Краткие сведения по истории психолингвистики.
Тема №1 - 2 ч - Определение психолингвистики как науки
По дисциплине
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ШколА ПЕДАГОГИКИ
«Психолингвистика»
Специальность:050715.65 «Логопедия»
План:
1. Предмет, цели и задачи психолингвистики.
2. Связь психолингвистики с другими науками.
3. Краткие исторические сведения по истории психолингвистики.
Психолингвистика- наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний.
Определение Глухова Вадима Петровича: Психолингвистика - наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.
Предмет ПЛ - речевая деятельность человека, ее содержание, структура, способы, формы, функции, а также средство осуществления – язык.
Цель ПЛ – рассмотрение механизмов порождения и восприятия речи в аспекте онтогенеза и коммуникации.
Объектом выступает человек как субъект речевой деятельности и носитель языка.
Взаимосвязь с другими науками. ПЛ возникла на стыке двух старейших отраслей научного знания - психологии и лингвистики (языкознания).
Место ПЛ в логопедии.
ПЛ логопедии дает следующие фундаментальные знания:
- представление о том, как и в каких условиях, осуществляется речевая деятельность, как формируется многоуровневая речевая система;
- обозначает суть понятий языковые и речевые способности;
- знания о языковой системе и о том, как используются знаки языка при осуществлении речевой и мыслительной деятельности, что важно при восстановлении речи при афазии, и не только. Эти знания позволяют понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения (не только ЗВПР, но и ЛГСР);
Все эти сведения позволяют расширить сферу логопедического воздействия, осуществляя комплексный подход при формировании и восстановлении речи.
Гриншпун Б.М. – «Задачи логопедической работы никогда не сводятся к устранению недостатков речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой способности – способности к осуществлению речевой деятельности».
Психолингвистика как наука возникла в начале 50-х годов прошлого столетия. К этому моменту уже существовали определенные представления о речи и языке многих лингвистов и психологов. Остановимся на некоторых наиболее важных суждениях.
Предшественником психолингвистики считается создатель научной лингвистики, немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт. Ему принадлежит идея определения речи как речевой деятельности и понимание языка как связующего звена между социумом и человеком.
В отечественной лингвистике известны труды ученого Потебни А.А. По его мнению, речевой акт - исключительно психическое явление, но язык вносит в него социальное начало (речевые традиции определенного народа).
Знаменитый отечественный лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ также считается предшественником психолингвистики. Это первый лингвист, который предпринял попытку описать уровни сложной речевой деятельности и исследовал детскую речь.
Швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр подчеркивал и проводил различение языка и речи, своими исследованиями оказал огромное влияние на развитие психолингвистики в 20 веке.
Щерба Л.В. продолжил исследования Б.де Куртенэ, Потебни и сформулировал 3 аспекта языка. Он писал о различении языка как системы и речевой деятельности, о процессах говорения и понимания, о социальной ценности языка.
Выготский Л.С. – первый психолингвист. Главная заслуга заключается в том, что он проник в тайну порождения речи, во всей сложности показал взаимодействие в этом процессе механизмов мыслительного, речевого и языкового действия, разложив его не «по элементам», а «по единицам, сохранившим свойства целого». Он предугадал дальнейшее развитие психолингвистики на несколько десятилетий вперед, и некоторые направления его исследований еще не получили дальнейшего развития.
А.А. Леонтьев является основоположником отечественной психолингвистики. Его заслугой является глубокий анализ психолингвистических трудов в зарубежной и отечественной науке и создание теоретической концепции речевой деятельности. Данный курс психолингвистики базируется на основных психолингвистических положениях А.А. Леонтьева.
Тема №2 – 2 ч.