Линия/229

сделана заливка и правильны ли границы, в ко­торых наложена краска, — для этого нужно только поместить ваш рисунок рядом с тем, что послужил для него образцом. Если они не схо­жи, значит, вы ошиблись. И опять-таки, если вы обладаете верным глазом в выборе цвета, вы не нуждаетесь в постороннем руководителе, чтобы понять свою ошибку. Недостатки зрения в восприятии цвета встречаются чаще, чем можно было бы ожидать. Я даже думаю, что эти недостатки зачастую сопутствуют высокому уровню чутья в других отношениях. Благодаря указанному методу, дефект этот обнаружился бы при первых же двух-трех упражнениях; при других условиях вы могли бы целыми годами совершенно попусту рисовать красками с нату­ры. Наконец, — и это очень важное дополни­тельное соображение, — такой метод дает мне возможность объяснить вам многое, что не от­носится к искусству рисования. Каждое из уп­ражнений, которое я предлагаю, представляет собой [воспроизведение] части или какого-ни­будь замечательного образца древнего искусст­ва, или природного объекта. Если даже вы вы­полните задание грубо и неудачно (хотя, ду­маю, вы не обнаружите недостатка в прилежании и в успехе), вы все-таки научитесь тому, чему не научили бы никакие слова, — вы

Аг$ 1оп§а/


230/Лекция V

приобретете важные сведения или о древнем искусстве, или о структуре природных форм. И я уверен, что если вы будете внимательны, не по­теряете даром ни одной минуты, каждое ваше усилие будет вознаграждено вдвойне.

135. Есть еще одна причина, по которой жела­тельно изменение существующих методов. У вас здесь, в Оксфорде, имеется одна из лучших в Европе коллекций перовых и карандашных ри­сунков Микеланджело и Рафаэля. Среди них вы не найдете ни одного слабого или учениче­ского. Все они — произведения мастеров. Осмо­трите все галереи Европы — настолько мне из­вестно, насколько вообще возможно подобное обобщение — вы не найдете в них ни одного незрелого или слабого рисунка этих или других великих мастеров.

Что касается величайших художников — Ти­циана, Веласкеса, Веронезе, — вы вообще не найдете их подлинных рисунков. Дело в том, что современные художники всегда учились или старались выучиться писать красками по­сле того, как овладевали рисунком; старые ма­стера поступали наоборот: они учились рисун­ку после того, как овладевали красками или резцом, что труднее. Кисть давалась им в руки чуть ли не с детства, и они старались действо­вать ею, а когда брались за перо или карандаш,

Аг^ 1опёа/



ш

о*.




 


Микеландже.ю. Копия с фрески