Курс физической географии России

Формирование знаний и умений.

1. Должно опираться на ЗУН 6 класса (вопросы на остаточные знания).

2. Должно опираться на межпредметные связи.

3. Основа курса – географические характеристики материков, океанов, областей, объектов. Для их освоения должен широко использоваться комплекс карт (стенные, атласы, контурные, картосхемы).

4. Карты в 7 классе источник фактически знаний и одновременно развивает умение читать карту.

5. Необходимо широкое использование наглядности т. к. многие объекты не существуют в окружающей местности, а также хрестоматий, энциклопедий, журналов.

6. В качестве методов работы не утрачивает значение объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

7. Доминирующую роль часто играет самостоятельная работа на основе введения типовых планов. Следует добиваться их знания, т.к. они способствуют связному рассказу, анализу и систематизации знаний, активизации и организации работы.

8. Задания для работы носят разноплановый характер от установления различных фактов до составления комплексных характеристик и выявления взаимосвязей:

- На измерение,

- Установление определённых сведений,

- Заполнение контурных карт,

- Сравнение,

- Описание диаграмм,

- Составление таблиц, схем…

Самостоятельные работы организуются по принципу от простого к сложному.

В 7 классе вводится много новых понятий, что обусловлено повышением научности курса. Они появляются в общих темах, углубляются и обобщаются в региональных разделах. Цели обобщения также служит последний раздел учебного курса.

Формирование понятий осуществляется в 3 этапа:

1 этап – осуществляется во вводных разделах курса. Здесь проводится объяснение цели и демонстрация образца действий. (Например, описание климата по климатическим картам). Рецептивное восприятие.

2 этап – при изучении материала предполагается описать климатические особенности какой либо местности и определить тип климата. Репродуктивная деятельность.

3 этап – предлагается не только определить тип климата, но и найти его аналоги на других материках, сравнить между собой. Для сравнения берут сопоставимые объекты, указывают цель сравнения. Работа должна проводиться до логического конца – вывода. Продуктивная деятельность.

 

Основная цель курса – создать у школьников систему представлений о природе и её особенностях в России, а также подвести к пониманию возможностей рационального использования природных ресурсов.

Курс завершает изучение физической географии и закладывает основу для изучения экономической. Усиливается научность преподавания, ресурсный подход к изучению природы

Цели обучения:

- Совершенствование навыков составления физико-географических характеристик и описаний природы, её компонентов,

- Знакомство с некоторыми методами научных исследований (профилирование),

- Формирование географического (комплексного) мышления,

- Формирование системы общих понятий, раскрывающих закономерности природных компонентов, связи в ГО, научное объяснение их проявлений на территории РФ,

- Углубление картографической подготовки,

- Совершенствование и систематизация краеведческих знаний и умений,

- Развитие умения анализировать карты и решать на их основе практические задачи,

- Формирование диалектического взгляда на природу и закономерности её развития,

- Осуществление воспитательных задач курса – профориентационного, экологического, патриотического воспитания.

Структура и содержание курса:

I. Введение. (4 ч.).

- Методы исследований.

- Что изучает география, её значение.

- ФГП РФ, поясное время.

II. История заселения и исследования территории РФ, (6 ч.).

III. Природа РФ (44 ч.).

- Геологическое строение Земной коры,

- Рельеф, п.и.

- Климат и агроклиматические ресурсы,

- Внутренние воды и водные ресурсы,

- Почва и почвенные ресурсы,

- Растительность и животный мир,

- Природное районирование

- Регионы России.

- Мировой океан, значение, свойства, движение,

- Взаимодействие с сушей и атмосферой.

Требования к ЗУН см. в программе.