Типы и структура уроков
И. Н. Казанцев предложил группировать уроки по содержанию и способу проведения. По содержанию уроки математики, например, подразделяются на уроки алгебры, геометрии, арифметики, тригонометрии. По способу проведения - на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы,
По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности (СВ. Иванов) различают следующие типы уроков:
- вводный;
- первичного ознакомления с материалом;
- усвоения новых знаний;
- применения полученных знаний на практике;
- формирования навыков;
- закрепления, повторения и обобщения;
- контрольный;
- смешанный (комбинированный).
По дидактическим целям и месту в общей системе (М. А. Данилов и Б. П. Есипов) различают уроки:
- комбинированный (смешанный);
- ознакомления с новым материалом;
- закрепления знаний;
- обобщения и систематизации изученного;
- выработки и закрепления умений и навыков;
- проверки знаний.
Уточненный перечень основных типов уроков (Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. А. Махмутов):
- уроки изучения новых знаний;
- уроки формирования новых умений;
- уроки систематизации и обобщения;
- уроки контроля и коррекции знаний, умений;
- уроки практического применения знаний, умений;
- комбинированные (смешанные) уроки.
Структура урока – это его внутреннее строение, состав, последовательность отдельных элементов, направленных на реализацию его основной, дидактической цели.
Отдельные элементы урока – его макроструктура. Способы и средства реализации этих элементов – микроструктура урока.
Тип урока зависит от его целей и определяет его структуру.
Приведем некоторые примеры структурирования уроков отдельных типов.
Уроки формирования новых знаний (умений):
- сообщение темы и цели урока;
- ответы на вопросы учащихся;
- проверка домашнего задания;
- проверка усвоения нового материала;
- изложение нового материала;
- дополнительные разъяснения;
- самостоятельная работа учащихся;
- выдача домашнего задания.
Уроки систематизации и обобщения:
- сообщение темы и цели урока;
- мотивация учебной деятельности;
- систематизация и обобщение ранее изученного материала (фронтальная беседа, самостоятельная работа учащихся, обобщающее заключение и выводы преподавателя, просмотр кинофильма и др.);
- подведение итогов;
- выдача домашнего задания.
Уроки практического применения знаний, умений:
- сообщение темы и цели;
- фронтальная беседа по изученному материалу;
- практическое применение знаний и умений (лабораторные работы, упражнения, разбор техпроцесса, самостоятельная работа, чтение чертежей и схем, работа по моделированию, проектированию, конструированию);
- подведение итогов;
- выдача домашнего задания.
Уроки контроля и коррекции знаний и умений:
- сообщение темы и цели;
- контроль знаний и умений (устный опрос, письменная контрольная работа, проверка знаний и умений с помощью контролирующих устройств, карточек заданий и др.);
- подведение итогов;
- выдача домашнего задания.
Комбинированные (смешанные) уроки:
- сообщение темы и цели урока;
- проверка домашнего задания;
- изложение нового материала, его восприятие и осмысление учащимися;
- самостоятельная работа учащихся;
- закрепление материала;
- обобщение и систематизация знаний;
- подведение итогов;
- выдача домашнего задания.
Различают традиционныйи современныйуроки. В основе традиционного урока лежат традиционные способы обучения, в основе современного - развивающие.