Исходные положения идеализма Платона (теория идей)

1) Человек должен жить по природе. Человек – часть природы. Человек имеет душу и тело. Душа – это то, что заставляет угнетать телесные стремления. А если так, то у природы, как и у человека, должна быть душа. Но где она в природе? В чем душа природы? Здесь выдерживается древний принцип: «познается сначала то, что лучше известно», то есть от человека – к природе.

2) Отношения между идеей и вещью: что в этих отношениях является оригиналом, а что – копией? Идея воплощается в вещи. Что оригинал? Вещь или идея? Идея – оригинал. Тело – копия (оно вторично).

Итак, по Платону, душа природы – это ИДЕИ природы.

3) Идея – совершенна, а ее воплощения – всегда несовершенны. Из этого положения следует, что все вещи несовершенны, а потому они смертны. Тогда как идеи совершенны, а потому вечны. Например, хотя может быть много кроватей, существует лишь одна «идея» (или иногда переводят как «форма») кровати. Отражение кровати в зеркале является лишь кажущимся, но не «реальным», так и разные отдельные кровати нереальны, являясь лишь копиями «идеи», которая представляет собой одну реальную кровать и создана Богом. Только об этой одной кровати, созданной Богом, может быть единое ЗНАНИЕ, но в отношении многих кроватей, сделанных плотниками, может быть только лишь МНЕНИЕ. Философа всегда интересует лишь одна идеальная кровать, а не многие кровати, обнаруживаемые в чувственном мире. Поэтому философ испытывает некоторое равнодушие к обыкновенным мирским делам (по Расселу).

4) Любая вещь природы имеет тело, строение которого подчинено законам развития, то есть идее создания. Каждая вещь, независимо от того, кем она создана – человеком или не человеком, всегда распадается на две части: тело вещи и организация этого тела, что назвали идеей создания тела.

Вещь «прагма» Тело «сома»
Идея «идеа»

Соотношение идей и вещей у Платона дается в трех вариантах: подражание, причастность и присутствие.

1) Мир – совокупность вещей, каждая из которых имеет свое тело и свою идею. Природа – мир тел, воспроизводящих идею.

2) Действительность состоит из двух миров:

1. Мир идей, он вечен. Идея пребывает в вечности, вне категорий «было» или «будет». Это идеи различных эстетических и моральных ценностей, идеи различных телесных образований, идеи математических фигур и т.д. Эти идеи никем и ничем не порождены и неизменны. Идеи бестелесны. Идеи вне пространства, времени и числа. Мир идей – иерархически организованная система, на вершине которой – идея БЛАГА. Благо наделяет предметы «способностью существовать». Все вещи стремятся достичь блага. К благу стремятся и все живые существа, всякая душа, для которой обладание благом – это есть счастье. Следующая ступень иерархии идей – идеи истины, прекрасного, справедливого. Затем – идеи, выражающие физические явления: огонь, покой, движение, звук. Следующий ряд идей – отражают разряды существ, например животных и человека. За ними следую идеи предметов, отношений и т.д. Эти идеи постоянно воплощаются в материале другого мира.

2. Материальный мир, тиражирующий идею. Он – в пределах времени, которое родилось одновременно с космосом. Время является «движущимся подобием вечности». Время – просвет понятия «есть» сквозь понятия «было» и «будет».

Мир тел постоянно превращается. Что-то умирает, что-то рождается, совершенствуется, приближаясь к идее. Этот мир и есть природа.

1) Мир природы подчинен миру идей. Природа не самозачаточна, она ориентируется на мир идей. Поэтому ориентироваться на природу также неразумно, как на законы, ибо природа также несовершенна, как и законы. Поэтому ориентироваться нужно только на мир идей.

2) Платон также помимо двух миров вводит понятие «Мировая душа» (Сверхдуша по Ведам), которая объемлет мир вещей и мир идей, связывая их. Наконец, Платон говорит о существовании Бога, называя Его Демиургом. Демиург с помощью Мировой Души создал космос.

3) Если мир двойной, как человеку правильно жить в этом мире?

Каждая вещь – воплощение одной идеи с множеством подвидов этой идеи. Например, человек также является отцом или сыном, рабочим и т.д. (все соц. роли – подвиды идеи человека).

Поэтому: человек должен ориентироваться не на свое тело, а подчинять свое тело воплощению тех идей, которые определяются его жизнью (принципиальное отличие идеализма Платона от материализма).

Например, по Платону, мужчина, каким бы хилым он не был, ДОЛЖЕН ВОПЛОЩАТЬ В СЕБЕ, СВОИМ ТЕЛОМ, ИДЕЮ МУЖЕСТВЕННОСТИ. Женщина, даже если некрасивая, должна воплощать в себе идею женственности.

Таким образом, главное не то, какое тело, а то, что оно воплощает. Даже плохим телом можно хорошо воплощать идею мужественности и женственности. Каждый человек должен способствовать воплощению всех идей, которые диктуются жизнью.

4) Действительным в жизни является только то, что воплощает в себе идею. Вещь настолько действительна, насколько воплощает в себе идею.

Для правильного образа жизни человек должен стараться окружить себя действительными вещами, зная, что до идеи все равно не добраться. В этом плане – ЛЮДИ НЕ РАВНЫ: тела равны, но насколько то или иное тело воплощает идею своего создания, люди не равны.

5) Цель жизни человека – вернуться в горний мир (мир идей), покинув мир дольний (земной).