Использование компьютерных технологий в сертификации

Содержание нормативно-правовой базы сертификации рассмотрено ранее. В данном разделе изложен порядок использования компьютерных технологий для обеспечения процессов сертификации.

 

Правовая база сертификации представлена в законодательных документах. В соответствии с ними вводится обязательная сертификация конкретных групп продукции, устанавливаются государственные органы власти (федеральные органы исполнительной власти), которые организуют работы по сертификации этих групп продукции и создают соответствующие системы сертификации, разрабатываются перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации. В настоящее время насчитывается более 30 документов этой группы, включающих законы РФ и указы Президента России. Ряд из них определяет общие вопросы сертификации (это прежде всего закон «О техническом регулировании», который устанавливает правовую основу создания сертификации в Российской Федерации, а также состав участников, их права, обязанности и ответственность) и вопросы, близкие к сертификации (законы «О защите прав потребителей», «Об обеспечении единства измерений»). Остальные документы направлены на создание систем сертификации различных видов продукции. Они вводят обязательную сертификацию отдельных ее групп, устанавливают федеральные органы исполнительной власти, которые организуют работы по сертификации и осуществляют аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О космической деятельности» и ряд других).

К этой группе документов также относят постановления Правительства РФ. Они устанавливают этапы введения обязательной сертификации разных видов продукции, вводят в действие перечни продукции, подлежащей сертификации в разных системах.

 

 

 

 

Что касается выбора компьютерной технологии при использовании документов этой группы, то она реализуется в виде так называемых полнотекстовых баз данных, хранящих информацию в виде полных текстов законов и других законодательных и нормативных актов. Из программных продуктов, предназначенных для этих целей, в настоящее время широкое применение получили типовые информационные правовые системы и базы данных "Гарант", "Консультант Плюс", "Поиск", "Кодекс" и др. Эти системы содержат большую правовую библиотеку, включающую и законодательство по сертификации. Сервис этих программ предоставляет большие возможности поиска документов и информации в системе, в том числе по теме, ключевым словам, словосочетанию, названию или примерному содержанию документа, его регистрационному номеру, дате и т.д.

Системы такого рода позволяют работать в многопользовательском режиме одновременно с несколькими документами, отображаемыми на экране компьютера в разных окнах, накапливать необходимые специалисту тексты документов или их фрагменты в так называемой "папке пользователя" и распечатывать их в удобном виде. Некоторые системы этого типа позволяют пользователю добавлять в базу данных собственные документы, что может быть очень полезным для специалистов по сертификации - ведь самостоятельная разработка программного обеспечения полнотекстовой базы данных является достаточно трудоемким процессом.

Основополагающие организационно-методические документы.

Документы этой группы содержат обязательные требования и положения о видах, этапах и процедурах работ по сертификации, участниках этих работ и их взаимодействии, перечнях и формах изготовляемых документов и т.д., которые обеспечивают организацию работ, единые принципы и согласованность действий в деятельности по сертификации. Эти документы классифицируются по уровням распространения в зависимости от масштабов их действия.

На национальном уровне (для всех систем сертификации в стране) такие документы действуют в виде правил, порядков и государственных стандартов, например, «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации», «Общий порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции", группа государственных стандартов ГОСТ Р 51000, регламентирующих вопросы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, и другие.

На уровне систем сертификации, созданных федеральными органами исполнительной власти (их сегодня 15), действуют в основном правила и порядки. Гак, в Системе сертификации ГОСТ Р Госстандарта России введены документы «Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации продукции», «Система сертификации ГОСТ Р. Правила выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия», «Система сертификации ГОСТ Р. Правила ведения государственного реестра» и т.д.

Документами, развивающими и детализирующими положения документов предыдущего уровня, являются правила и порядки систем сертификации групп однородной продукции. В Системе сертификации ГОСТ Р их в качестве ее подсистем в настоящее время насчитывается более 30. Примером может служить документ «Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья» - одной из самых крупных подсистем Системы сертификации ГОСТ Р, содержащий, кроме самих правил, 11 порядков по сертификации конкретных групп этой продукции. Аналогичные документы имеются и в других системах сертификации однородной продукции (электрооборудования, сырьевых отраслей промышленности, лесопромышленной продукции и др.) и услуг (общественного питания, туризма и др.).

Общий объем действующих документов рассматриваемой группы весьма велик. По характеру представления информации они, так же как и законы, являются текстовыми документами, поэтому подходы к их компьютеризации аналогичны создание и использование полнотекстовых баз данных со схожим сервисом для пользователя. Практика разработки этих документов в настоящее время ориентирована на их подготовку с использованием ПЭВМ и текстовых процессоров, поэтому все они уже сегодня существуют в "электронном варианте" в виде компьютерных файлов, что делает возможной их передачу с помощью машинных носителей информации и электронной почты. Это имеет особое значение, поскольку документы этой группы динамично изменяются с целью совершенствования и вопрос их актуализации всегда очень важен.

Нормативные документы. Под нормативными документами (НД) в данном случае понимаются документы на продукцию (услуги), содержащие требования, на соответствие которым проводится сертификация. При добровольной сертификации ими могут быть любые документы, определенные заявителем. При обязательной сертификации это должны быть только документы государственного статуса, в основном государственные стандарты России (ГОСТ Р), в которых установлены характеристики объектов сертификации и методы их испытаний. Как правило, для этих целей служат стандарты вида технических условий, общих технических условий, общих технических требований и методов испытаний. Кроме стандартов при обязательной сертификации используются нормы и правила, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, такие как строительные нормы и правила (СНиП), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.

Состояние фонда нормативных документов, которые используются при обязательной сертификации, имеет важнейшее значение для успешного функционирования и развития сертификации и эффективности ее результатов. К сожалению, как уже отмечалось ранее, в настоящее время этот фонд не обеспечивает в полной мере потребностей сертификации с точки зрения его полноты и содержания стандартов, так как он формировался до начала современного этапа сертификации. Сегодняшние темпы разработки новых и пересмотра действующих стандартов (около 500 в год) все еще недостаточны для решения этого вопроса, который особенно важен в связи с предполагаемым вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Как уже сказано, одним из условий вступления России в ВТО является создание специальной информационной службы - центра обработки запросов по стандартам, который имеется во всех странах - членах ВТО в соответствии с Соглашением о технических барьерах в торговле. Основной задачей этого центра являются ответы на запросы стран - участниц ВТО относительно требований стандартов и технических регламентов на продукцию и рассылка уведомлений (нотификаций) о разрабатываемых стандартах и технических регламентах

или о предполагаемых изменениях в них. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12 декабря 1995 г. № 218 "О совершенствовании системы информационного обеспечения в области стандартизации, метрологии и сертификации", направленное на улучшение формирования Федерального фонда стандартов с учетом требований Соглашения по техническим барьерам в торговле. Для реализации этого постановления Госстандартом России разработан и утвержден план мероприятий (приказ от 6 февраля 1996 г. № 34). Предусмотрено создание информационной сети Госстандарта России, которая объединит информационные центры системы Госстандарта и более 20 министерств и ведомств (центральный, базовый, опорный, региональные и локальные узлы сети) и будет иметь выход в глобальную сеть Интернет.

Помимо ответов на запросы о требованиях стандартов, с помощью информационной сети Госстандарта будет также решаться задача гармонизации отечественных стандартов и технических регламентов с аналогичными международными и национальными документами для обеспечения экспорта отечественной продукции и целый ряд других задач информационного обслуживания в области стандартизации и сертификации.

Особого внимания заслуживает технология ведения и использования нормативных документов специалистами по сертификации на рабочих местах, так как содержащиеся в этих документах нормы, характеристики, показатели и методы их контроля имеют существенное значение в деятельности по сертификации и специалистам часто бывает необходимо оперативно и обоснованно решать задачи, связанные с применением НД. Имеется довольно большой опыт по автоматизации работ с массивами государственных стандартов, включающий попытки создания как полнотекстовых, так и фактографических баз данных. По ряду причин (большое различие в структуре и содержании НД для разных групп продукции; наличие в них, помимо текстов, еще и таблиц, графиков, формул, схем и чертежей; требования к точности воспроизведения стандартов и др.) полнотекстовые базы данных по НД с большими объемами информации все еще находятся в стадии создания. Наиболее распространенными и удобными с учетом применения персональных компьютеров сегодня являются фактографические базы данных по НД на однородные группы продукции.

Так, разработанная во ВНИИСе база данных по нормативным документам (применялась для НД по пищевой и трикотажной продукции) обеспечивает накопление, хранение, ведение и использование информации о НД и состоит из двух частей: библиографических данных о документе и требований, содержащихся в нем. Исходная информация о каждом документе содержит следующие данные (реквизиты): вид документа; его группа по Общероссийскому классификатору стандартов (ОКС); обозначение документа и его наименование; код продукции, регламентируемой данным нормативным документом, по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП); код продукции по Товарной номенклатуре внешней экономической деятельности (ТН ВЭД); разработчик; дата введения и срок действия; номер документа в Информационном указателе стандартов (ИУС); ссылочные документы; ключевые слова; данные об утверждении документа, о продлении срока его действия, об изменениях и датах их внесения, о согласовании с Минздравом, а также сведения о заменяемом документе. Требования нормативного документа в базе данных представлены либо отдельным полем без ограничения размера, в котором отражаются данные о показателях безопасности и качества, методах испытаний и соответствующих пунктах НД, либо отдельной базой данных, имеющей структуру показателей, удобную для пользователя. При эксплуатации базы данных пользователь по любому из перечисленных реквизитов или их сочетанию получает перечень НД, отвечающих поисковым признакам, и информацию по каждому НД этого перечня с возможностью ее распечатки на принтере.

Следует отметить, что регистрацию государственных стандартов и обеспечение информацией о них (в том числе компьютерным путем) традиционно осуществляет в стране ВНИИКИ - головной информационный институт Госстандарта России.

Международные документы. Развитие отечественной сертификации происходит с учетом мировой практики в этой области и во взаимодействии с различными международными организациями и зарубежными фирмами, имеющими авторитет в мире. Документы этих организаций в нашей стране интенсивно изучаются, осваиваются и используются. Они представляют собой большой объем материалов в виде стандартов, рекомендаций, регламентов, директив и т.д., аккумулирующих мировой опыт работ по стандартизации, сертификации, испытаниям и аккредитации, и охватывают широкий круг проблем - от терминологии и методик до организации работ и конкретных требований к продукции. Эти документы позволяют преодолеть технические барьеры, возникающие в торговых отношениях между странами, путем установления правил беспрепятственной торговли на основе сотрудничества. Для использования при обязательной сертификации в нашей стране международные документы должны получить статус государственных стандартов России.

С учетом того, что международных организаций насчитывается несколько десятков, а документов - несколько сотен и они поступают в страну на иностранных языках, использование их с помощью ЭВМ имеет некоторые трудности, связанные с переводом этих документов на русский язык и вводом их в компьютер. И хотя по характеру это документы текстовые, и компьютеризация их накопления и использования аналогична описанной для законодательных документов, эти две проблемы должны быть предварительно решены.

Современные программно-технические средства в принципе позволяют решить их путем ввода документов в компьютер с помощью сканера, распознавания текста с применением специальной программы и перевода его на русский язык также с помощью специальной программы. Из применяемых в настоящее время средств для этих целей могут быть использованы планшетный сканер HP ScanJet lll Р с прилагаемым к нему программным обеспечением, система распознавания текстов CUNEIFORM и программа-переводчик StyLus. К сожалению, в практике сертификации такие работы пока не получили должного развития вследствие недостаточной отработки технологии и трудностей, связанных с распознаванием текста (поскольку в машину он вводится как графический объект) и точным его переводом. Возможно, эти вопросы будут решены и другими путями в рамках обмена информацией между Госстандартом России и ВТО на базе описанной выше международной информационной сети. Передача международных документов обычным путем на машинных носителях в виде файлов не представляет затруднений, как и создание библиографической базы данных по ним.

Классификаторы и перечни. Классификаторы, используемые в сертификации, предназначены для обеспечения согласованной работы всех участников сертификации при создании и использовании документов, обработке и передаче информации, а также для обеспечения сопоставимости получаемых результатов. В настоящее время в деятельности по сертификации применяются следующие классификаторы:

Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) - используется для обозначения в документах по сертификации с помощью 8-разрядного кода изготовителя, продавца продукции и других предприятий и организаций, участвующих в сертификации;

Общероссийский классификатор продукции (ОКП) - используется для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода отечественной продукции и средств безопасности (вариант ОК 005-93);

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) - используется для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг, выполняемых в стране (вариант ОК 002-93);

Международный классификатор товаров «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности» (ТН ВЭД) - используется для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортируемой и экспортируемой продукции;

Общероссийский классификатор стран мира (ОК 025-95) - используется для обозначения стран мира (более 180 позиций) с помощью двухсимвольного буквенного кода латинского алфавита (например, Россия - RU, Казахстан - KZ). Применяется, в частности, для идентификации страны-изготовителя продукции в регистрационном номере сертификата соответствия;

Кодификатор Госстандарта России - используется при занесении в Госреестр объектов регистрации. Структура регистрационного номера для любого объекта, вносимого в реестр, имеет вид:

РОСС ХХ.ХХХХ.ХХХХХХ, где:

РОСС - знак регистрации в Государственном реестре Госстандарта России;

XX - код страны (по ОК 025-95), к которой относится объект регистрации;

ХХХХ - код органа, принявшего решение о внесении в Госреестр объекта регистрации (используются 4 последних знака регистрационного номера органа);

ХХХХХХ - код и номер объекта регистрации.

Ведение классификаторов осуществляется, как правило, на базе специализированных автоматизированных систем, построение которых зависит от масштабов использования, специфики и объема информации классификатора.

Целью применения в сертификации различных перечней является обеспечение всех сторон, участвующих в работах по сертификации, необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации, и о нормативных документах, на основе которых она осуществляется. Наличие обязательных перечней позволяет изготовителям и потребителям продукции, торговым организациям, таможенным органам, техническим комитетам по стандартизации и другим организациям иметь достоверную информацию по этому вопросу и принимать обоснованные решения, связанные с сертификацией.

В настоящее время действуют утвержденные Правительством России «Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации» и «Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации», в которых перечислены укрупненные группировки продукции и услуг, применительно к которым действует обязательная сертификация. В них детально представлены продукция и услуги, подлежащие обязательной сертификации, с указанием идентифицирующих кодов и нормативных документов, содержащих требования для целей их сертификации.

Утвержден еще ряд перечней продукции, имеющих важное значение для проведения работ по сертификации, в том числе:

«Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы»;

«Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению».

Несмотря на то, что весь комплекс работ, связанных с разработкой и использованием описываемых перечней, носит оперативный характер и связан с обработкой большого объема информации и динамичностью изменений в них, эти работы до сих пор выполняются вручную, что приводит к их высокой трудоемкости и снижает эффективность применения перечней. В настоящее время во ВНИИСе создана и проходит экспериментальную отработку компьютерная система разработки, ведения и использования некоторых из указанных выше перечней на основе информационной базы данных.

Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, Государственный таможенный комитет совместно с Госстандартом разрабатывает «Перечень товаров, требующих подтверждения их безопасности при ввозе на территорию Российской Федерации», который должен применяться на таможенных постах.

Помимо перечисленных, существуют еще ряд перечней, которые могут быть полезны при проведении работ по сертификации, например, «Перечень таможенных постов», «Перечень центров стандартизации и метрологии - территориальных органов Госстандарта России» и т.д.

Информация Государственного реестра. В соответствии с Законом Российской Федерации «О техническом регулировании» и «Правилами проведения сертификации в Российской Федерации», при выполнении работ по сертификации проводится государственная регистрация. Она осуществляется с целью придания юридической силы документам, выдаваемым в российской системе сертификации, и реализуется путем ведения Государственного реестра.

Ведение Государственного реестра организовано по двум направлениям:

Госреестр систем сертификации, знаков соответствия и основополагающих документов по сертификации ведет Национальный орган по сертификации (Госстандарт России);

Госреестр участников и объектов сертификации, документов, содержащих правила и рекомендации по сертификации, результатов работ по сертификации ведут Госстандарт России (по Системе ГОСТ Р) и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации.

В Государственный реестр вносятся:

перечни и номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации;

утвержденные правила и порядки систем сертификации однородной продукции;

соглашения, заключенные Госстандартом России с участниками работ по сертификации;

объекты сертификации (сертифицированные продукция, услуги, системы качества, производства).

участники сертификации (федеральные органы исполнительной власти, выполняющие работы по сертификации, центральные органы систем сертификации однородной продукции, аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории, аттестованные эксперты в области сертификации, аттестованные учебные подразделения по подготовке экспертов).

При регистрации и внесении в Государственный реестр каждому объекту присваивается регистрационный номер, имеющий структуру, описанную выше. Держателем регистрационных кодов является Госстандарт России. Регистрационные номера ставятся на свидетельстве, аттестате, сертификате и основополагающих документах по сертификации.

Например, регистрационный номер аккредитованного органа по сертификации РОСС RU.0001.11ME25 следует расшифровать следующим образом:

RU - орган по сертификации находится в России;

0001 - код Госстандарта России - органа, принявшего решение о внесении в Госреестр;

11 - орган по сертификации продукции;

ME - продукция относится к электрооборудованию;

25 - порядковый номер данного ОС среди органов по сертификации электрооборудования, внесенных в реестр.

Регистрационный номер однозначно идентифицирует объект регистрации. Повторное использование регистрационных номеров не допускается. При внесении в Госреестр любого объекта регистрации представляется необходимый комплект документов, определенный Госстандартом России.

Государственный реестр ведется в виде бумажного и (или) электронного журнала по формам, установленным Госстандартом России для каждого объекта регистрации. В электронном виде он представляет собой компьютерную базу данных, содержащую фактографическую, учетную и аналитическую информацию о результатах работ в области сертификации и информацию об участниках работ. На основе данных Госреестра осуществляется информационное обслуживание всех участников сертификации, международных, региональных и

национальных организаций по сертификации, предприятий и организаций России, обществ потребителей, периодических изданий и средств массовой информации, других заинтересованных сторон. Информация выдается в виде перечней работ в области сертификации, информационных бюллетеней, публикаций в периодических изданиях, а также ответов на запросы. Распечатка бумажного варианта журнала Госреестра является одной из функций компьютерной базы данных.

Следует отметить, что регистрация в Госреестре сертифицированной продукции и услуг, а также отмена, приостановление и возобновление действия сертификатов соответствия осуществляются аккредитованными органами по сертификации. Это право делегировано им Госстандартом России.

При этом информация о деятельности органа по сертификации и результатах проведенных им работ в обобщенном виде периодически представляется Госстандарту России по установленным формам (формы Al-O, Al-И) представляется информация по ОС в целом и по видам объектов сертификации (группировкам продукции или услуг). В состав данных входят сведения о результатах сертификации (количестве поданных заявок, выданных сертификатов, объеме сертифицированных товаров и услуг), о результатах инспекционного контроля (количестве проведенных проверок и случаев приостановления или аннулирования действия сертификата), о стоимости работ по сертификации. Данные представляются раздельно по обязательной и добровольной сертификации.

Ежемесячно представляется информация об отказах в выдаче сертификатов на отечественную и импортную продукцию (формы Б1-0, Б1-И), о приостановке и отмене действия сертификатов (формы Б2-0, Б2-И). Предусмотрено также использование информации из этих форм отчетности для оценки эффективности работ по сертификации.

Органы по сертификации отчитываются также об использовании бланков сертификатов соответствия по обязательной сертификации и представляют копии выданных сертификатов. Это делается для получения обратной информации о практике сертификации в регионах. При этом органы по сертификации, аккредитованные на базе ЦСМ, отчитываются перед Техническим секретариатом (ВНИИС), а органы по сертификации, аккредитованные на базе других организаций, - перед Главным государственным инспектором по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений соответствующего региона.

Центральные органы систем сертификации однородной продукции сдают в Госстандарт России отчеты о функционировании возглавляемой ими системы.

Следует отметить, что в Системе сертификации ГОСТ Р вводена обязательная защита копий сертификатов соответствия, выдаваемых на товары, подлежащие обязательной сертификации, специальными голографическими знаками. (Это не относится к копиям сертификатов, которые представляют органы по сертификации при получении новых бланков).

Массивы документов, формируемых при сертификации. Сертификация является документальной системой, и деятельность в ней во многом связана с разработкой документов. Если проанализировать функции одного из основных участников сертификации - органа по сертификации, то практически все виды работ, выполняемых им, в той или иной мере связаны с формированием, применением и накоплением документов (заключений, протоколов, решений, сертификатов, лицензий, отчетов и т.д.). Многообразие типов и форм обрабатываемых документов, большой их объем, необходимость высокого качества и оперативности выполнения работ делают невозможным их проведение без соответствующих средств компьютерной технологии, обеспечивающей эффективную работу с документами разной сложности и снижение трудоемкости их изготовления.

В зависимости от поставленной цели компьютеризация подготовки документов может охватывать:

диапазон от простейших работ по составлению текстов документов с их распечаткой (вариант пишущей машинки);

диапазон компьютерной системы формирования документов, обеспечивающей для всех видов деятельности органа по сертификации подготовку документов любой структуры с формированием их на основе массива типовых форм, хранящихся в базе данных, а также наполнение, хранение, получение и передачу подготовленных документов в электронном виде. Соответственно и программное обеспечение работ будет меняться от простейшего текстового редактора до интегрированной системы, включающей систему управления базой данных, текстовый процессор, систему передачи документов, оригинальные программы по сертификации и др. Последний из перечисленных вариантов реализован в системе, разработанной во ВНИИСе.

Работа с системой начинается с главного меню на экране дисплея компьютера, предлагающего выбрать из перечня видов деятельности ОС (сертификация продукции, инспекционный контроль, ведение реестра, подготовка отчетов) необходимый в данный момент для работы. Например, требуется изготовить документ, связанный с сертификацией продукции. Специалист выбрал этот вид деятельности и выделил его с помощью курсора. На экране появляется меню следующего уровня с перечнем работ, предусмотренных при сертификации продукции, и предложением выбрать необходимую из них.

 

 
 

 


Пример. Если работа с заявителем находится на этапе выдачи сертификата, и пользователем выбран этот вид работы, тогда система предложит список документов, которые органу по сертификации необходимо подготовить и выдать в этом случае, а именно: экспертное заключение, решение о выдаче сертификата, сертификат, лицензию, запись в журнале работ (реестре). Выбрав, скажем, решение о выдаче сертификата, специалист перейдет непосредственно к изготовлению документа: на экран будет выведена типовая форма решения о выдаче сертификата в режиме работы с текстовым процессором. После заполнения типовой формы готовый документ выводится на печатающее устройство и запоминается в компьютере в виде файла или в базе данных по сформированным документам (архиве ОС). Он также может быть передан электронным способом в другую организацию с помощью электронной почты. Аналогичным образом из­готовляется любой другой документ.

Особенностью системы является то, что она включает в себя и предлагает специалисту ОС все направления деятельности, виды работ, перечни и формы документов, то есть одновременно содержит и реализует для него положения и рекомендации основополагающих документов Системы сертификации ГОСТ Р, чем значительно облегчает работу пользователя. Система показывает также перечни и формы документов, которые должен получить орган по сертификации при выполнении данной работы (заявка, техническая документация на продукцию и др.).

Типовые формы хранятся в соответствующей базе данных, их состав и содержание могут изменяться и дополняться специалистами в процессе практической работы. Архив изготовленных документов может использоваться для аналитической деятельности и при проведении проверок (надзора). Для качественного изготовления документов и в случаях сложной их структуры технические средства дополняются настольной издательской системой с соответствующим программно-техническим обеспечением.

Компьютерная система подготовки документов на основе базы данных по типовым формам является частью общей компьютерной системы органа по сертификации, которая описана ниже.

Следует отметить, что с 15 декабря 1998 г. вместе с новым документом «Положение о Системе сертификации ГОСТ Р» вводятся типовые формы основных документов, применяемых в Системе.

Рекомендательные документы и справочные информационные массивы. Помимо обязательных документов, таких как законодательные акты, государственные стандарты, основополагающие правила и порядки, в сертификации действует большое количество документов и информации, использование которых носит необязательный, рекомендательный характер. Тем не менее, они оказывают большую помощь при проведении работ по сертификации, так как развивают и конкретизируют организацию, методы, формы документов для различных процедур сертификации, повышая эффективность работы специалистов.

Этот вид информационного обеспечения сертификации можно разделить на две группы:

рекомендательные организационно-методические документы по сертификации, испытаниям и стандартизации;

информационные массивы, содержащие расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, испытательных лабораториях, органах по сертификации, экспертах), а также дополнительные данные об изготовителях и продавцах продукции (заявителях) и партнерах в деятельности по сертификации и испытаниям,

В качестве примеров можно привести следующие документы, входящие в первую группу:

Р 50-601-34-93. Рекомендации. Формирование требований к продукции в нормативных документах, используемых для целей сертификации;

Р 50-601-42-94. Рекомендации. Разработка и аттестация методик испытаний для целей сертификации;

Р 50-601-43-94. Рекомендации по инспекционному контролю за сертифицированной продукцией;

Методика определения стоимости работ, выполняемых органом по сертификации при сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Как правило, такие документы создают научно-исследовательские институты, связанные с деятельностью по сертификации, методические и учебные центры, центральные органы по сертификации однородных групп продукции, развитые органы по сертификации и испытательные лаборатории. По своему характеру эти документы являются полнотекстовыми и не отличаются по подходу к компьютеризации от основополагающих организационно-методических документов.

Информационные массивы представляют собой группу фактографических баз данных, сведения из которых используются специалистами для принятия решений. Данные, дополняющие информацию Госреестра, получают из справочников и других источников, а также из опыта проведенных работ. В таблице представлена структура реквизитов баз данных по испытательным лабораториям и экспертам, разработанных во ВНИИСе. По любому реквизиту или их набору можно получить информацию о нужной лаборатории или эксперте. Аналогично строятся и другие справочные информационные базы данных. Все они также являются частью общей компьютерной системы ОС.

Наименование реквизитов (показателей) баз данных

 

 

16.3. Информационно-компьютерное обеспечение органа по сертификации.

Гармонизация деятельности по сертификации в стране с международным уровнем требует от участников сертификации, наряду с принятыми в мире документами и правилами, применения также соответствующей мировой технологии проведения работ, которая основана на компьютерных и сетевых решениях. Рассмотрим более детально использование описанного информационного обеспечения и компьютерной технологии применительно к органу по сертификации, деятельность которого сегодня немыслима без современных методов и технологий обработки информации. Интенсивно взаимодействуя с государственными и коммерческими структурами, владеющими такой технологией, органы по сертификации просто не смогут с ними работать, не имея соответствующего информационно-компьютерного потенциала.

При создании компьютерной системы в органе по сертификации необходима предварительная методическая проработка, связанная с содержательным анализом деятельности ОС как объекта компьюте­ризации, которая включает:

анализ видов деятельности органа по сертификации;

определение перечня характеристик получаемой и выдаваемой информации и документов;

изучение вопросов взаимодействия с внешними организациями.

На основе такого анализа формируются направления работ по компьютеризации в ОС, выявляются задачи, требующие применения ПЭВМ, и определяются их приоритеты, выбираются программно-технические компьютерные средства, решаются организационные вопросы сбора информации из различных источников.

В настоящее время, когда накоплен значительный опыт функционирования органов по сертификации, более четко определены порядок выполнения работ и виды отчетности, стало очевидным, что компьютерная поддержка деятельности ОС должна представлять собой единую интегрированную информационно-компьютерную систему. Такая система включает во взаимосвязи подготовку любых документов, необходимых органу по сертификации, предоставление специалисту необходимой информации, ведение Государственного реестра сертифицированной продукции в электронном и бумажном варианте, аналитическую деятельность, подготовку всех видов отчетов о деятельности ОС, информационное обслуживание участников сертификации, помощь в решении управленческих вопросов в процессе сертификации. На рисунке 15.2 представлена схема информационно-компьютерного обеспечения деятельности органа по сертификации, с помощью которой можно описать работу единой компьютерной системы ОС. В середине схемы показаны стандартные этапы выполнения работ по сертификации, сверху показаны документы, которые необходимо получить и изготовить на каждом этапе (только основные, на практике их больше), внизу представлено обеспечение информацией этапов работ и итоговые работы, выполняемые с помощью системы.

Функционально система реализована на основе базы данных по заявкам на проведение сертификации продукции, поступающим в орган по сертификации. С момента поступления заявки на протяжении всех этапов сертификации вплоть до инспекционного контроля все данные, ситуации, решения, документы и исполнители по этой заявке регистрируются в базе данных. Общий массив информации, связанной с одной заявкой на сертификацию, представляет собой электронную карточку и хранится в компьютере в виде записи базы данных по этой заявке (рис. 15.3). Различные данные и характеристики, связанные с заявкой и процессом сертификации, являются полями

 

 

 

 
 

 

 


Рис. 15.3. Электронная карточка заявки на проведение

сертификации с открытыми полями сложных реквизитов

 

 

этой записи. Количество реквизитов (полей) по каждой заявке достигает 40. В их число входят данные самой заявки и договорных отношений с заявителем, информация, связанная с испытаниями, данные об участвовавших специалистах (экспертах), сведения о результатах сертификации, о сроках и результатах инспекционного контроля и т.д. Все остальные программы и информационные массивы, показанные на схеме (см. рис. 15.2), являются дополнением к основной базе данных и используются во взаимодействии с ней. Такой подход позволяет, проводя сертификацию, последовательно, от этапа к этапу, наращивать сведениями поля записи конкретной заявки в базе данных и по окончании работ иметь в компьютере электронный архив всех документов, связанных с этой заявкой. В результате создания такой системы у органа по сертификации появляется возможность выполнять с помощью компьютера не только операции непосредственно по сертификации, но и, накапливая информацию по всем заявкам, осуществлять другие функции: ведение Госреестра сертифицированной продукции, аналитическую деятельность и подготовку отчетов для ФАТРиМ, информационное обслуживание.