Россия в глобализирующемся мире

Лекция 3. Экономическая, политическая и культурная ситуация в современной России

 

1. Россия в глобализирующемся мире

2. Экономическая ситуация в современной России

3. Политическая ситуация в современной России

4. Культурная ситуация в современной России

 

 

Россия — уникальная страна, наследница великих геополитических устремлений народов и территорий прошлого.

Многие политические структуры были поглощены Россией и стали частью геополитических векторов, передали свое видение экспансии в направлении внутрь России и вне России. Сложились крупные геополитические зоны влияния там, куда Россия наступала и там, где Россия отступала.

Российская Федерация расположена севернее и восточнее своих предшественников – СССР и Российской Империи. Большая часть страны непригодна для земледелия, остальная часть находится в зоне так называемого «рискованного земледелия». Множество рек и горных цепей, особенно на юге и на востоке страны. Уральский горный хребет разделяет западную и восточную часть страны, является и психологической преградой в осознании страны как «России и чего-то еще за Уралом», и преградой экспансии на восток.

В современном мире только два государства располагают соответствующими ресурсами для проведения геополитического проектирования в направлении пересмотра существующих геоконструкций в региональной политике – это США и Россия. Но если США так и не смогли гарантировать мирное существование и безопасность ни одной стране и ни одному региону, где проводили военную политику, то Россия всегда выступает в роли гаранта безопасности и мира.

На севере и на востоке Россия – геополитически завершенное образование, границы которого совпадают с границами береговой линии. Российская Федерация «зажата» между основными центрами силы и геополитическими центрами мира: Европой, Ближним Востоком и Китаем, что позволяет враждебным силам моделировать и провоцировать конфликты на протяженности всей границы России. Польза от такого расположения тоже есть – использование России как дешевого транзитного коридора между всеми этими центрами, но это не используется правительством России в полной мере.

Россия принадлежит к наименее населенным странам (плотность населения – 8,5 человека на 1 кв. км). Имея 3% населения мира, Россия располагает 13% территории и около 40% ресурсов Земли. В условиях сохранения существующей социально-экономической модели мира вероятность экспансии развитых стран на территорию России будет возрастать. Потребляя 18% мировых коммерческих энергоресурсов, Западная Европа располагает лишь 7% доказанных запасов угля, 7% запасов нефти и 4% запасов газа.

Сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения РФ в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.

Геополитический анализ позволяет выявить ряд серьезных угроз оптимальному развитию России, которые будут исходить извне.

Негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий, глобальное информационное противоборство.

Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма.

Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности.

Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды. Возможности Российской Федерации по укреплению ее влияния на мировой арене расширили: переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, ресурсный потенциал России, прагматичная политика его использования.

Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии.

Это сфера и российских национально-государственных интересов.

К обострению существующих и возникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов могут привести: критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, не контролируемое государствами распространение обычных вооружений, конкурентная борьба за ресурсы, увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия, последствия мировых финансово-экономических кризисов.

Для России неприемлемы планы продвижения военной инфраструктуры НАТО к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права.

Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом.

В качестве приоритетов останутся достижение новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.

Россия предпримет все необходимые усилия на наименее затратном уровне по поддержанию паритета с Соединенными Штатами Америки в области стратегических наступательных вооружений.

Основанный США “новый мировой порядок” нуждается в стабильности, позволяющей сохранить ведущую роль США и их союзников в обозримом будущем

США опасаются утратить свою гегемонию в мире вследствие растущей конкуренции со стороны двух мощных экономических мегаблоков – в Западной Европе и АТР

В докладе Национального разведывательного совета США “Контуры мирового будущего”, подготовленном по заказу Центрального разведывательного управления и изданного в 2005 г., утверждается, что “в процессе формирования мирового будущего у США появится много возможностей расширить свои преимущества”

На ближайшее десятилетие США поставили себе задачу не допустить появления среди великих держав противника с военной мощью, подобной мощи Советского Союза

В нашу эпоху геополитическая защищенность страны связана не только с еесобственной способностью к самозащите, но и с оценкой ее значимости, ценности со стороны других влиятельных субъектов мировой геополитики.

Запад заинтересован, с одной стороны, в том, чтобы Россия и дальше оставалась в фарватере его политики, а с другой – в том, чтобы ее возросшая национальная сила не бросила в очередной раз вызов Западу.

Запад считает, что она должна быть достаточно сильной, чтобы контролировать собственную территорию, и достаточно слабой, чтобы проводить свою политику на международной арене.

Геополитику Запада по отношению к России можно определить тезисом: “Интересы России должны быть ограничены ее собственными границами”.

Одна из главных целей, стоящих в настоящее время перед Россией, — подтвердить свой статус великой державы (или супердержавы) в иерархии стран и народов в современном мировом сообществе по важнейшим экономическим, социальным, политическим, культурным, технологическим и иным параметрам.

После распада СССР и образования новых независимых государств перед Западом открылись новые долгосрочные геополитические перспективы проникновения в районы Закавказья, которые прежде были недоступны.

Особую активность проявляют США. Они объявили Закавказье зоной своих жизненных интересов.

Свою политику в Закавказье проводят страны – члены ЕС. Евросоюз реализует проект TRASECA, предусматривающий оказание финансового и технического содействия странам Закавказья и Центральной Азии в создании транспортного коридора Европа – Черное море – Закавказье – Каспийское море – Центральная Азия. Ключевое значение придается экспортному нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.

В советский период Кавказский регион играл важную, но не главенствующую роль в геополитических и геостратегических планах руководства государства. Он не был в центре внимания и других ведущих стран мира. Положение изменилось в конце XX – начале XXI столетия.

Причины возрастания геополитического значения Кавказского региона

1. Кавказ стал рассматриваться как огромная кладовая природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья. Данные об исключительно больших запасах нефти и газа в этом регионе появились как раз в период, предшествующий распаду СССР.

2. Регион может стать важным транснациональным транспортным узлом по линии “Восток – Запад” и “Север – Юг”.

3. Кавказ с геополитической точки зрения – самое уязвимое место России.

На Кавказе действуют сепаратисты, крепки позиции исламского фундаментализма, тлеют и вспыхивают очаги межнациональных конфликтов. Отсюда исходит угроза терроризма для всей России. Новые государства Закавказья ориентируются на Запад и южных соседей, дистанцируясь (правда, в разной степени) от России.

4. Кавказ может стать скрепляющим звеном “евразийского пояса нестабильности”, охватывающего пространство от Балкан до Гималаев.

5. Кавказ превратился в один из важнейших центров мировой политики, где соседствуют и сталкиваются локальные, региональные и глобальные интересы.

На Кавказе брошен геополитический вызов России как государству. Те силы, которые противодействуют России сейчас, поставили цель – дестабилизация ситуации в России, особенно на Северном Кавказе, прекращение российского влияния на постсоветском пространстве и, в дальнейшем, переход к разложению евразийского пространства в рамках самой Российской Федерации.

Российская Федерация заинтересована в стабильности на своих южных границах, в становлении и упрочении государств Закавказья, дружественных России, политически и экономически ориентированных на нее. России выгодно сотрудничество с США и другими странами Запада в деле обеспечения мира и стабильности на Кавказе.

Геополитические задачи Российской Федерации на Северном Кавказе:

• разработать четкую жизнеспособную концепцию деятельности федеральных властей в Северокавказском регионе.

• не допускать кровавых междоусобиц в регионе, столкновений проживающих там народов;

• активно решать социально-экономические задачи;

• в полной мере использовать политические, экономические, гуманитарные и иные пути для окончательного урегулирования конфликта в Чечне.

К концу ХХ в. стало очевидно, что новым «Мировым океаном» все более становится Тихий океан.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) по многим показателям вышел на доминирующие позиции в мире. 60% мирового промышленного производства, половина мировой торговли, стабильные, значительно превышающие среднемировые темпы роста ВВП.

Суммарная экономическая мощь Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), включающего Японию, Китай, Австралию, Новую Зеландию, Тайвань, Южную Корею, Сингапур, равна суммарной экономической мощи США и ЕС.

По прогнозам, к 2015–2020 гг. на этот регион будет приходиться 50% всего мирового валового национального продукта (ВНП).

В АТР все очевиднее проявляются тенденции к складыванию качественно нового феномена: геополитическое образование все больше приобретает черты экономического, политического и военно-стратегического сообщества.

Ситуация, когда развитие одних государств обусловливает экономический рост других, – важнейший геополитический, геоэкономический, геостратегический фактор глобального значения. В начале 1990-х гг. правительство Соединенных Штатов Америки декларировало приоритет своих тихоокеанских интересов перед атлантическими.

Китай, Япония и Индия находятся на пути превращения в центры силы мирового значения

Процесс разносторонней интеграции АТР продвигается вперед прежде всего благодаря усилиям Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества – АТЭС

АТЭС превратилось в механизм выработки региональных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности, налаживания экономического сотрудничества на региональном уровне

Большим препятствием на пути установления активных экономических связей, а тем более сотрудничества России с дальневосточными соседями являются малонаселенность, отдаленность, труднодоступность, суровый климат российских территорий, прилегающих к Тихоокеанскому побережью

В начале XXI в. наибольшее значение для России в Дальневосточном регионе имеют отношения с Китаем

Удалось урегулировать приграничные проблемы и создать условия для долгосрочных отношений стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества

Самостоятельной силой и мировым центром становится Китай

К 2020 г. по ВНП Китай может сравняться с США, а его военный потенциал составит почти половину американского

Япония в экономическом плане почти догнала США

Из ста самых крупных банков мира 29 являются японскими – это больше, чем число американских, французских и германских, вместе взятых

Все больший вес приобретает Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – субрегиональная политико-экономическая организация, в которую входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней

Предполагается осуществить ряд проектов:

  1. Освоение нефтяных и газовых месторождений российского Дальнего Востока, Сибири и Северо-Западного Китая и сооружение на территории Северо-Восточной Азии сети нефте- и газопроводов, а также линий электропередачи

2. Использования возможностей России по сокращению времени доставки товаров из Японии и Южной Кореи в Европу (с 25 до 12 дней);

соединение Транссибирской и Транскорейской магистралей;

коренная перестройка всей сибирской транспортной инфраструктуры;

строительство тоннелей от Хоккайдо на Сахалин, с Сахалина на материк и модернизация Транссиба и БАМа;

3. Решение вопроса об обеспечении рабочей силой регионов российского Дальнего Востока для хозяйственного освоения его малонаселенных территорий;

4. Продвижение отечественных технологических и научных разработок, к которым дальневосточные соседи России проявляют интерес

Главная геополитическая проблема Российской Федерации состоит в том, что Россия – евразийская держава только с географической и политической точек зрения

С демографической и экономической позиций она европейская страна

1. России важно активно участвовать в процессах азиатско-тихоокеанской интеграции в интересах поднятия экономики Сибири, Дальнего Востока и страны в целом

2. России в целях обеспечения национальной и региональной безопасности важно развивать военно-политические и стратегические отношения с партнерами по АТР по принципу “безопасность через сотрудничество в развитии”

3. России необходимо адаптировать свою социально-экономическую и финансовую политику к параллельному сотрудничеству с двумя интеграционными группировками – Евросоюзом и формирующимся объединением в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом

4. В стратегическом отношении России важно выполнить свою евразийскую функцию связующего и объединяющего экономического, финансового, информационно-культурного и цивилизационного пространства между Европой и Азией

Основными инструментами российского сотрудничества с АТР стали региональные организации, такие, как “Сибирское соглашение”, Байкальский экономический форум и другие, а во внешнем плане такая роль все больше переходит к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)

Активизация азиатской политики укрепляет внешнеполитические позиции России на западном направлении

Если Китай намерен будет изолироваться в рамках системы "большой китайской экономики" и не склонится к большой евразийской коалиции, России, может быть, придется сориентироваться в альтернативном направлении

Россия, как страна с многозначным цивилизационным кодом, может развернуть свой геополитический потенциал на Запад

С исчезновением Восточной Европы большинство славянских стран утратило свою специфическую культурную и геополитическую нишу. Сегодня славянские народы должны отдавать себе отчет в том, что их цивилизационный и культурный статус меняется. Если Восточная Европа была преимущественно системой славянской гегемонии, то Центральная - германской Народы, входящие туда сейчас, ожидает статус маргиналов.

Россию воспринимают с уважением, считаются с ней только тогда, когда она сильна и твердо стоит на ногах.

Россия практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику

Объективную оценку положения России в современном мире дал Путин В.В. в статье «Россия и меняющийся мир».

Мы, несомненно, продолжим активный и созидательный курс на укрепление всеобщей безопасности, отказ от конфронтации, на эффективное противодействие таким вызовам, как распространение ядерного оружия, региональные конфликты и кризисы, терроризм и наркоугроза

Сделаем все, чтобы обеспечить получение Россией последних достижений научно-технологического прогресса, а нашим предпринимателям — достойное место на глобальном рынке

Будем стремиться к тому, чтобы формирование новой системы мироустройства, основывающегося на современных геополитических реалиях, происходило плавно, без ненужных потрясений

К числу важнейших постулатов относятся неделимый характер безопасности для всех государств, недопустимость гипертрофированного применения силы и безусловное соблюдение основополагающих принципов международного права

Пренебрежение всем этим ведет к дестабилизации международных отношений

Беспокоит то, что хотя контуры наших «новых» взаимоотношений с НАТО еще окончательно не прорисовались, альянс уже создает «факты на земле», которые отнюдь не способствуют формированию доверия

Это расширение НАТО, включающее размещение новых объектов военной инфраструктуры, и планы альянса (с американским авторством) по созданию системы ПРО в Европе

В свою очередь, такое ведение дел бьет рикошетом по задачам глобального масштаба, мешает закрепить позитивную повестку дня в международных отношениях, тормозит их конструктивную переналадку

Череда вооруженных конфликтов, оправдываемых гуманитарными целями, подрывает освященный веками принцип государственного суверенитета

В международных отношениях образуется еще один вакуум — морально-правовой

Часто говорят — права человека первичны по отношению к государственному суверенитету

Но когда при использовании этого положения легко нарушается государственный суверенитет, когда права человека защищаются извне и на выборочной основе — и в процессе «защиты» попираются такие же права массы людей, включая право на жизнь, — речь идет об элементарной демагогии

Важно, чтобы ООН и ее Совет Безопасности могли эффективно противостоять диктату со стороны ряда стран и произволу на международной арене

Никто не вправе присваивать себе прерогативы и полномочия ООН, особенно в том, что касается применения силы в отношении суверенных государств

Речь прежде всего о НАТО, пытающемся взять на себя несвойственные для «оборонительного альянса» функции. Все это более чем серьезно

Мы помним, как тщетно взывали к правовым нормам и элементарной человеческой порядочности государства, ставшие жертвами «гуманитарных» операций и экспорта «ракетно-бомбовой демократии»

Их не слышали и не хотели слышать

Американцы одержимы идеей обеспечить себе абсолютную неуязвимость, что утопично и нереализуемо как в технологическом, так и в геополитическом плане

Абсолютная неуязвимость для одного означала бы абсолютную уязвимость для всех остальных

С такой перспективой невозможно согласиться

Сама логика такого поведения весьма опасна, вызывает дальнейшую разбалансировку всей системы международной безопасности, подрывает авторитет и центральную роль ООН

В странах, непосредственно прошедших через «арабскую весну», как ранее в Ираке, российские компании теряют наработанные десятилетиями позиции на местных рынках, лишаются довольно крупных коммерческих контрактов

А освободившиеся ниши заполняются экономическими операторами тех самых государств, которые приложили руку к смене правящих режимов

Может возникнуть мысль, что сами трагические события в определенной степени были простимулированы не заботой о правах человека, а чьей-то заинтересованностью в переделе рынков

События показывают, что стремление внедрить демократию с помощью силовых методов может — и зачастую приводит к абсолютно противоположному результату

Со дна поднимаются силы, в том числе и религиозные экстремисты, которые пытаются изменить само направление развития стран, светский характер их управления

«Арабская весна» также ярко продемонстрировала, что мировое общественное мнение в нынешнее время формируется путем самого активного задействования продвинутых информационных и коммуникационных технологий

Интернет, социальные сети, мобильные телефоны и т.п. превратились — наряду с телевидением — в эффективный инструмент как внутренней, так и международной политики

В ходу все чаще и такое понятие, как «мягкая сила» — комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия

К сожалению, нередко эти методы используются для взращивания и провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирования общественным сознанием

Мы предлагаем признать право Ирана на развитие гражданской ядерной программы, включая право обогащать уран

Но сделать это в обмен на постановку всей иранской ядерной деятельности под надежный и всесторонний контроль МАГАТЭ

Не менее серьезная ситуация складывается вокруг корейской ядерной проблемы

Пхеньян, нарушая режим нераспространения, открыто заявляет о своих претензиях на право обладания «военным атомом», уже дважды провел испытания ядерных зарядов

Ядерный статус КНДР для нас неприемлем. Мы неизменно выступаем за денуклеаризацию Корейского полуострова, причем исключительно политико-дипломатическими средствами, призываем к скорейшему возобновлению шестисторонних переговоров

Участившиеся случаи грубого и даже силового вмешательства извне во внутренние дела стран могут стимулировать те или иные авторитарные режимы (да и не только их) к обладанию ядерным оружием. Необходимо сделать все возможное, чтобы соблазн заполучить ядерное оружие ни перед кем не маячил. Для этого и самим борцам за нераспространение надо перестроиться, особенно тем, кто привык наказывать другие страны с помощью военной силы, не дав поработать дипломатии. Так было, например, в Ираке, проблемы которого после почти десятилетней оккупации лишь усугубились.

Если удастся искоренить стимулы, подталкивающие государства к обладанию ядерным оружием, то можно будет на основе действующих договоров сделать международный режим нераспространения по-настоящему универсальным и прочным

Для России это было бы крайне выгодно, поскольку мы активно работаем на международных рынках, строим новые АЭС на базе современных, безопасных технологий, участвуем в создании многосторонних центров по обогащению урана и банков ядерного топлива

Тревожит будущее Афганистана. Мы, как известно, поддержали военную операцию по оказанию международной помощи этой стране. Но международный военный контингент под эгидой НАТО не решил поставленных задач. Террористическая и наркоугроза, исходящая из Афганистана, не снижается. Объявив об уходе из этой страны в 2014 году, американцы занимаются созданием там и в соседних государствах военных баз без внятного мандата, целей и сроков их функционирования. Нас это, понятно, не устраивает. Россия имеет очевидные интересы в Афганистане. Афганистан — наш близкий сосед, и мы заинтересованы в том, чтобы эта страна развивалась стабильно и мирно. И главное — перестала быть главным источником наркоугрозы. Россия сталкивается с настоящей героиновой агрессией, наносящей огромный ущерб здоровью наших граждан.