Мотивация и потребности

Р. Лайкерт: мотивация – это ядро управления.

Мотивация – «movere» – толкать, побуждать.

Потребности:

1. первичные, врожденные, одинаковы для всех.

2. вторичные, приобретенные – социальные.

Потребности:

1. осознаваемые – вербализованные

2. неосознаваемые – не сформулированные.

Одни и те же потребности могут приводить к разным действиям.

Потребность приводит к возникновению мотивации, появления действий, приводящих к цели. При удачном действии происходит его повторение – закон эффекта.

Личностный смысл – одни и те же действия для разных людей могут иметь разный смысл.

Сдвиг мотивов – введено А.Н. Леонтьевым – действия, выполняемые для достижения цели, постепенно начинают производиться ради самих действий.

А. Маслоу: Теория иерархии потребностей. После основного удовлетворения одного уровня, потребность переходит на следующий, более высокий. А. Маслоу взял 200 биографий великих людей и проанализировал их потребности и мотивы.

1. Естественные потребности.

2. Потребность в гарантии (безопасности).

3. Потребность в аффилиации (в принадлежности, в присоединении).

4. Потребность в уважении и самоуважении (не просто членом группы, но значимым).

5. Потребность в самоактуализации и самореализации.

Большинство людей не доходят дальше 3 уровня.

Ученики А. Маслоу продолжили его идею и выделили высшую потребность – Потребность в помощи и самореализации других людей.

Кл. Алдерфер: Теория ERG. Сгруппировал (1) и (2) естественные потребности в существование. (3) потребность в отношение. (4) и (5) потребности роста. Чем больше удовлетворены низшие потребности, тем более значимы высшие потребности. Чем меньше удовлетворены потребности высших уровней, тем меньше значимы низшие.

 

Различные подходы:

1. Патерналистский подход (стимулирование людей независимо от успешности деятельности).

2. Теория Х – внешняя мотивация (экономическая, например).

3. Теория У – внутренняя мотивация, мотивация самой деятельностью. Труд естественен, как учеба или игра. (2), (3) – Д. Мак Грегор.

4. Главное – фактор принадлежности к группе единоличников. У. Оучи.

 

Мотивационно-гигиеническая теория Ф. Херцберг

Два полюса: максимальная удовлетворенность работой и максимальная неудовлетворенность работой.

Ранее они рассматривались как одно состояние с двумя полюсами. Ф. Херцберг предположил, что их два: максимальная удовлетворенность и минимальная удовлетворенность (аналогично неудовлетворенность). На состояние удовлетворенности влияют мотивами. На состояние неудовлетворенности влияют гигиенические факторы. Мотивы непосредственно связаны с содержанием труда.

Гигиенические – факторы внешние и не связаны самим трудом.

Внешние факторы (гигиенические) – в норме мы их не замечаем (чистый воздух).

1. санитарно-гигиенические факторы.

2. заработная плата.

3. взаимоотношение с руководством по вертикали.

4. взаимоотношение с сотрудниками.

Но даже идеализация этих факторов может лишь снизить неудовлетворенность, но не повысить их удовлетворенность. Есть несколько способов, как можно немного повысить удовлетворенность:

1. дать самостоятельность.

2. повысить уровень ответственности.

3. показать возможность профессионального роста.

На этой основе разрабатываются практические программы вроде программы «Обогащение труда», дабы труд стал более интересным и ответственным.

Но мотивация – процесс слишком сложный и анкетная методика Херцберга не позволила выявить объективные связи между удовлетворенностью, условиями и результативностью труда.

 

Теория мотивации и достижения Д. Мак Клелланда

Исследования начинались с теста тематической апперцепции (ТАТ) (рассказ истории по картинкам). Затем были исследования студентов: если студенты четко видели и формулировали проблему – отмечалась мотивация достижения; если преобладали общие слова и формулировки – мотивация аффилиации.

Д. Аткенсон занимался подобными исследованиями. Ученые исследуют людей с мотивацией достижения цели: сам ставит цели, сам ищет пути ее достижения. Такой человек ориентирован на цель, а не на внешнее достижение, и у него ярко выражена внутренняя мотивация. Формирование такой мотивации может зависеть от разных факторов. От соответствующей семейной обстановки и воспитания – высокие стандарты достижения (сам выбирает свой путь), постоянство в семейных ориентирах (ели можно – так можно, если нет – нет). От религиозного воспитания, например, в духе протестантизма; присутствует даже в таких странах, где высокий послевоенный уровень.

Человек, достигнув вершины, оказывается в пустоте, он не в состоянии поставить новую цель – болезнь Мартина Идена (герой романа Дж. Лондона). Недавно выделена еще одна мотивация – мотивация во власти.

 

Социальная психология групп.

Группа – ограниченная в размерах общность людей в пределах той или иной социальной целостности (определенного социального контекста – группа не существует сама по себе).

Р. Мертон. Группа – совокупность лиц, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность друг к другу и рассматриваемых как группа с точки зрения других лиц. Существуют признаки группы:

  1. Взаимодействие (различаются по характеру взаимодействия).
  2. Чувство причастности, принадлежности.
  3. Групповая идентичность (тождественность).

Агрегация – совокупность никак не взаимодействующих лиц (люди на остановке).

Относительно двух человек – мнения разняться. Я. Щепанский: двое – диада, а группа только из трех человек. Три человека более устойчивы, но всегда есть тенденция к объединению двух и выталкиванию третьего. Группа с нечетным числом лиц имеет меньше проблем, она более устойчива. Для различных дискуссионных групп оптимальное число лиц 7±2. Чем меньше группа, тем меньше процент прогулов.

Функция группы в обществе (Н. Смелзер):

1. Социализация. Первый агент социализации – семья, где учат основам поведения в обществе. Различают дотрудовую, трудовую и послетрудовую социализацию. По другим мнения, социализация заканчивается в молодом возрасте. Если упущен какой-то период раннего детства агентами социализации, то догнать его очень сложно, или вовсе невозможно.

2. Инструментальная функция. Люди заняты трудовой, производственной деятельностью. Многие вещи делать в одиночку невозможно. Образуются группы (музыкальная группа, экипаж самолета и т.д.).

3. Экспрессивная функция. Для выражения чувств (день рождения, болельщик на стадионе и т.д.).

4. Поддерживающая функция. Психологическая поддержка (берем с собой кого-нибудь в опасное дело).

Эксперимент С. Шахтера. Студентам сразу говорят, что их ударяет электрическим током. Одной группе – о сильном ударе, другой – о слабом ударе. Затем их спрашивают: в одиночестве или в обществе себе подобных лучше ждать удар. 2/3 с сильным ударом решили ждать в группе. 2/3 со слабым ударом – все равно.

Проводились и другие эксперименты. Выяснилось, что первенцы и единственные в семье дети в большей степени искали поддержку у группы.

 

Классификация групп

Ч. Кули.

1. первичные – члены ее связаны сильными эмоциональными связями. Единственный их вид – семья.

2. вторичные – связи между ее членами менее эмоциональны, но более рациональны.

Сейчас к первичным относят также студенческую группу и рабочий коллектив.

Э. Мейо.

1. Формальные – взаимодействие формализовано – различные инструкции и указания.

2. Неформальные.

Г. Хаймен (1942).

1. Группы членства – в составе ее индивид состоит (студенты СПбГУ).

2. Референтные группы (эталонные) – наиболее значимые, важные, ценные для индивида люди.

Т. Пасонс. Типы референтных групп.

1. Нормативные – мы мечтаем быть ее членом, во всем ей следуем

2. Сравнительные – используем только для сравнения, попасть туда не хотим (сравниваем зарплату).

3. Негативные – в корне отрицаем все характерное какой-то группе.

Воздействовать на человека можно через нормативную референтную группу.

Г.М. Андреева:

Группы:

1. условные – реально не существуют.

2. реальные:

– лабораторные

– естественные:

большие:

а) неорганизованные

б) организованные

малые:

а) развивающиеся (становящиеся)

б) коллектив.