Система саморегулирования аудиторов РФ
IV. по составу и объему проверяемой документации
III. по виду деят-ти проверяемого эк субъекта
II. по признаку субъекта проводящего проверку
1. внешний – аудитор или аудиторская организация
2. внутренний – проверка в интересах собственника или руководства. Может быть в виде ревизионной комиссии, отдела внутреннего контроля, отдела аудита.
1. банковский
2. страховой
3. аудит инвестиционных институтов и бирж
4. общий аудит – все остальные виды деят-ти
1. аудит годовой бух отчетности – выдача аудиторского заключения как результат
2. спец аудит – проверка интересующих эк субъекта конкретных вопросов его деят-ти. В результате может быть выдано заключение эксперта, заключение по результатам проверки, спец заключение
Система правового регулирования аудиторской деятельности в РФ
1. Система саморегулирования аудиторов РФ
2. Документы, регулирующие аудиторскую деятельность
3. Права и обязанности сторон, заключающих договор на проведение аудита
4. Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности
ФЗ №307, ст.2, 7, 11,12, 16, 17, 18, 19
Аудит является саморегулируемой профессией, и система регулирования предполагает следующие уровни:
· Правительство РФ - общее регулирование аудиторской деятельности. Оно утверждает федеральные правила, стандарты аудиторской деятельности (ФПСАД) и другие нормативные акты своими постановлениями.
· Уполномоченный федеральный орган при Министерстве Финансов, который обладает функциями частичного регулирования аудиторской деятельности (ст.15 ФЗ №307)
Функции:
1. выработка гос политики в области аудита
2. утверждение гос стандартов в аудиторской деятельности
3. ведение гос реестров саморегулируемых организаций
4. анализ состояния рынка аудиторских услуг
· Совет по аудиторской деятельности создается при Уполномоченном федеральном органе и действует в целях обеспечения общих интересов.
Функции:
1. рассмотрение проектов ФПСАД
2. одобрение порядка их разработки
3. оценка деятельности саморегулируемых организаций
4. внесение на рассмотрение УФО предложений о внешнем контроле качества
5. ходатайства перед УФО по предложениям саморегулируемых организаций
Состав Совета:
· 10 представителей-подпользователей финансовой и бухгалтерской отчетности. Они подлежат ротации раз в три года не менее 20% от их общего состава
· 2 представителя УФО
· по 1 представителю от федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функцию по регулированию в сфере предпринимательства
· по 1 представителю от федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функцию по надзору и контролю в сфере финансовых резервов и от ЦБ РФ
· по 2 представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов
· Саморегулируемые организации аудиторов. Они действуют на некоммерческой основе. Создаются в целях обеспечения интересов своих участников и начинают действовать с момента внесения в гос реестр.
3 условия гос реестра:
1. количество: физ лица – не менее 700, организации – не менее 500
2. наличие утвержденных правил контроля качества работы из собственного кодекса этики
3. наличие компенсационного фонда
Функции:
1. разработка и утверждение стандартов саморегулируемых организаций
2. принятие кодекса профессиональной этики
3. разработка проектов ФПСАД
4. участие в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета
5. организация обучения аудиторов в рамках повышения квалификации
6. участие в создании и деятельности аттестационных комиссий
7. информирование УФО об изменениях в составе саморегулируемых организаций, информирование о дополнениях нормативно-правовых актов в саморегулируемой организации
· Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации
Система регулирование аудита реализует свои функции в трех направлениях:
- совершенствование правового поля аудита
- обеспечение системы обучения и повышения квалификации аудиторов
- контроль качества аудита