Типы и структура уроков

И. Н. Казанцев предложил группировать уроки по содержанию и способу проведения. По содержанию уроки математики, например, подразделяются на уроки алгебры, геометрии, арифметики, тригонометрии. По способу проведения - на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы,

По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности (СВ. Иванов) различают следующие типы уроков:

- вводный;

- первичного ознакомления с материалом;

- усвоения новых знаний;

- применения полученных знаний на практике;

- формирования навыков;

- закрепления, повторения и обобщения;

- контрольный;

- смешанный (комбинированный).

По дидактическим целям и месту в общей системе (М. А. Данилов и Б. П. Есипов) различают уроки:

- комбинированный (смешанный);

- ознакомления с новым материалом;

- закрепления знаний;

- обобщения и систематизации изученного;

- выработки и закрепления умений и навыков;

- проверки знаний.

Уточненный перечень основных типов уроков (Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. А. Махмутов):

- уроки изучения новых знаний;

- уроки формирования новых умений;

- уроки систематизации и обобщения;

- уроки контроля и коррекции знаний, умений;

- уроки практического применения знаний, умений;

- комбинированные (смешанные) уроки.

Структура урока – это его внутреннее строение, состав, последовательность отдельных элементов, направленных на реализацию его основной, дидактической цели.

Отдельные элементы урока – его макроструктура. Способы и средства реализации этих элементов – микроструктура урока.

Тип урока зависит от его целей и определяет его структуру.

Приведем некоторые примеры структурирования уроков отдельных типов.

Уроки формирования новых знаний (умений):

- сообщение темы и цели урока;

- ответы на вопросы учащихся;

- проверка домашнего задания;

- проверка усвоения нового материала;

- изложение нового материала;

- дополнительные разъяснения;

- самостоятельная работа учащихся;

- выдача домашнего задания.

Уроки систематизации и обобщения:

- сообщение темы и цели урока;

- мотивация учебной деятельности;

- систематизация и обобщение ранее изученного материала (фронтальная беседа, самостоятельная работа учащихся, обобщающее заключение и выводы преподавателя, просмотр кинофильма и др.);

- подведение итогов;

- выдача домашнего задания.

Уроки практического применения знаний, умений:

- сообщение темы и цели;

- фронтальная беседа по изученному материалу;

- практическое применение знаний и умений (лабораторные работы, упражнения, разбор техпроцесса, самостоятельная работа, чтение чертежей и схем, работа по моделированию, проектированию, конструированию);

- подведение итогов;

- выдача домашнего задания.

Уроки контроля и коррекции знаний и умений:

- сообщение темы и цели;

- контроль знаний и умений (устный опрос, письменная контрольная работа, проверка знаний и умений с помощью контролирующих устройств, карточек заданий и др.);

- подведение итогов;

- выдача домашнего задания.

Комбинированные (смешанные) уроки:

- сообщение темы и цели урока;

- проверка домашнего задания;

- изложение нового материала, его восприятие и осмысление учащимися;

- самостоятельная работа учащихся;

- закрепление материала;

- обобщение и систематизация знаний;

- подведение итогов;

- выдача домашнего задания.

Различают традиционныйи современныйуроки. В основе традиционного урока лежат традиционные способы обучения, в основе современного - развивающие.