Типовые ошибки в информационных материалах

 

При анализе различного рода материалов (нормативных, информационных, аналитических и т.д.) можно выделить большую группу логических ошибок, которые делятся на ошибки: в по­сылках, в отношении тезиса и в аргументации.

Подобные ошибки можно классифицировать следующим образом:

1. Ошибки в посылках, т. е. в основаниях доказа­тельств:

а) ложное основание, или основное заблуждение, когда доказываемый тезис пытаются вывести из лож­ных посылок (аргументов);

б) предвосхищение основания, или недоказанное основание, когда доказываемый тезис пытаются вывести из таких посылок, которые, может быть, и не ложны, но их истинность еще должна быть доказана.

2. Ошибки в тезисе, т. е. в положении, которое сле­дует доказать.

а) подмена тезиса или отступление от него, когда, в ходе доказательства одного тезиса, доказывается уже другой, часто сходный с начальным только внешне;

б) чрезмерное доказательство, или когда доказы­вается так много, что из данных посылок, следует не только тезис, но и возможность какого-нибудь ложно­го положения.

3. Ошибки в аргументации, т. е. в форме умозаключения, рассуждения:

а) тезис не вытекает из посылок, когда в его под­тверждение приводятся аргументы, сами по себе вер­ные, но не являющиеся достаточным снованием, а по­тому и не доказывающие справедливость тезиса;

б) поспешное обобщение, когда некоторое свойство, обнаруженное только у небольшой части предметов, переносят на все предметы данного класса только на том основании, что не встречалось предметов, у кото­рых нет этого свойства;

в) ссылка на несуществующий аргумент. Индикато­ром для обнаружения ошибки подобного рода служат слова; «таким образом», «из этого следует», «отсюда вытекает», «следовательно», «иными словами» и т. п.;

г) от смысла разделительного к смыслу собира­тельному.

Ошибки такого рода очень часто встречаются там, где речь идет о целях и задачах, но отсутствует их раз­граничение.

4. Ошибки, связанные с нарушением объема понятий.
5. Неоднозначность термина, возможность двоякого
его толкования.

К числу логических относятся также ошибки классификации (сведение к одному осно­ванию разнородных понятий, целого и его части и т. п.), ошибки в определении понятий, смешение причинной связи с простой последо­вательностью и т. п.

К числу наиболее типичных ошибок, входящих в группу предметных ошибок, следует отнести: ошибки целеполагания; ошибки, связанные со ссылкой на то, о чем не было речи, или, наоборот, с отсутствием разъяснения, кото­рое ранее было обещано; с пропуском части информа­ции, без которой затруднительно или даже невозмож­но установить корректность перехода от одного тезиса к другому. Сюда же относятся стилистические ошибки, затрудняющие понимание смысла, а подчас и делаю­щие невозможным понять, о чем идет речь.

Среди ошибок целеполагания, в свою очередь, мож­но выделить группу типичных ошибок, связанных со стремлением реализовать идею совмещения несовме­стимого (одновременно увеличить частоту вращения вала двигателя и создаваемого на этом валу крутяще­го момента при сохранении неизменной мощности дви­гателя; в рамках одной и той же системы, функциони­рующей в природе или обществе, одновременно осу­ществлять и структурную перестройку, и ускорение процессов и т. п.).