Рескин Джон
Б.СГ.-ПРЕСС
Т
Агв 1оп§а/
ЛоЬп Яшкт/
ЬесШгез оп Ай
ЛоЬп Яшкт/
ЬесШгез оп Ай
Джон Рескин/
Лекции об искусстве
МОСКВА 2006
ББК 84 (4 Вел)-44 Р43
Перевод с английского П. Когана
Научный редактор Е. Кононенко
Художественное оформление и макет серии
Андрея Рыбакова
Р43 Лекции об искусстве / Пер. с англ. П. Когана под ред. Е. Кононенко. - М.: БСГ-ПРЕСС, 2006. - 319 с, илл. — (Аг5 1оп§а.)
15ВК 5-93381-209-9
Величайший историк искусства Джон Рескин (1819—1900) — страстный проповедник художественного творчества «во имя пользы, добра и справедливости» и одновременно тонкий эстет, знаток античности и Возрождения, первооткрыватель Тернера и теоретик прерафаэлитов.
В лекциях, прочитанных студентам Оксфорда, автор предлагает собственную классификацию художественных школ и анализирует современное ему состояние искусства.
Книга «Лекций об искусстве», абсолютно необходимая искусствоведам и студентам-гуманитариям, не издавалась на русском языке уже более ста лет.
ББК 84 (4 Вел)-44
15ВН 5-93381-209-9 © Е. Кононенко, вступительная
статья, комментарии, 2006 © А. Рыбаков, оформление, 2006 © Издательство «Б.С.Г.-ПРЕСС», 2006
Содержание/
Евгений Кононенко/ Лектор и его лекции 7
Предисловие к изданию 1887 года 29
Лекция I/ Введение 33
Лекция II/ Отношение искусства к религии 78
Лекция III/ Отношение искусства к нравственности 116
Лекция IV/ Отношение искусства к пользе 167
Лекция V/ Линия 207
Лекция VI/ Свет 242
Лекция VII/ Цвет 285
Комментарии 3 0 7
Лектор и его лекции
Имя «последнего романтика» Джона Рёскина наверняка известно каждому читателю, соприкасавшемуся с литературой по истории искусства и художественной критики. В любом энциклопедическом словаре приводятся его многословные и разнообразные характеристики — «английский историк искусства и художественный критик», «идеолог романтизма», «первооткрыватель Тернера, теоретик прерафаэлитов», «литератор, поэт, художник», «автор работ по естествознанию и социальный реформатор», перечисляются его наиболее значительные работы («Современные художники», «Камни Венеции» и почти обязательно — «Лекции об искусстве»). Столь же непременно и замечание о «значительном влиянии» его на мировую культуру. Но обычно даже в специальной литературе Рескина только упоминают, реже
Аг5 1опёа/
О/Лектор и его лекции
цитируют, хотя фраза: «Девушка может петь о потерянной любви, скряга не может петь о потерянных деньгах» (кстати, именно из предлагаемых «Лекций»), — стала почти крылатой, но именно поэтому, наверное, часто теряет авторство.
Почти две трети века Рескин владел умами бри-ганской публики (его иногда называют «главным иыразителем эстетики викторианской эпохи»). На сто книгах было воспитано не одно поколение интеллектуалов «старой доброй Англии», да и не только ее одной. Сборники его стихов и эссе брали в по-ешки по Италии. На его графике и составленных им художественных пособиях учились европейские художники конца XIX века. Его литературное наследие составляют пятьдесят книг (некоторые им же иллюстрированы), около семисот статей, лекции...
«Лекции Рескина имели столь мало общего с фадиционными университетскими курсами, что надолго задержали распространение художественного образования в университетах», шк автор -Истории истории искусства» Жсрмсн Базен* оценил педагогический опыт перкою оксфордского профессора искусства. С фа-иишонными курсами — да; сам Рескин открыт прошвопос-тнлял программу своих лекипи академической
1 В а з е н Ж. История истории пеки» ми 01 Вазари до м;и||пх дней. — М.: Прогресс, Р)()у С. <'Н
\|\ 1о11^а/
Лектор и его лекции/У
системе преподавания. И если в конце позапрошлого века нарекания вызывала программа, то сейчас можно поспорить по поводу и самого содержания «Лекций». Но чтобы спорить и критиковать, их надо знать, а для этого текст «Лекций» должен перестать быть лишь фактом историографии и библиографическим раритетом — ведь «Лекции об искусстве» были переведены на русский язык и изданы уже более ста лет назад. А чтобы оценить все своеобразие и возможные противоречия этой работы, необходимо понять ее место в творчестве Рескина, который считал «Лекции» «самым значительным» из своих литературных трудов: слишком тесно связано содержание этих оксфордских лекций и с биографией, и с другими работами, и с «экстравагантными» взглядами их автора.
* * *
Джон Рескин родился 8 февраля 1819 года в семье богатого шотландского торговца хересом Д. Дж. Рескина, женатого на своей кузине Маргарет Кок. В семье царила атмосфера религиозного благочестия, оказавшая значительное влияние на последующие взгляды писателя. Семья вполне могла позволить себе столь любимые англичанами путешествия «на материк», и еще в детстве Джон имел возможность посетить Францию, Бельгию,
Аг5 1опёа/
I 0/Лектор и его лекции
Германию, Швейцарию, к чему впоследствии призывал и своих студентов. В пятнадцатилетнем возрасте юный путешественник написал для «Журнала по истории естествознания» очерк об изменениях цвета воды в Рейне, содержащий довольно точные научные наблюдениями и выразительные описания; затем последовало исследование геологических слоев Монблана. Здесь следует отметить, что дневники путешествий Рескина обязательно включали заметки о геологических образованиях в ландшафте посещаемых стран.
В 1836 году Рескин поступил в оксфордский Крайст-Чёрч-колледж, где имел возможность слушать лекции по геологии у блестящего специалиста У. Бакленда. Сам став лектором, он будет настаивать на необходимости изучения геологии и биологии будущими пейзажистами, а также на введении практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому, трудному исследованию природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий и к микроскопической ботанике». Таково происхождение и отстаиваемого Рескином тезиса о природных аналогиях художественных форм.
В пору студенчества будущий теоретик искусства и публицист проявил себя как незаурядный ли-
Ап> 1опёа/
Лектор и его лекции/1 1
тератор — в 1838 году в «Архитектурном журнале» выходит его статья «Поэзия архитектуры» (ТИе Рое!гу о/ АгсИНесШге), а годом позже его конкурсная работа удостаивается оксфордской литературной Ньюдигейтской премии за лучшую поэму на английском языке.
Но в 1840-м Оксфорд пришлось оставить — у Рескина начались кровотечения, и врачи заподозрили туберкулез. Отец выделил ему достаточно щедрое содержание, и молодой человек получил возможность сосредоточиться на том, что в первую очередь и принесло ему славу, — на художественной критике. К чести его необходимо отметить, что он не был сухим кабинетным теоретиком — в детстве отец, сам любитель изобразительного искусства, развил в сыне интерес к художественному творчеству; в юности Джон брал уроки рисунка и акварели и зарекомендовал себя как весьма искусный рисовальщик (это позволит ему впоследствии предлагать студентам собственные работы в качестве учебных пособий). Пойдя по стопам отца, Рескин стал коллекционером, причем сумел и Рескина-старшего увлечь своим интересом к современному английскому искусству. Именно Рескины стали «открывателями» Джона Тернера (1775—1851) — блестящего английского пейзажиста, чья оригинальность не была оценена воспитанными на академической живописи
Аге 1оп§а/
1 2/Лектор и его лекции
зрителями и критиками. Еще в семнадцать лет Ре-скин написал небольшое сочинение, в котором защищал новое современное искусство, провозвестником которого, по его мнению, и был Тернер; занятия историей искусства, коллекционирование, внимательное изучение художественной жизни привели к расширению и дополнению этого юношеского сочинения, и в 1843 году публике был представлен первый том будущего пятитомного труда «Современные художники» (Моёет Рштегз). Именно здесь был сформулирован тот эстетический принцип, который в «Лекциях» подается уже как аксиома: искусство есть в первую очередь показатель зрелости общества, индикатор политического и социального развития нации, отражение этических устоев. Именно здесь закладывается и основа эстетики Рескина — синтез античной гражданственности (отсюда отсылки к Платону в «Лекциях»), идей просветительства и романтического, доходящего до пантеизма восхищения природой. Он заявляет, что прототип и критерии красоты возможно отыскать только в дикой природе, поскольку «только она является ничем не обезображенной и не оскверненной». Таким образом, Джон Рескин — основоположник западной культурной традиции охраны природы, первый «зеленый». И хотя Рескина иногда представляют запоздалым теоретиком романтизма, он
Агь 1опёа/
Лектор и его лекции/1 3
будет требовать от художников документальной точности, «портретности» и в пейзаже горного массива, и в изображении отдельного растения. Это сочетание романтического обобщения и реалистичности детали он находил в романах Вальтера Скотта и позднее найдет в картинах прерафаэлитов.
В 1845 году Рескин отправляется в Италию — в Лукку, Пизу, Флоренцию и Венецию. Во время путешествия он знакомится с итальянской религиозной живописью (образцы такого рода искусства были не столь распространены в протестантской Англии), которая произвела на него огромное впечатление, отраженное во втором томе «Современных художников» (1846). Кроме того, он обращает внимание на итальянскую архитектуру, сопоставляет ее с европейской и родной английской, сосредотачиваясь на месте архитектуры в пейзаже, — этому аспекту он уделял особое внимание при анализе работ Тернера. Пейзаж для него — «грандиозный инструмент духовной культуры». В результате появилась серия статей «Поэзия архитектуры, или Архитектура европейских наций, рассматриваемая в ассоциации с природными ландшафтами и национальным характером», в которых Рескин объясняет различие между европейскими регулярными и английскими романтическими пейзажными парками, закладывая осно-
Аг5 1опза/
1Чу Лектор и его лекции
вы ландшафтной архитектуры. Он считал — и укреплялся в этом убеждении, — что романтическая живописность — лишь попытка компенсировать уничтожение природы, а архитектура должна «рассказать нам о природе, захватить нас ее покоем, быть такой же торжественной, полной, богатой в использовании ее форм».
Соединение поэтики романтизма и интереса к архитектуре привело к увлечению Рескина готикой, отразившемуся в книге «Семь светочей архитектуры» (ТИе Зеуеп Ьашрз о/ АгсИИесШге, 1849). Выделенные здесь строгие критерии, призывы к «архитектурной честности» и функциональности в сочетании с идеей о природных формах декора оказались как нельзя кстати на волне «возрождения готики», тем более что автор последовательно развивал заложенные в «Современных художниках» и близкие викторианской публике тезисы об «универсальном языке» и отражении в искусстве нравственного состояния нации — то, что позже он назовет «политэкономией искусства». Постепенно Рескин становится признанным теоретиком искусства, авторитетнейшим искусствоведом, и эта репутация подкрепляется изданием им посмертного каталога работ Тернера (1851); одновременно упрочивается и литературная слава Рес-кина-поэта (сборник «Венецианские стихотворения-, 1851).
Л г. Ьшдо/
Лектор и его лекции/15
Идеи «Семи светочей» уже на итальянском материале были развиты в следующей крупной работе — трехтомнике «Камни Венеции» (Тке Зюпез о/ Уемсе, 1853), где автор пытался установить связь между венецианской архитектурой и историей и самим образом жизни этого города. Материал для книги Рес-кин собирал на протяжении двух лет во время итальянских поездок с женой (в 1848 году он женился на Эфимии Чалмерс Грэй). В книге содержалась апология «простоты в искусстве» и соответственно «простоты в жизни», приводящей к созданию ясных, совершенных и вечно восхищающих произведений — тезис «польза и красота», вдохновлявший и сторонников «средневекового социализма» в лице Уильяма Морриса*, и прерафаэлитов. Романтические идеи основателей «Братства прерафаэлитов» — Россетти, Миллеса, Ханта, Берн-Джонса — о пагубном влиянии пострафаэлевского академизма, о необходимости внимательного изучения натуры и строгом следовании «правде детали» полностью отвечали чаяниям Рескина и его оценке Возрождения как «фязного потока». К моменту появления «Кам-
* М о р р и с Уильям (1834—1896) — английский писатель, художник, художественный критик, книгоиздатель, общественный деятель социалистического толка. Основатель художественно-эстетического направления «Искусства и ремесла», ориентировавшего на отказ от массового производства и создание уникальных вещей.
Аге 1оп§а/
10/Лектор и его лекции
ней Венеции» его имя в общественном сознании уже прочно связывалось с прерафаэлитами — еще в 1851-м году в ответ на академическую критику выставки этой группы в «Тайме» появилась статья Ре-скина «Прерафаэлизм» (Рге-КарИае1Шзт), в которой он привлек внимание английской публики к новому художественному явлению, как раньше он сделал это по отношению к Тернеру.
После расторжения брака (кстати, в 1854 году Эфимия вышла замуж за прерафаэлита Д. Милле-са) Рескин увлекается проектами социальных преобразований в духе «средневекового социализма». Оказавшись под влиянием идей Карлейля* о решающей роли личности в развитии общества, он видит свою задачу в просвещении английской молодежи, в воспитании вкусов, в подготовке поколения, которому предстоит реформировать Англию. Опыт недолгого преподавания в лондонском 1\ии>чем колледже он обобщает в книге «Элементы рисунка» (1856), а прочитанный в 1857 году в Манчестере курс «Политическая экономия искусства» послужил основой книги «Радость навеки»; не прекращалась работа и над очередными томами «Современных художников».
В 1860 году, когда увидел свет последний пятый том, Рескин предлагает вниманию публики и сво-