Лекция 1. Глобальная история как наука

1. Современный мир как целостное образование

2. Глобализация, регионализация и стремление к национальному самоопределению в современном мире

Глобальная история – новое направление исторических исследований, которое в последние годы активно развивается за рубежом и в нашей стране. Почему возникает необходимость в развитии глобальной истории?

Традиционной исторической науке присущи некоторые общие ограничения. Во-первых, это ограничение пространственно-географическое: рассматривается история определенной ограниченной территории земной поверхности, а то и просто отдельной ее точки. Во-вторых, это ограничение временное: история города, государства, одной из цивилизаций или их группы по своей временной продолжительности несоизмеримо меньше не только истории человечества в целом, но и истории цивилизованного мира. Историю любого города, любой страны или цивилизации нельзя понять без ее связи с историями других городов, других стран и цивилизаций, которые влияют друг на друга и являются взаимозависимыми.

Например, историю России нельзя понять без знания истории Западной Европы, Арабского халифата, Византийской империи, Золотой Орды, Османской империи, Ирана, Китая, Индии и т.п.

Традиционная всемирная история — это прежде всего простая сумма историй отдельных государств, регионов и цивилизаций, и потому действительных связей между подобными отдельными историями, как правило, нет или они очень неполны.

Коренной недостаток существующей всемирной истории состоит в том, что в ней никак не отражено реальное, действительное единство человеческой истории, теснейшая взаимосвязь всех ее ветвей и подразделений.

Карл Ясперс (1883-1969) первым показал очевидное единство человеческой истории.«Это единство находит свою опору в замкнутости нашей планеты, которая в качестве пространства и почвы едина и доступна нашему господству, затем в определенности хронологии единого времени, пусть она и абстрактна, наконец, в общем происхождении людей, которые относятся к одному роду и посредством этого биологического факта указывают нам общность своих корней...

Существенная основа единства состоит в том, что люди встречаются в едином духе всеобщей способности понимания. Люди обретают друг друга во всеобъемлющем духе, который полностью не открывает себя никому, но вбирает в себя всех. С наибольшей очевидностью единство находит свое выражение в вере в единого Бога». Термин «осевое время» обозначает период в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне.

Ясперс датирует осевое время 800 — 200 годами до нашей эры.

Все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций.

Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование

Понятие «осевого времени» предполагает наличие синхронности множества исторических событий, относящихся к разным народам и разным цивилизациям.

Ясперс отмечает наиболее важные и сходные по смыслу и значению события и процессы в духовной сфере, почти одновременно происходившие в Китае, Индии, Иране, Палестине, Греции.

«Никто не может полностью понять, что здесь произошло, как возникла ось мировой истории.

Нам надлежит очертить контуры этого поворотного периода, рассмотреть его многообразные аспекты, интерпретировать его значение для того, чтобы на данной стадии хотя бы увидеть его в качестве все углубляющейся тайны».

Глобальная история исходит из единства исторического процесса, которое обусловлено тем, что этот процесс происходит на Земле с ее определенными природными условиями и в определенном смысле является продолжением развития единой биосферы.

Глобальная история — это единая, но многообразная история.

Она не является ни простой суммой историй отдельных этносов, народов, наций, ни тем абстрактно общим, что есть во всех этих историях.

Глобальная история является тесным переплетением, взаимодействием различных, разошедшихся, дифференцированных линий, нитей развития человеческого рода.

Глобальная история рассматривает сложное, многообразное, противоречивое единство различных обществ, государств, цивилизаций как живое, не поддающееся ранжированию, выстраиванию в ряды по степени "развитости" и "прогрессивности" целое.

Ибо развитие в одном направлении неизбежно сопровождается деградацией в другом, прогресс неразрывно связан с регрессом, а приобретение одного ведет к утрате другого.

В истории существуют своеобразные "законы сохранения": приобретение нового покупается ценой потери прежнего.

С этим связано бесконечное многообразие форм жизни, многообразие культур, которое демонстрирует история человечества, и возможно, что именно такое многообразие, рассматриваемое как целое, только и способно восстанавливать целостность человека.

Глобальным процессом была, например, неолитическая революция, территориальные границы которой невозможно точно определить.

Древнейшие из известных нам цивилизаций имеют между собой немало общего, и возникли они примерно в одну эпоху (IV-III тыс. до н. э.).

Глобальность представляет собой неотъемлемую сторону, необходимый аспект человеческой истории, присутствующий с самого ее начала.

Это является предпосылкой формирования глобальной истории как области исторического и философского знания.

Глобальная история дает возможность преодолеть ограниченность "европоцентризма" и "западоцентризма" в трактовке прошлого и настоящего.

Только подлинно глобальное видение исторического развития способновоссоздавать адекватную и целостную картину прошлого будущего, тем самым предохраняя нас от национализма, шовинизма, самолюбования, которые уже не раз приводили народы и цивилизация к катастрофам

Необходимость глобальной истории вытекает прежде всего из потребности преодолеть пространственные, временные и другие ограничения, присущие всем локальным историям и в значительной мере характерные для истории всемирной

Глобальная история не отрицает и не игнорирует все локальные истории, а базируется на них и интегрирует разделенные области исторического знания

Глобальность — это важная и неотъемлемая сторона исторического развития, которая наиболее очевидна в современную эпоху, но которая в иных формах существовала и прежде, вплоть до самих истоков человеческой истории

Синхронизация событий и процессов – важнейшая проблема глобальной истории

Синхронизация — временная упорядоченность, согласованность процессов и событий, локализованных в разных местах

В синхронизации проявляется единство, присущее историческому развитию, и она задает саму структуру глобальной истории

Синхронизация означает наличие разнообразных (явных или, неявных) связей и взаимодействий между различными, в том числе весьма отдаленными друг от друга частями мира

Синхронизация событий и процессов в разных точках пространства является необходимым условием возникновения волн изменений в обществе

Французский историк Фернан Бродель (1902-1985 гг.)

("Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв.")

не только указал на синхронизацию экономических, политических и социальных процессов, протекающих в различных частях земного шара, но и попытался определить структуры и механизмы, лежащие в основе этой синхронизации

Он констатировал удивительную согласованность колебаний цен на определенные товары, существовавшую в данную эпоху в различных, в том числе весьма удаленных, уголках мира

Гипотеза Броделя означает, что мировая рыночная система и мировое сообщество в целом в каждый момент своего существования и развития представляют собой активную среду, в которой распространяются волны изменения цен, потребностей, жизненных стандартов и т.п., а также волны технологических, социальных, политических и культурных сдвигов, изменений

Эту активную среду можно рассматривать также как единую сеть огромной протяженности

Глобальная история представляется проявлением взаимосвязанности, взаимовлияния и синхронизации процессов, протекающих в разных частях мира

В работе "Динамика капитализма" Бродель подчеркивал влияние синхронизации развития обществ с различной культурой и общественным строем на само возникновение и существование капитализма и европейской мир-экономики.

Бродель выявляет и подчеркивает роль гетерогенности и одновременно структурированности, упорядоченности той активной среды, в которой распространяются волны исторических изменений

Мир предстает единым, но чрезвычайно разнообразным, сложно организованным; все его части воспринимают импульсы, идущие из "центра" или "периферии", но воспринимают по-своему, не стирая и не уменьшая своих различий

Подобная картина характерна для всей мировой истории на всем ее протяжении

Синхронизация исторических событий, явлений и процессов является предпосылкой структурирования, т.е. определения структуры глобальной истории

Структурирование истории – выявление ключевых, центральных исторических процессов и соответствующих им периодов, которые глубоко повлияли на весь последующий ход истории, привели к последовательности выборов, предопределивших развитие человечества в определенном направлении

Речь идет о поиске своеобразного "ядра" или "оси" мировой истории, которые формируют ее структуру

Центральные звенья глобальной истории должны охватывать не один регион и не одну цивилизацию, а все регионы и цивилизации

Глобальная история не может протекать равномерно

Структурирование истории позволяет с более общих позиций понять характер и смысл эпохи, в которую мы живем, и даже отчасти предвидеть (в самых общих чертах) направление будущего развития

К. Ясперс описал в общих чертах структурирование мировой истории «осевым временем»

В период между 800 и 200 гг. до н.э.

«человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы

Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность

Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения

Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира...

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей

Во всех направлениях совершался переход к универсальности»

Ясперс объясняет также, почему осью мировой истории не могут быть такие действительно грандиозные повороты в истории отдельных цивилизаций, как возникновение христианства или ислама

«Христианская вера — это лишь одна вера, а не вера всего человечества

Недостаток ее в том, что подобное понимание мировой истории представляется убедительным лишь верующему христианину»

Структурирование всей мировой истории только одним осевым временем представляется явно недостаточным и неполным

Существуют волны глобального исторического развития протяженностью около полутысячи лет, причем началу и концу каждой из этих волн соответствуют важные исторические изменения и переломы

В.И. Пантин предлагает свою концепцию структурирования истории – чередование волн дифференциации и интеграции

Чередование волн дифференциации — интеграции распространяется на весьма значительный исторический период

Первый такой цикл - начало VIII в. до н.э. - конец II в. н.э состоит

из волны дифференциации, продолжавшейся около пяти веков (с начала VIII в. до н.э. приблизительно до конца IV в. до н.э.) и

волны интеграции, продолжавшейся также около пяти веков (с начала III в. до н.э. приблизительно до конца II в. н.э.);

полная продолжительность этого цикла составляет около тысячи лет

Второй такой цикл (с начала III в. н.э. до конца XIII в) состоит

из волны дифференциации, продолжавшейся около пяти веков (с начала III в. н.э. до конца VII в. н.э.) и волны интеграции, продолжавшейся около шести веков (с начала VIII в. до конца XIII в.); продолжительность этого второго цикла составляет около тысячи ста лет

Наконец, третий цикл (с начала XIV в. до настоящего времени) состоит из волны дифференциации, продолжавшейся около пяти веков (с начала XIV в. до конца XVIII в.) и волны интеграции, которая еще не завершилась и в разгар которой мы сейчас живем (с начала XIX в.)

Первый цикл (VIII в. до н.э. — II в. н.э.) в основном соответствует Античному периоду, причем рубеж IV — III вв. до н.э., разделяющий две волны этого цикла, отделяет эпоху расцвета Древней Греции от эпохи эллинистических государств и господства Рима

Второй цикл (III в. н.э. — XIII в. н.э.) в целом соответствует периоду упадка Рима и Средним векам, причем рубеж VII — VIII вв. н.э., разделяющий две волны этого цикла, отделяет эпоху Раннего Средневековья от эпохи Зрелого и Позднего Средневековья

Третий цикл (с XIV в.) соответствует эпохе Возрождения и Новому времени, а рубеж XVII — XIX вв. разделяет доиндустриальную и индустриальную эпохи

Середина каждой волны (для первого цикла это V в. до н.э. и I в. до н.э.. для второго цикла V в. н.э. и рубеж Х — XI вв., для третьего — XVI и рубеж XX — XXI вв.) почти точно совпадает либо с серединой очередного тысячелетия, либо со сменой тысячелетий

Она всегда отмечена высокой концентрацией важных переломных событий

Предпосылки существования глобальных циклов дифференциации — интеграции можно также обнаружить, например, в динамике такого важного показателя, как изменение численности населения Земли

Существенное замедление роста или даже уменьшение населения мира происходило в эпохи около 900 — 700 гг. до н.э., около 200 — 500 гг. н.э. и около 1300 — 1400 гг.

Начало очередной волны дифференциации сопряжено с замедлением роста населения, в то время как волнам интеграции соответствует стабильный бурный его рост

Известные длительные похолодания последних трех тысячелетий приходились на периоды середины I тысячелетия до н.э., середины I тысячелетия н.э. и середины II тысячелетия н.э.; на рубеже тысячелетий, напротив, происходили заметные потепления

Глобальные климатические изменения всякий раз способствуют развитию, распространению уже начавшихся сдвигов в обществе, т.е. делают эти сдвиги действительно глобальными, а не чисто локальными

Длительные похолодания способствуют дальнейшей интенсификации уже начавшихся поисков новых технологий и новых форм социально-политической организации, а длительные потепления способствуют временной стабилизации сложившихся форм хозяйства в рамках возникших мировых империй

В результате каждого из этих циклов международная экономическая и политическая система становится более обширной, более всеобщей и более связанной внутри

В результате первого цикла (волна дифференциации VIII — IV вв. до н.э., волна интеграции III в. до н.э. — II в. н.э.) в международную систему были включены не только Средиземноморье и Ближний Восток, но отчасти Китай и Индия

В результате второго цикла (III — XIII вв. н.э.) в формирующуюся международную систему были включены Северо-Западная Европа, Русь (Россия), Центральная Азия; образование в XIII в. обширной Монгольской империи, поддерживавшей тесные торговые и политические связи с городами—государствами Италии, а через них — со всей Западной Европой

В ходе третьего цикла (с XIV в.) формирование международной экономической и политической системы вышло далеко за пределы Евразии, включив в себя Новый Свет, Африку, Австралию и охватив весь мир

Около 500 г. до н.э. (пик волны дифференциации) число государственных образований в античном мире, благодаря преобладанию полисной организации в Средиземноморье, составляло не менее 150-200

В эту эпоху (середина I тыс. до н.э.) число самостоятельных государств и княжеств в Китае достигало нескольких десятков, то же самое относится в рассматриваемую эпоху и к Индии

К началу нашей эры (пик волны интеграции) число государств резко сократилось, прежде всего за счет поглощения большинства из них Римской державой в Средиземноморье, Ханьской империей в Китае, Кушанской империей в Средней Азии и Индии

В результате число государственных образований в тогдашнем цивилизованном мире не превышало 50 — 60

Новый перелом произошел в середине I тысячелетия н.э. (около 500 г. н.э., пик волны дифференциации) в результате падения Западной Римской империи, образования на ее территории множества "варварских королевств", а также в результате распада державы Гуптов в Индии и образования на ее месте множества мелких самостоятельных государств

Число государственных образований после 500 г. н.э. возросло в несколько раз и составило не менее 100 — 120

К 900-1000 гг. н.э. число государственных образований вновь существенно уменьшилось, составив не более 50-60 за счет образования Арабского халифата, расширения Византии, существования империи Тан и сменившей ее империи Сун в Китае, а также доминирования Франции в Западной Европе, "Священной Римской империи германской нации" в Центральной Европе и Киевской Руси в Восточной Европе

К 1500 г. число государств в тогдашнем цивилизованном мире вновь увеличилось и составило не менее 100-120 государственных образований

В разгар новой волны интеграции, начавшейся в XIX в., реальное количество государственных социально-политических образований снова уменьшилось

Уже в 1900 г. 13 империй (японская, китайская, российская, британская, французская, германская, испанcкая, португальская, нидерландская, австро-венгерская, итальянcкая, оттоманская, бельгийская) контролировали подавляющую часть территории и населения Земли

В начале 2000-х гг., число государств формально достигает примерно 200, реальное число государственно-политических субъектов гораздо меньше

Во многих случаях субъектами политических и экономических отношений выступают такие региональные союзы

Эпохи дифференциации создают основу для вовлечения новых народов и регионов в международную систему экономических, политических и культурных связей и тем самым — для "расширения мира", для развития глобальных процессов

Расширение формирующейся международной системы происходит главным образом в эпохи дифференциации, а повышение ее внутренней связности — преимущественно в эпохи интеграции

Волна дифференциации включает в себя также и процессы интеграции, но доминируют все же процессы разделения мирового сообщества на отдельные государства и цивилизации, приводящие к росту политического, экономического, культурного разнообразия

Волна интеграции включает также и процессы дифференциации, но преобладают процессы политической, экономической, культурной интеграции, процессы универсализации и распространения различных нововведений, относительно легко преодолевающих разнообразные границы и барьеры

Чередование протяженных исторических волн дифференциации и интеграции связано с периодическим возникновением нового, доминирующего в данном глобальном историческом цикле способа производства, а также связанных с этим способом производства новых форм социальной и политической организации

В каждом цикле дифференциации-интеграции происходит зарождение, развитие, распространение и исчерпание определенного способа производства и связанных с ним социально-политических форм

Новый способ производства и новые формы социальности могут возникнуть только в ситуации кризиса, связанного с дезинтеграцией прежних форм, и в ситуации политического полицентризма, порожденного дифференциацией прежних интегрированных политических объединений

Для возникновения нового необходимо разнообразие, которое и возникает в эпоху дифференциации

Возникнув и сформировавшись, новый способ производства и новые формы социально-политической организации стремятся к своему расширению, к экспансии и распространению

Для такого распространения наиболее эффективной оказывается интеграция различных политических и экономических образований, этносов и цивилизаций, сопровождающаяся культурной и социальной интеграцией

Такая интеграция, как правило, достигается путем образования нескольких крупных "сверхимперий" или "универсальных государств", внутри которых и между которыми происходит быстрое распространение сформировавшегося в ходе предшествующей эпохи дифференциации способа производства и соответствующих структур политической и социальной организации

Переход от волны дифференциации к волне интеграции происходит за счет внутренних механизмов развития глобальной системы: одно из государств, вырвавшихся в лидеры, начинает осуществлять обширную экспансию и становится мировой империей

Точно так же переход от волны интеграции к волне дифференциации нового цикла совершается за счет исчерпания ресурсов внутреннего развития мировой империи или нескольких мировых империй

Чередование эпох или волн вовсе не означает возвращения к одному и тому же состоянию мира, а скорее представляет собой своеобразный механизм эволюции и усложнения как международной экономической и политической системы, так и отдельных государственно-экономических систем

Преобладание одних только процессов интеграции рано или поздно из двигателя глобализации становится тормозом ее развития

В начале XXI века уже появляются некоторые признаки возможного зарождения нового способа производства, новых форм социальной и политической организации, которые обозначаются пока неопределенными терминами "постиндустриальное общество", "информационное общество", "индивидуализированное общество" и т.п.

Становление и развитие этого нового способа производства, если оно произойдет, потребует новой культурной и социально-политической дифференциации

Нас ожидают чрезвычайно крупные перемены, связанные с постепенным формированием нового способа производства и соответствующих институтов новой социальной и политической организации

Тенденции глобальной истории

Одной из важных "сквозных" тенденций является чередование доминирования Востока и Запада при переходе от одного глобального цикла дифференциации — интеграции к другому

Для первого (античного) цикла дифференциации — интеграции (в отличие от предыдущего цикла, который здесь не рассматривался) в целом было характерно культурное, экономическое и политическое доминирование Запада в лице полисов Древней Греции, эллинистических государств и Римской державы

Для второго (средневекового) цикла дифференциации — интеграции в целом было характерно культурное, экономическое и политическое доминирование Востока — Арабского халифата, Китая, Византийской и позднее Монгольской империи

Для третьего цикла дифференциации — интеграции (Новое время) характерно культурное, экономическое и политическое доминирование Запада — сначала различных государств Западной Европы, затем США

Сейчас появляются признаки будущего доминирования Востока — в лице Японии, Китая, Индии, которое скорее всего реализуется в следующем, четвертом цикле дифференциации — интеграции

Некоторые западные авторы рассматривают Китай и Японию как главные державы XXI века

Поворот к доминированию Востока или Запада происходит постепенно и как бы в два этапа

На первом этапе, совпадающем с волной дифференциации, происходит поворот самого вектора доминирования — с Востока на Запад или с Запада на Восток

На втором этапе, совпадающем с волной интеграции, доминирование, лишь наметившееся на предыдущем этапе, получает свое полное развитие