Курс физической географии России
Формирование знаний и умений.
1. Должно опираться на ЗУН 6 класса (вопросы на остаточные знания).
2. Должно опираться на межпредметные связи.
3. Основа курса – географические характеристики материков, океанов, областей, объектов. Для их освоения должен широко использоваться комплекс карт (стенные, атласы, контурные, картосхемы).
4. Карты в 7 классе источник фактически знаний и одновременно развивает умение читать карту.
5. Необходимо широкое использование наглядности т. к. многие объекты не существуют в окружающей местности, а также хрестоматий, энциклопедий, журналов.
6. В качестве методов работы не утрачивает значение объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.
7. Доминирующую роль часто играет самостоятельная работа на основе введения типовых планов. Следует добиваться их знания, т.к. они способствуют связному рассказу, анализу и систематизации знаний, активизации и организации работы.
8. Задания для работы носят разноплановый характер от установления различных фактов до составления комплексных характеристик и выявления взаимосвязей:
- На измерение,
- Установление определённых сведений,
- Заполнение контурных карт,
- Сравнение,
- Описание диаграмм,
- Составление таблиц, схем…
Самостоятельные работы организуются по принципу от простого к сложному.
В 7 классе вводится много новых понятий, что обусловлено повышением научности курса. Они появляются в общих темах, углубляются и обобщаются в региональных разделах. Цели обобщения также служит последний раздел учебного курса.
Формирование понятий осуществляется в 3 этапа:
1 этап – осуществляется во вводных разделах курса. Здесь проводится объяснение цели и демонстрация образца действий. (Например, описание климата по климатическим картам). Рецептивное восприятие.
2 этап – при изучении материала предполагается описать климатические особенности какой либо местности и определить тип климата. Репродуктивная деятельность.
3 этап – предлагается не только определить тип климата, но и найти его аналоги на других материках, сравнить между собой. Для сравнения берут сопоставимые объекты, указывают цель сравнения. Работа должна проводиться до логического конца – вывода. Продуктивная деятельность.
Основная цель курса – создать у школьников систему представлений о природе и её особенностях в России, а также подвести к пониманию возможностей рационального использования природных ресурсов.
Курс завершает изучение физической географии и закладывает основу для изучения экономической. Усиливается научность преподавания, ресурсный подход к изучению природы
Цели обучения:
- Совершенствование навыков составления физико-географических характеристик и описаний природы, её компонентов,
- Знакомство с некоторыми методами научных исследований (профилирование),
- Формирование географического (комплексного) мышления,
- Формирование системы общих понятий, раскрывающих закономерности природных компонентов, связи в ГО, научное объяснение их проявлений на территории РФ,
- Углубление картографической подготовки,
- Совершенствование и систематизация краеведческих знаний и умений,
- Развитие умения анализировать карты и решать на их основе практические задачи,
- Формирование диалектического взгляда на природу и закономерности её развития,
- Осуществление воспитательных задач курса – профориентационного, экологического, патриотического воспитания.
Структура и содержание курса:
I. Введение. (4 ч.).
- Методы исследований.
- Что изучает география, её значение.
- ФГП РФ, поясное время.
II. История заселения и исследования территории РФ, (6 ч.).
III. Природа РФ (44 ч.).
- Геологическое строение Земной коры,
- Рельеф, п.и.
- Климат и агроклиматические ресурсы,
- Внутренние воды и водные ресурсы,
- Почва и почвенные ресурсы,
- Растительность и животный мир,
- Природное районирование
- Регионы России.
- Мировой океан, значение, свойства, движение,
- Взаимодействие с сушей и атмосферой.
Требования к ЗУН см. в программе.