Мышление.

1)Общее понятие о мышление.

2)Физиологические основы мышления.

3)Операций мышления.

4)Представления, понятия и понимания.

Литература: Энгельс “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”.

Рубинштейн С.Л. “О мышление и путях исследования”.

Матюшкин А. М. “Психология мышления”.

Соколов А.Н. “Внутренняя речь и мышление”.

Выготский Л.С. Мышление в книге “мышление и речь” полное собрание сочинений второй том.

Тихомиров О.К. “Структура мыслительной деятельности человека”.

 

1) Познание начинается с ощущения и восприятия, которые сами опираются на память т.е. на те следы которые образовались в процессе предыдущей деятельности.

Но познание опирающееся на ощущение и восприятие “поверхностное” т.к. при ощущений восприятий человек отражает только внешние признаки и свойства предметов. В процессе мышления человек отражает такие свойства предмета , которые не представляются в визуальном отражений. Мышление – психический процесс отражения закономерных связей и отношений между предметом.

2)Мышление будучи сложным процессом опирается на ощущения восприятия, памяти, эмоций и в свою физиологическую основу включает механизмы этих процессов. Сущность физиологического механизма по Павлову заключатся в образований новых связей в коре больших полушарий мозга. Установлено, что большую часть связи принимают височные и лобные доли коры. Физиологической основой являются временные нервные связи т.е. ассоциаций. Возникновение новых связей на базе речи.

3)Всякое мышление осуществляется при помощи отдельных операций, которые выступают парами или по парам их четыре пары.

I)Сравнение и противопоставления. В результате сравнения и противопоставления человек находит различия. Через сравнение и противопоставления осуществляется связь старого с новым. Устанавливается сходство и различия.

II)Анализ и синтез. Анализ - мысленное разложение единого целого на части на элементы на единой основе. Анализ всегда опирается на сравнение и противопоставление ( внутреннее ).

Синтез - соединение частей в единое целое на единой основе.

Д/З разделить циферблат на две части так что бы суммы чисел первой и второй были равны

III) Абстрагирование и конкретизация. Абстрагирование - отрыв свойств качества от самого предмета.

IV)Обобщение и систематизация. Обобщение – мысленное объединение предметов друг с другом путем нахождения общего между ними. Систематизация – мысленное распределение предметов явлений по группам в зависимости от сходства или различий.

4)В процессе познания человек всегда оперирует имеющиеся знания (продуктом памяти). Знания могут быть в форме представлений и понятий. Представления – восстановившиеся в памяти образы явлений и предметов.

Особенности представлений всегда носят наглядный чувственный и образный характер. Характеризуются меньшей обобщенностью , меньшей абстрактностью.

Понятие – обобщенное отражение существенных сторон вещей, предметов, явлений в их причинно следственных отношениях через слово называется понятием. Существенная – главная сторона предмета. Понятие образуется в процессе исторического развития человеческого общества.

Понимание – индивидуальный процесс усвоения понятий. Если понятие – отражение в слове чего-то, то понимание – усвоение понятий с одной стороны, а с другой результат применения мыслительных операций ( 4 шт.). Понимание часто несет в себе элемент индивидуальности личности.

 

Воображение

1)Общее понятие о процессе воображения

2)Физиологические основы воображения.

3)Приемы преобразующего отражения действительности в процессе воображения.

4)Виды воображения. Воссоздающее воображение и творческое воображение.

Литература:

Выготский Л.С.

“Воображение и его развитие в детском возрасте” Том номер 2 1982г

Коршунова Л.С. “Воображение и его роль в познание” 1979г

Натадзе Р.Г.

“Воображение как фактор поведения” 1972г

Розет И.М.

“Психология фантазий” 1987

Чуковский К.И.

“От двух до пяти”детская литература 1968г

 

1) Если мы говорим, что мышление – восстановление взаимоотношение между предметами, память – сохранение прошлого опыта в нашем сознаний, то воображение – преображение прошлого опыта. Воображение – процесс построение нового на основе переработки мысленной реконструкций оставшихся в сознаний от прошлого опыта представлений. Воображение по новому комбинируется в представлений и знаний человека о мире. Образы воображения по своему содержанию является своеобразным сочетанием отраженных в сознаний реально существующих пигментов и явлений. Воображений необходимо любому виду деятельности: учение, труд, творчество, игра, деятельность ученого, композитора, актера и т.д.

 

2) Физиологические механизмы процесса воображения очень сложны и многообразны. Основная функция коры головного мозга – образование системы временных нервных связей в которых фиксируется прошлый опыт т.е. память. Система временных нервных связей динамична. Она изменяется пополняется и преобразуется. Новые комплексы раздражителей подвергаются анализу и синтезу. Физиологический механизм обеспечивающий формирование нового образа – образование новых сочетаний в коре больших полушарий мозга. Для того что бы образовались новые ассоциаций ( новые связи ) необходима диссоциация т.е. расщепление нервных связей. Расщепленные связи включаются звеньями в новые системы связи.

 

3) Воображение у человека развивалось в процессе трудовой деятельности. Даже самый простой процесс труда не осуществляется без воображения. Без мысленного представления цели и средств ее достижения. Труд способствовал становлению и совершенствованию у человека следующих приемов изменения и преобразования представлений в процессе воображения.

 

Приемы.

I) Вычленение из целостного образа какого либо его члена или свойства мысленное представление в своем воображений этого предмета или свойства от предмета, которому он принадлежит.

II) Изменение величины размеров объекта в сторону увеличения.

III) Соединение – Агглютинация ( склеивание )соединение в своем воображении вычаленных из разных объектов их частей и элементов. Создание таким образом нового образа в новый целостный не существующий рание целостный образ: кентавр, минотавр, химера и т.д.

IV)Конструирование предмета в связи с его назначением. На заре развития человеческого общества было изобретено колесо.

V) Мысленное усиление какого либо свойства или качества предание этому свойству несоразмерно большего или особого значения характеристики объекта.

VI) Перенос этого свойства на другие объекты. Например: хитрость лисы на человека “Вождь племени хитер как лис. Враги трусливы как зайцы.”

VII) Мысленное ослабление какого либо свойства или качества предмета в своей сильной степени приводящей к построению контрастного образа. Наделенными свойствами прямо противоположными исходным.

VIII) Создание нового образа в результате обобщения черт наблюдавшихся у ряда сходных объектов.

4) Непроизвольное и произвольное воображение. Непроизвольное – самый простой вид воображения, заключается в возникновений и комбинирований представлений и их элиментов в новые представления без определенного намеренья со стороны человека при ослаблений сознательного контроля с его стороны. Произвольное – представляет собой построение образов в связи с сознательно поставленной задачей и любом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх. Дальнейшее развитие идет в процессе труда особенно когда он требует самостоятельных действий и творческих усилий.

 

Воссоздающее воображение имеет место в тех случаях когда человек по одному описанию должен представить предмет который никогда не воспринимал. По своей психологической структуре воссоздающее воображение является построением наглядной картины по словестному описанию . Воссоздающие создает то что есть и как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности т.к. воссоздающие воображение расширяет круг знаний человека об окружающем мире.

 

Творческое воображение создает новые образы, которых не было раньше в действительности.

 

Внимание.

1)Общее понятие о внимание.

2)физиологические основы внимания

3)Виды внимания.

4)Свойства внимания.

Литература:

Добрынин Н.Ф.

“Произвольное и не произвольное внимание.” Ученые записки НГПИ. 1958г. номер 81

Страхов И.В.

“Воспитание внимания у школьников” 1958г.

“Экспериментальное изучение внимания. Номер 381

Гальперин П.Я. и Кабульская С.В.

“Экспериментальное формирование внимания” МГУ 1974г.

 

1)Внимание – направленность психической деятельности, сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость: устойчивую или ситуативную. Под направленностью понимается избирательный характер психической деятельности. Избирательность зависит от мотивов деятельности.

Под направленность психической деятельности понимается не только выбор, но и сохранение, и поддержание этого выбора. Привлечь внимание легче, чем его поддерживать. Поэтому в начальных классах используются красочные приемы, словестный иллюстративный материал, наглядное пособие,

интонационные выделения главных основных мест при рассказе нового материала.

Под направленность психической деятельностью понимается не только ее избирательный характер, но и удержание ее на долге время наряду с этим идет сосредоточенность. Сосредоточенность – отвлечение т всего постороннего, от всякой другой деятельности не относящейся к данной. Это поглощенность данной деятельностью, большее или меньшее углубление в нее.

2)Внимание связанно с возбуждением определенных нервных центров и торможение основных центров мозга, что и обеспечивает выделение требуемых для субъекта раздражителей. Простейшим случаем такой направленности будет ориентировочный рефлекс. Но эта физиологическая основа простейших случаев внимания. Для понимания более сложных форм существенное значение имеет установленный Павловым закон наивной индукций.

Согласно этому закону процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях одновременно. И на оборот торможение одной области ведет к возбуждению других частей коры. В каждой коре существует очаг повышенной возбудимости характеризующейся наиболее благоприятными оптимальными условиями. “Если можно было бы видеть сквозь черепную крышку и если бы вместо больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось бы пятно, то мы видели бы на думающем человеке как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в корне и величине светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве более и менее значительной тенью” (Павлов). Этому пятну соответствует более ясное создание нами того, что воздействует на нас и вызывает его повышенное возбуждение.

Большое значение для выяснения физиологических основ внимания имеет принцип доминанты. В каждый данной момент в коре больших полушарий мозга имеется участок (очаг) с повышенной нервной возбудимость, доминирующий над остальным участком коры. Основой его возникновения является не только сила данного раздражителя, но и внутреннее состояние нервной системы. В частности ее утомление. В утренние часы отдохнувший мозг более активен и ближе к вечеру он все менее возбудим.

3)Непроизвольное и произвольное внимание. Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить характер непроизвольной, когда мы не ставим цели быть внимательными. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Однако направленность и сосредаточенность могут носить и произвольный характер, когда мы знаем, что нам надо выполнить ту или иную работу, беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения.

Причины непроизвольного внимания.

1-я категория.

I)Характер внешнего раздражителя - сила или интенсивность раздражителя.

II)Новизна и необычность объекта.

III)Контраст между раздражителями.

Прекращение раздражителя сразу привлекает к себе внимание.

2-я категория.

I)Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека

II)Влияние прошлого опыта, в частности имеющееся знания и представление, влияние навыков и привычек, которые имеют огромное значение для организаций внимания.

После произвольное внимание.

Носит произвольный характер, но не требует постоянных волевых усилий

4)Устойчивость характеризуется определенным временем, в течений которого человек сосредотачивается на одном предмете или на одном каком либо деле. Кроме устойчивости есть колебания открытые Ланке Н.Н. Переключение внимания – перенос сознания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую. Распределение внимания – одновременное распределение нашего сознания на несколько объектов. Цезарь мог делить на 3 вида деятельности: слушать одного, говорить другому и писать третьему.