Система дидактических принципов

Общая характеристика принципов и правил обучения

Дидактические принципы– это основные идеи, положения, определяющие содержание, методы, средства, формы обучения.

Принципы обученияпредопределяются целями воспитания в целом и имеют исторический характер. Характеризуют способы использования законов и закономерностей в процессе обучения. Принципы обучения не содержат непосредственных указаний для практической деятельности преподавателя, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии.

Выделяют следующие дидактические принципы:

- сознательности и активности;

- наглядности;

- систематичности и последовательности;

- прочности;

- научности;

- доступности;

- связи теории с практикой.

Принцип наглядности

Наглядный – совершенно очевидный из непосредственного наблюдения, основанный на показе.

Я. А. Коменский дал принципу наглядности четкую формулировку в своем известном «золотом правиле» дидактики: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое - для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами – предоставить нескольким чувствам».

Закономерное обоснование данного принципа получено недавно и связано с тем, что разные органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям: органы зрения «пропускают» в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха и почти в 13 раз больше чем тактильные органы.

Принцип систематичности и последовательности

Систематичность – следование определенной системе. Это временное, пространственное и логическое упорядочение материала.

Последовательность логически обоснованное, закономерное вытекание последующего из предыдущего.

Систематичность и последовательность проявляется в установлении связей между темами и разделами предметов, между отдельными предметами, в общих организационных приемах и методах работы преподавателей, в работе самих учащихся и др.

Принцип прочности

Прочный — надежный, не подверженный переменам, постоянный.

Принцип прочности предполагает, что знания должны становиться достоянием обучаемых и могут быть всегда воспроизведены и использованы как в учебных, так и практических целях.

Принцип доступности

Доступный — легкий для понимания. Доступность - посильные трудности.

В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу, т.е. объему накопленных знаний, умений, способов мышления.

Принцип научности

Научный - основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки.

Применительно к процессу обучения принцип научности означает соответствие изложения знаний той их интерпретации, которая дается современной наукой, и постепенное приобщение учащихся к методам науки.

Принцип связи теории с практикой

Основой данного принципа является положение классической философии и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни практика – первая и основная точка зрения познания.