержавие выступают главным тормо­зом процесса модернизации социально-экономической жиз­ни иматериальной культуры;

- реформа 1861 г., отменившая крепостное право, изменила поло­жение. Однако эта реформа была непоследовательной и по­ловинчатой, многие сдерживающие развитие факторы она сохраняла, поэтому ее воздействие оказалось ограниченным. К тому же практически не затронутой оставалась политиче­ская система самодержавия.

Тема будущего России— одна из центральных тем русскойобщественной и философской мысли - пришла в ХГХ век изпредыдущего столетия. Она мучила декабристов и перешли по наследству к двум важным течениям русской мысли:

западничеству;

славянофильству.

Оба течения отвергали существующий режим самодержавияи крепостничества, однако в понимании путей переустройстваРоссии глубоко расходились. По-разному смотрели он преобразования Петра I.