Искусство 2 половины 18в.

 

Во 2-й половине 18 в. Российская империя еще более усилилась и окрепла, стала одной из самых могучих мировых держав.

Если 1-я половина века была связана с культурой барокко, то 2-я - с классицизмом.

Хронологически классицизм в России охватывает 3 периода:- ранний классицизм — 1760—1770-е годы; - строгий классицизм — 1780—1790-е годы; - зрелый, или высокий, классицизм, завершающей стадией которого является стиль ампир,— первая треть XIX века.Образцом совершенства воспринималась архитектура древнего мира, античные элементы (колонны, портики, фронтоны и т.д.) становились непременными деталями архитектурного оформления зданий. Античные сюжеты были широко распространены в поэзии, живописи.Период раннего классицизма в Петербурге связан с творче­ством нового поколения архитекторов: Жан-Батист Мишель Вал-лен-Деламота, Александра Филипповича Кокоринова, Юрия Матвеевича Фельтена, Антонио Ринальди.В 1757 году была открыта Академия художеств. В академии готовили мастеров «трех знатнейших искусств» - живописи, ваяния и зодчества. И.И. Шувалов возглавил Академию художеств. в числе первых учеников были А.А. Лосенко, Ф.И. Шубин, Ф.И. Рокотов, В.И. Баженов, И.Е. Старов.Впервые в русской архитектуре четко обозначились принципы классицизма в проекте этого здания. Чтобы обеспечить хорошую освещенность аудиторий, зданию была придана форма четырехугольника с вписанной в него окружностьюАрхитектура. Валлен-Деламот является основателем русского классицизма.Крупными работами Валлен-Деламота стали Большой Гостиный Двор, Малый Эрмитаж.

Искусство Строгого Классицизма

 

Русское искусство во второй половине XVIII в. развивалось уже параллельно европейскому. Россия обратилась к культурному наследию античности и эпохи Возрождения.

Простота и чёткость планов стала характерной особенностью классицистической архитектуры. Отсутствуют многочисленные скульптуры на фасадах зданий. Строгость зданий подчеркивает портик в центре постройки, обрамленный колоннами.

Джакомо Кваренги (1744—1817), итальянец по происхождению и поклонник римских древностей. Строгий классицистический стиль его произведений нравился Екатерине II. Кваренги возвёл в Петербурге Эрмитажный театр (1783—1787 гг.), здание Академии наук (1783—1785 гг.), Ассигнационный банк (1783—1788 гг.)

Иван Егорович Старов (1745—1808) придерживался канонов классицизма. Самое знаменитое его произведение — Таврический дворец. Простота внешнего убранства лишь подчёркивает великолепие интерьеров дворца.

С середины XVIII в. и особенно во второй его половине вновь стала строиться и перестраиваться Москва. Самыми выдающимися представителями московской архитектуры были Василий Баженов и Матвей Казаков.

Василий Баженов (1738—1799) – автор усадьбы Царицыно, исполненной в псевдоготическом стиле. В Ансамбле сочетаются зодчество древний Руси (использование кирпича и белокаменных деталей) и готический стиль (стрельчатые окна и башни).

Матвей Казаков(1738-1812) ученик Баженова. Вместе с Баженовым работал над проектом кремлевского дворца. Хотя не был за границей, хорошо знал европейскую архитектуру. Создал здание Сената, которое стало образцом стиля классицизма. Здание находиться в Кремле.