Типовые ошибки в информационных материалах
При анализе различного рода материалов (нормативных, информационных, аналитических и т.д.) можно выделить большую группу логических ошибок, которые делятся на ошибки: в посылках, в отношении тезиса и в аргументации.
Подобные ошибки можно классифицировать следующим образом:
1. Ошибки в посылках, т. е. в основаниях доказательств:
а) ложное основание, или основное заблуждение, когда доказываемый тезис пытаются вывести из ложных посылок (аргументов);
б) предвосхищение основания, или недоказанное основание, когда доказываемый тезис пытаются вывести из таких посылок, которые, может быть, и не ложны, но их истинность еще должна быть доказана.
2. Ошибки в тезисе, т. е. в положении, которое следует доказать.
а) подмена тезиса или отступление от него, когда, в ходе доказательства одного тезиса, доказывается уже другой, часто сходный с начальным только внешне;
б) чрезмерное доказательство, или когда доказывается так много, что из данных посылок, следует не только тезис, но и возможность какого-нибудь ложного положения.
3. Ошибки в аргументации, т. е. в форме умозаключения, рассуждения:
а) тезис не вытекает из посылок, когда в его подтверждение приводятся аргументы, сами по себе верные, но не являющиеся достаточным снованием, а потому и не доказывающие справедливость тезиса;
б) поспешное обобщение, когда некоторое свойство, обнаруженное только у небольшой части предметов, переносят на все предметы данного класса только на том основании, что не встречалось предметов, у которых нет этого свойства;
в) ссылка на несуществующий аргумент. Индикатором для обнаружения ошибки подобного рода служат слова; «таким образом», «из этого следует», «отсюда вытекает», «следовательно», «иными словами» и т. п.;
г) от смысла разделительного к смыслу собирательному.
Ошибки такого рода очень часто встречаются там, где речь идет о целях и задачах, но отсутствует их разграничение.
4. Ошибки, связанные с нарушением объема понятий.
5. Неоднозначность термина, возможность двоякого
его толкования.
К числу логических относятся также ошибки классификации (сведение к одному основанию разнородных понятий, целого и его части и т. п.), ошибки в определении понятий, смешение причинной связи с простой последовательностью и т. п.
К числу наиболее типичных ошибок, входящих в группу предметных ошибок, следует отнести: ошибки целеполагания; ошибки, связанные со ссылкой на то, о чем не было речи, или, наоборот, с отсутствием разъяснения, которое ранее было обещано; с пропуском части информации, без которой затруднительно или даже невозможно установить корректность перехода от одного тезиса к другому. Сюда же относятся стилистические ошибки, затрудняющие понимание смысла, а подчас и делающие невозможным понять, о чем идет речь.
Среди ошибок целеполагания, в свою очередь, можно выделить группу типичных ошибок, связанных со стремлением реализовать идею совмещения несовместимого (одновременно увеличить частоту вращения вала двигателя и создаваемого на этом валу крутящего момента при сохранении неизменной мощности двигателя; в рамках одной и той же системы, функционирующей в природе или обществе, одновременно осуществлять и структурную перестройку, и ускорение процессов и т. п.).