Система дидактических принципов
Общая характеристика принципов и правил обучения
Дидактические принципы– это основные идеи, положения, определяющие содержание, методы, средства, формы обучения.
Принципы обученияпредопределяются целями воспитания в целом и имеют исторический характер. Характеризуют способы использования законов и закономерностей в процессе обучения. Принципы обучения не содержат непосредственных указаний для практической деятельности преподавателя, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии.
Выделяют следующие дидактические принципы:
- сознательности и активности;
- наглядности;
- систематичности и последовательности;
- прочности;
- научности;
- доступности;
- связи теории с практикой.
Принцип наглядности
Наглядный – совершенно очевидный из непосредственного наблюдения, основанный на показе.
Я. А. Коменский дал принципу наглядности четкую формулировку в своем известном «золотом правиле» дидактики: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое - для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами – предоставить нескольким чувствам».
Закономерное обоснование данного принципа получено недавно и связано с тем, что разные органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям: органы зрения «пропускают» в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха и почти в 13 раз больше чем тактильные органы.
Принцип систематичности и последовательности
Систематичность – следование определенной системе. Это временное, пространственное и логическое упорядочение материала.
Последовательность – логически обоснованное, закономерное вытекание последующего из предыдущего.
Систематичность и последовательность проявляется в установлении связей между темами и разделами предметов, между отдельными предметами, в общих организационных приемах и методах работы преподавателей, в работе самих учащихся и др.
Принцип прочности
Прочный — надежный, не подверженный переменам, постоянный.
Принцип прочности предполагает, что знания должны становиться достоянием обучаемых и могут быть всегда воспроизведены и использованы как в учебных, так и практических целях.
Принцип доступности
Доступный — легкий для понимания. Доступность - посильные трудности.
В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу, т.е. объему накопленных знаний, умений, способов мышления.
Принцип научности
Научный - основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки.
Применительно к процессу обучения принцип научности означает соответствие изложения знаний той их интерпретации, которая дается современной наукой, и постепенное приобщение учащихся к методам науки.
Принцип связи теории с практикой
Основой данного принципа является положение классической философии и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни практика – первая и основная точка зрения познания.