МОДЕРН В РОССИИ

Пейзаж передвижников

Виктор Васнецов и Передвижники

 

Народная тема решалась и Виктором Михайловичем Васнецовым (1848—1926). По его картинам многие до сих пор представляют себе персонажей русских сказок и былин. Заслуга Васнецова заключается в том, что он напомнил ещё об одной задаче живописи: искусство должно украшать, делать поэтичным мир вокруг человека. Он вернул живописным полотнам многоцветность, которая у других передвижников порой исчезала за серо-коричневой гаммой грязных трущоб и нищенских лохмотьев.

В творчестве художников-передвижников значительное место занимал пейзаж. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов.На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принёсшее ему известность — «Грачи прилетели» (1871 г.).

Иван Иванович Шишкин (1832— 1898). Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастие к монументальным композициям выделяют его среди других русских пейзажистов. Шишкин считал, что природа прекрасна сама по себе и задача художника изучить ее и как можно точнее передать. Особенно любил писать хвойные боры и дубовые рощи. Настоящую славу Шишкину принесла картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Картину «Утро в сосновом лесу» (1889 г.) Шишкин создал вместе с другом, художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844—1905), который изобразил на переднем плане медведицу с тремя медвежатами.

Исаа́к Ильи́ч Левита́н(1860-1900) - великий русский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения». Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека, целиком поглощенного каким-либо душевным состоянием. Он считал, что главное очарование русской природы – в гармонии. В его пейзажах нет ярких цветов, нет резких линий.

 

 

На рубеже 19-20вв. появляется новый стиль – Модерн (в переводе – новейший, современный). Мастера нового стиля отвергали господствовавший прежде принцип историзма, стремились к поиску новых форм, вдохновляясь примерами из природы, мифологическими, сказочными и былинными сюжетами. Гибкие, текучие формы, приглушенные тона, цветочные и морские мотивы – особенности модерна.

Жилище и его оборудование стали рассматриваться как единый взаимодействующий организм, призванный удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Вся домашняя утварь — посуда, предметы сервировки, ткани, спроектированные и прорисованные одним автором как бы растворяются в ансамбле.

В архитектуре модерна применялся способ проектирования помещений изнутри наружу, поскольку декларировался принцип: главное - чтобы в доме было удобно жить. Планировка в таких зданиях была свободная. в интерьерах в качестве межкомнатных перегородок применяются витражи. Стены многих домов декорированы мозаичными и майоликовыми вставками, иногда на поверхности стен выписаны целые панно. (Майолика - разновидность керамики).

Федор Осипович Шехтель (1859 — 1926) С именем Шехтеля связан расцвет архитектуры стиля модерн в России. За свою творческую жизнь он построил необычайно много домов этом стиле.

Построенный им в Москвеособняк Рябушинского(1902 г.) является примером модерна. Его отличают беспокойная асимметричность объемов, оконных прорезов, вызывающих повышенную игру светотени, излишества декора, живописность.

В убранствеЯрославского вокзалаиспользованы архитектурные мотивы севера России. Гостиница «Метрополь» считается одним из самых ярких памятников модерна в Москве.

Модерн получил развитие и в Петербурге.