Настоящее и будущее Союза независимых государств
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) – межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной
В Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 г в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование, заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и др. областях
21 декабря 1991 г. к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ
В 1993 г. к СНГ присоединилась Грузия
До ратификации парламентами действительного членства Азербайджан (до сентября 1993 г.) и Молдавия (до апреля 1994 г.) были ассоциированными членами СНГ.
Наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ
В августе 2005 г. Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя
Украина, Молдавия и Туркмения не ратифицировали Устав СНГ, т.е. формально они членами СНГ не являются
14 августа 2008 г. грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе из СНГ
В ряде структур СНГ в качестве наблюдателя участвует Монголия
Неассоциированный наблюдатель – Афганистан
В разные годы заявляли о своём намерении войти в СНГ власти ряд непризнанных самопровозглашенных государственных образований, автономных регионов, а также самостоятельных государств
Такие декларации, однако, не имели продолжения в виде практических шагов.
Заявления самопровозглашённых государственных образований – это элемент их борьбы за получение самостоятельности
Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям
Такие декларации делали:
26 декабря 1991 г. — Татарстан («Декларация о вхождении Республики Татарстан в СНГ»).
Декабрь 1991 и май 1992 гг. — парламент, март 1994 г. — президент Республики Крым.
Декабрь 1991 и август 1992 гг. — парламент Республики Абхазия, январь 1996, май 2006 гг. — президент Республики Абхазия.
Август 1993 г. — парламент Нагорно-Карабахской Республики.
Декабрь 1991, май 1992, январь 1993 гг. — парламент Приднестровской Молдавской Республики.
Январь 1994 и май 2006 гг. — президент Приднестровской Молдавской Республики.
Декабрь 1996 — президент, июль 1998 г. — парламент и президент Чеченской республики Ичкерия.
Февраль 1995 г. — президент Республики Сербская Краина в Хорватии.
11 апреля 1999 г. — президент Союзной Республики Югославия.
Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов
В нем все государства – члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. СНГ не обладает наднациональными полномочиями.
Содружество Независимых Государств (СНГ) занимает заметное место на геополитической карте мира
Территория государств – участников СНГ составляет около 16% суши, население – почти 5% мирового.
В странах Содружества добывается 13% мировой добычи нефти и 28% газа, вырабатывается 6% мирового производства электроэнергии, приходится 8% собираемого в мире зерна
Доля стран региона в мировом промышленном потенциале составляет 10%, а в запасах базовых видов природных ресурсов – около 25%
В 1993 г. был принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств:
обеспечение прав и свобод человека,
координация внешнеполитической деятельности,
сотрудничество в формировании общего экономического пространства в развитии систем транспорта и связи,
охрана здоровья населения и окружающей среды,
вопросы социальной и иммиграционной политики,
борьба с организованной преступностью,
сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
Созданы руководящие органы СНГ:
Совет глав государств,
Совет глав правительств,
Совет министров иностранных дел,
Межгосударственный экономический совет,
Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге
Постоянно действующий орган СНГ — Координационно-консультативный комитет в Минске
В 1993 г. был создан Экономический союз стран СНГ, но Украина сразу же отказалась в нем участвовать
В Таможенный союз СНГ вошли Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия
СНГ как надгосударственное образование имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами
Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты.
На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
Создана 7 октября 2002 г.
Входят: Россия, Армения, Белоруссия Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан
Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Благодаря этой организации, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии
4 февраля 2009 года на саммите в лидеры стран ОДКБ одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) в составе мобильных войск, вертолётной эскадрильи, фронтовой авиации
Коллективные силы оперативного реагирования используются для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
14 июня 2009 г. эти силы должны были быть созданы, но Белоруссия отказалась от участия в сессии по причине разгоревшейся «молочной войны» с Россией
2 октября 2009 г. Белоруссия присоединилась к соглашению о КСОР на основании заявления Президента РБ о том, все процедуры по подписанию документов о КСОР на сегодняшний день завершены
Учения сил оперативного реагирования ОДКБ "Взаимодействие-2012" прошли 15-19 сентября 2012 г. в Армении.
Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ)
В состав Совета входят главы государств-членов
Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей
Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики
Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации
Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету
В настоящее время им является Николай Бордюжа
Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
Целями и задачами ОДКБ является защита общекультурного, экономического и территориального остаточного постсоветского пространства (СНГ) совместными военными методами армий и вспомогательных подразделений министерств и ведомств стран участниц СНГ от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба
В своей международной деятельности ОДКБ отдает приоритет взаимодействию с политическими структурами ООН
ОДКБ включена в состав Постоянного комитета, учрежденного для координации усилий ООН и региональных организаций
Установлены официальные контакты с Контртеррористическим комитетом (КТК) Совета безопасности ООН, а с Исполнительным директоратом КТК прорабатываются вопросы конкретного сотрудничества.
Налажено взаимодействие с Управлением ООН по наркотикам и преступности
ОДКБ активно взаимодействует с ОБСЕ и ее подразделениями - Антитеррористическим управлением, Форумом по сотрудничеству в области безопасности, Центром по предотвращению конфликтов
Основные направления сотрудничества:
Внешнеполитическая деятельность
Военно-политическое сотрудничество, коллективные силы быстрого развертывания
Координация работы по противодействию новым вызовам и угрозам
Сближение национальных законодательств государств-участников ОДКБ
Совершенствование деятельности ОДКБ
Военно-техническое сотрудничество
Страны, входящие в ОДКБ, имеют разные взгляды на цели и задачи данной организации
Россия видит в организации стратегическую базу на важнейших направлениях реализации национально-государственных интересов
Союзники рассматривают Россию как страну, которая будет за них воевать не только в случае внешней агрессии, но и в случае внутренних конфликтов
Для Белоруссии единственный возможный потенциальный противник — страны НАТО
Для Армении единственным потенциальным противником является Турция (с Азербайджаном армяне справятся)
Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан потенциальными противниками видят Китай и исламских террористов
Казахстан и Узбекистан с распада СССР находятся в состоянии конфронтации по поводу лидерства в Центральной Азии.
Киргизия и Таджикистан просто боятся мощного соседа с быстрорастущим населением, который воздействует на эти маленькие и слабые страны через узбекское этническое меньшинство
Для Узбекистана главным врагом после Андижана стали США
Правда, в последнее время отношения с Западом стали восстанавливаться, а с Россией — охлаждаться
К противоречивости интересов добавляются чисто географические обстоятельства:
Черное и Каспийское моря делят территорию стран ОДКБ на три изолированных стратегических направления:
европейское (Россия и Белоруссия),
кавказское (Россия и Армения) и
центральноазиатское (Россия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан)
На двух из трех направлений кроме России имеется всего по одной стране.
Выдвигаются предположения о том, что России достаточно было бы заключить двусторонние соглашения о совместной обороне с Белоруссией и Арменией
В перечне рисков и угроз для государств-членов ОДКБ, особенно, центральноазиатских остро стоит афганская проблема
Проводимая в Афганистане операция НАТО "Неустрашимая сила" испытывает серьезные затруднения, прежде всего, в плане ликвидации террористических и прочих бандформирований на территории страны
Движение Талибан завоевывает все новые позиции на афганской территории, а при очевидной слабости коалиционных сил сопредельные государства региона вновь в любой момент могут оказаться один на один с агрессивными действиями талибов
Сохраняется реальная наркоугроза с афганской территории, поток афганских наркотиков в сопредельные государства имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему росту.
Серьезную озабоченность вызывает продвижение военной инфраструктуры НАТО непосредственно к внешним рубежам ОДКБ на западном направлении
Реализуется линия на внедрение и закрепление военно-политического присутствия североатлантического альянса и отдельных его государств, прежде всего, США в Кавказском регионе и Центральной Азии
Это попытка создать конкурирующие с ОДКБ региональные структуры по обеспечению безопасности и борьбе с терроризмом
Обнародованы планы создания в Центральной Азии некоего регионального координационного центра, который предлагается разместить в Бишкеке и который, при участии США, должен возглавить борьбу с терроризмом в Центральной Азии
По инициативе США и НАТО в регионе и для стран региона организуются различные конференции и семинары с приглашением для выборочного участия в них отдельных государств Центральной Азии.
По инициативе США и НАТО в регионе и для стран региона организуются различные конференции и семинары с приглашением для выборочного участия в них отдельных государств Центральной Азии
Последний пример - масштабная и скоординированная информационно-пропагандистская кампания против Республики Белоруссия, других государств на постсоветским пространстве
Противодействует всему этому ОДКБ прежде всего, дальнейшей консолидацией усилий государств-членов в военно-политической сфере, укреплением в формате ОДКБ союзнических связей, большей согласованностью действий.
Организация предпринимает необходимые усилия к дальнейшему укреплению политического взаимодействия, прежде всего в плане проведения мониторинга военно-политической обстановки в регионе и мире, своевременного выявления и предотвращения политическими средствами кризисных, конфликтных ситуаций.
ОДКБ занимает свою нишу в конфигурации международных отношений на постсоветском пространстве, располагая при этом рядом преимуществ:
Во-первых, это единственная в регионе военно-политическая структура безопасности, имеющая необходимый организационный, нормативный и политический инструментарий для противодействия существующим угрозам и вызовам.
Во-вторых, в ОДКБ наработан неплохой опыт практического сотрудничества в сфере внешней политики, борьбы с терроризмом и наркоугрозой
ОДКБ ведет линию и на активизацию своих рабочих связей с другими интеграционными структурами, действующими в евразийском регионе, прежде всего, с ЕврАзЭС и ШОС, с которыми интересы, цели и задачи Организации пересекаются и тесно переплетаются.
С преобразованием ОДКБ в полноценную региональную структуру безопасности ускорилось успешное встраивание ОДКБ в современную архитектуру международных отношений.
Евразийское экономической сообщество (ЕврАзЭс)
Начало было положено в 1992 г. созданием Таможенного союза СНГ, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия
В 1993 г. на его основе был создан Экономический союз стран СНГ, переименованный в 2000 г. в ЕврАзЭс, в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Армения, Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Китай
По причине возрастающей опасности превращения региона в район перманентной нестабильности из-за резкой активизации международного терроризма в 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка»
Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году
ШОС основана на базе «Шанхайской пятёрки» в 2001 году .
Приоритетные направления деятельности —
наращивание товарооборота между странами-участниками,
интеграция в финансовой сфере,
унификация таможенных и налоговых законов
Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС)
Существовало с 2004 г.
Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан
С октября 2005 г. объединено с ЕврАзЭс
Единое экономическое пространство (ЕЭП)
Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан
Существует с 23 февраля 2003 г.
В совместном заявлении президентов было объявлено о формировании Единого экономического пространства указанных государств
Было принято также решение об образовании Группы высокого уровня (ГВУ) по подготовке Соглашения о формировании ЕЭП.
На Группу высокого уровня была возложена задача по разработке организационно-правовых основ формирования ЕЭП и определения дальнейших шагов по интеграции экономик России, Беларуси, Казахстана и Украины
Участники Соглашения о формировании ЕЭП ставят перед собой выполнение следующих задач:
1. формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений;
2. неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;
3. унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;
4. гармонизация макроэкономической политики; создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
5. гармонизация законодательств в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику;
6. формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.
ГУАМ
Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия
Существует с октября 1997 г.
С 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан
Попытка освободиться от российского влияния
Фактически бездействует
Учреждение ГУАМ состоялось 10 октября 1997 года, в Страсбурге во время Саммита Совета Европы.
Страсбургское Коммюнике формально закрепило постепенное политическое сближение и практическое углубление сотрудничества между странами во многих областях как на международной арене, так и в двусторонних отношениях.
В основу создания Объединения было положено намерение стран ГУАМ
разработать новые действенные механизмы кооперации,
восстановить в значительной мере ослабленные экономические связи,
укрепить климат дружеских взаимоотношений,
направить их на гармонизацию процессов экономического развития на пространстве бывшего Советского Союза
В 2004 г. в Киеве была учреждена Парламентская Ассамблея ГУАМ
Успешно выполняется Рамочная программа ГУАМ-США.
Объединение придает важное значение налаживанию сотрудничества с ЕС
23 мая 2006 года состоялся Киевский Саммит ГУАМ с участием Президентов Азербайджана, Грузии, Молдова и Украины
18 и 19 июня 2007 г. в Баку был проведен Второй саммит Организации за демократию и экономическое развитие под лозунгом: «ГУАМ: объединяя континенты»
В рамках этого саммита состоялись очередные заседания Совета глав государств, Совета министров иностранных дел, встречи ГУАМ — США, ГУАМ — Япония, ГУАМ — Польша, заседание Совета национальных координаторов, совместные заседания руководителей отраслевых министерств и ведомств
Совет глав государств провел свое заседание в расширенном формате.
В нём приняли участие президенты Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, Грузии Михаил Саакашвили, Украины Виктор Ющенко и премьер-министр Республики Молдова Васил Тарлев, а также, в качестве гостей — главы государств, министры и политические деятели из Литвы, Польши, Румынии, Болгарии, Эстонии, Латвии, США, Японии, ОБСЕ, ОЧЭС, ЮНЕСКО, главы дипломатических представительств, аккредитованных в Азербайджане
Совет подписал Бакинскую декларацию «ГУАМ: Объединяя континенты»
Особое внимание в ней было уделено вопросам энергетической безопасности, использованию транзитного потенциала стран-членов, а также вопросам по борьбе с международным терроризмом, агрессивным сепаратизмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью.
Также были определены перспективы развития сотрудничества в гуманитарной сфере, в том числе в области культуры, образования, здравоохранения, молодежных обменов, туризма и спорта до 2010 года, в связи с чем был подписан Протокол о сотрудничестве в области культуры на 2007—2010 годы
Советом была принята Стратегия развития отраслевого сотрудничества ГУАМ, которая призвала придать стимул эффективному взаимодействию государств-членов по соответствующим направлениям
В ознаменование 10-летнего юбилея ГУАМ 19 июня 2007 года в Баку прошла научно-практическая конференция на тему «ГУАМ в регионе и в мире»
Председательство в организации от Украины перешло к Азербайджанской Республике
Очередное заседание было решено провести в Тбилиси (Грузия) в июне 2008 года.
30 июня — 1 июля 2008 г. в Батуми (Грузия) состоялся Третий саммит ГУАМ. Молдавия была представлена не главой государства или правительства, а министром внутренних дел
Снижение интереса к организации сказалось на том, что после 2007 главы государств-членов ГУАМ на саммиты в полном составе не собирались
Во время саммита обсуждался вопрос о создании совместного миротворческого батальона ГУАМ
Однако, по словам президента Молдавии В. Воронина, это решение позже было заблокировано:
«Я сказал им: кончайте с этими играми. Слава Богу, решения в ГУАМ консенсусом принимаются, и когда мы отказались подписать документ, эта идея в итоге лопнула».
Содружество демократического выбора (СДВ)
Грузия, Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения
Существует со 2 декабря 2005 г.
Инициаторами создания выступили В. Ющенко и М. Саакашвили
В декларации о создании сообщества отмечается:
«участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ»
Эта организация объединила страны, стремящиеся в НАТО и ЕС и не желающие оставаться под влиянием России.
Цели СДВ:
Развитие и утверждения демократии, учитывая "тот факт, что разные страны и сообщества, которые находятся в поле зрения СДВ, пребывают на разных этапах демократического развития"
Сотрудничество с международными организациями, гражданским обществом и правительствами по координации поддержки новых и появляющихся демократических обществ
Намерены реагировать на угрозу демократическому развитию общества, которыми среди прочего являются коррупция, организованная преступность, терроризм.
Неформальный саммит глав государств СНГ прошел 15 мая 2012 г. в Москве
В саммите приняли участие Президент РФ Владимир Путин, Президент Азербайджана Ильхам Алиев, Президент Армении Серж Саргсян, Президент Белоруссии Александр Лукашенко, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, Президент Молдавии Николай Тимофти, Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, Президент Украины Виктор Янукович и Президент Узбекистана Ислам Каримов
В.ПУТИН:
У нас, к счастью, сохранились тесные экономические, межрегиональные, культурные, гуманитарные связи.
По сути дела, мы эффективно функционировать, развиваться в отрыве друг от друга не можем
Сейчас перед нами схожие задачи по модернизации экономики, противодействию новым вызовам и угрозам, в работе по формированию более справедливого устройства мирового порядка
Опираясь на столь прочный фундамент нашего многопланового сотрудничества, в последнее время мы немало сделали для укрепления собственно СНГ и других интеграционных структур на постсоветском пространстве, имея в виду и наш Договор о зоне свободной торговли, Таможенный союз, Единое экономическое пространство и другие наши направления, такие как ОДКБ, Союзное государство между Россией и Белоруссией и так далее.
Среди перечисленных региональных объединений, отличающихся по формату, характеру задач и глубине интеграции, Содружество занимает особое место как организация, объединяющая самый представительный состав участников
С учётом этого приоритетное значение имеет дальнейшая интенсивная совместная работа с вами по формированию в рамках СНГ интеграционного экономического и политического объединения, обеспечивающего эффективное развитие каждого из его участников
На пути к достижению этой стратегической цели Содружеству предстоит решить много конкретных практических вопросов, касающихся, в частности, создания общего экономического и гуманитарного пространства, совершенствования системы региональной безопасности, повышения международного авторитета нашего объединения.
Г.БЕРДЫМУХАМЕДОВ:
Туркменистан искренне дорожит отношениями дружбы и сотрудничества с государствами СНГ и заинтересован в расширении и укреплении наших традиционных связей как на двусторонней, так и многосторонней основах
Наши приоритеты не ограничиваются рамками двусторонних связей
Сегодня также необходимыми являются и более широкие форматы нашего сотрудничества
Такое видение служит для нас основой при выдвижении предложений по созданию транспортно-торговых коридоров, которые способны оказывать именно позитивное влияние на развитие экономики наших стран.
Транспортная инфраструктура Туркменистана могла бы стать при этом, конечно, важным звеном таких маршрутов с учётом больших потенциальных возможностей реализуемых ныне проектов по направлениям север – юг и восток – запад, а также перспективы выхода на рынки Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии
В.ЯНУКОВИЧ:
Мы продолжаем всесторонний анализ возможных приемлемых форматов нашего участия в СНГ
Перспективным может быть на данном этапе взаимодействие между Украиной и странами Таможенного союза непосредственно на секторальном уровне, прежде всего в сферах энергетики, машиностроения, высоких технологий, а также в контексте унификации технических регламентов.
Очень важным будет подписание Договора о создании зоны свободной торговли
Сотрудничество прежде всего должно основываться на принципе равенства всех государств – участников Содружества
Мы исходим из необходимости поиска такой модели, которая бы учитывала национальные интересы как нашей страны, так и стран – членов этих новых объединений
Мы рассчитываем также, что именно Содружество Независимых Государств останется той общей площадкой, которая позволит нам эффективно развивать многостороннее сотрудничество с учётом интересов всех государств-участников и отдельных стран в Таможенном союзе, ЕврАзЭСе, Евразийском экономическом пространстве.
Украина в 2013 году должна председательствовать в СНГ
Я обращаюсь к вам, моим коллегам, отнестись с пониманием: Украина в 2013 году председательствует в ОБСЕ, и я прошу, чтобы следующее по очереди государство, может быть, я не знаю, в 2013 году взяло председательствование на себя, а в 2014 году – мы готовы выполнить эту почётную миссию.
Какое будущее ожидает Содружество?
Возможны такие варианты развития событий:
полная дезинтеграция союза — останутся лишь минимальные двусторонние связи;
дезинтеграция, сопровождаемая нарастанием конфликтов, приобретающих хронический характер;
постоянное исчерпание дезинтеграционных процессов, наращивание многостороннего сотрудничества, различные формы объединенияи, наконец,
политическое объединение государств СНГ (сначала России и Белоруссии, затем союз с Казахстаном, Киргизией и Арменией, а потом и с большинством республик)
Полная дезинтеграция стран СНГ может способствовать распаду России
Может начаться своего рода "выпадение" из России целых регионов: Татарстана, Башкортостана, Якутии, Красноярского и Приморского краев, Калининградской области.
Сегодня принципиально важным является вопрос, в каком контексте рассматривать будущий статус СНГ:
как государство Европы - идея, основывающаяся на принадлежности России к одной пространственной общности с романо-германскими странами,
как Евразийское государство или же
как отдельную геополитическую систему (с учётом её внешних связей)
Внутри Содружества независимых государств наблюдаются противоречивые тенденции — как центробежные, так и центростремительные
По кардинальным вопросам СНГ не выступает с единых позиций, например, относительно продвижения НАТО на Восток или противостояния американской противоракетной обороне
Внутри Содружества нет стратегического единства, есть только тактические союзы.
В первом пакете документов, подготовленных и принятых главами СНГ (1991—1992), были четко обозначены: единое экономическое, правовое, военно-оборонное пространство, общая валюта.
Это было обусловлено работавшей тогда еще союзной промышленностью, действовавшими технологическими связями, цепочками разделения труда во всех основных отраслях
Но вектор развития СНГ был задан в другую сторону Российское руководство упустило шанс стать центром, ядром, естественным стержнем Содружества
В последующие годы в связи с распадом экономик всех без исключения стран СНГ шансов укрепить его на прежних основаниях оставалось все меньше
Причины утраты естественного лидерства России — в бесконечной политической борьбе в ее верхах, криминализации экономики, беспрестанных выборных кампаниях, расколе российской политической элиты и др.
Сейчас объединить участников СНГ могла бы некая общая для всех внешняя или внутренняя угроза или идея, близкая всем без исключения участникам объединения, а также общий для всех экономический интерес, который сулит каждому реальную практическую отдачу, выигрыш, прибыль.
Реальным центром притяжения может быть динамичное, процветающее государство — региональный лидер, экономическая модель развития которого кажется соседям привлекательной, и они естественным образом начинают к нему тяготеть
На смену постсоветским лидерам независимых государств на территории бывшего СССР приходят новые люди, часто представляющие и отстаивающие интересы не только своего народа или народов, проживающих на территории республики, но и сопредельных или дальних государств
Актуальная ситуация ставит перед каждым государством и каждым народом (и особенно перед государствами и народами, входившими ранее в геополитический блок, противоположный атлантическому Западу) насущную альтернативу
либо интеграция в единое Большое Пространство под руководством атлантистов,
либо организация нового Большого Пространства, способного противостоять последней сверхдержаве.
Реальным фактом по-прежнему остается восточно-славянский треугольник, то есть пространство интенсивных связей и особых отношений между Россией, Украиной, Белоруссией и их народами
В значительной степени сохранились желание поддерживать гуманитарные связи, равно как и притяжение объективно более мощной российской культуры и русского языка.