Лекция 7. Назначение и применение правовых систем.

 

Информация из информационных ресурсов распространяется путем подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг. Одной из важнейших форм предоставления информационных услуг является создание автоматизированных информационно-поисковых правовых систем (АИПС). Эти системы можно подразделить на фактографические и документальные.

Фактографической является такая АИПС, которая в ответ на вопрос непосредственно выдает требуемую информацию, содержащуюся в правовых актах. Ответ может иметь цифровую или текстовую форму. Создание таких систем предполагает не только формализацию правовых норм, но и моделирование процессов их применения. Например, фактографическими являются системы контроля исполнения управленческих решений.

Фактографическая информация может относиться к самым разнообразным субъектам, объектам, явлениям и весьма многообразна как по форме, так и по содержанию. Документальной является АИПС, предназначенная для поиска и выдачи правовых актов или их структурных единиц, содержащих требуемую информацию. Специфической особенностью документальных АИПС является то, что тексты правовых актов, введенных в систему, должны поддерживаться в актуальном состоянии в соответствии с действующим законодательством. Известно, что примерно 6% вновь принимаемых нормативных правовых актов содержат изменения к ранее принятым актам. Поэтому для того, чтобы знать, как действуют на сегодня нормы, содержащиеся в каком-либо акте, нужно анализировать не только его официально опубликованный текст, но и изменения, внесенные в этот акт правовыми актами, опубликованными позже. Текст законодательного акта в контрольном состоянии (или в соответствии с действующим законодательством) - текущая редакция текста законодательного акта (ТРТ) со всеми изменениями и дополнениями, дающая возможность понять содержание акта без обращения к другим изменяющим его актам. Текущая редакция акта выполняется с учетом всех ранее принятых и изменяющих его актов.

В соответствии с определениями, принятыми в существующем законодательстве «база данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ» (Закон Российской Федерации от 23.09.92 N 3523- I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», cтатья 1).

Информационное обеспечение пользователей правовых баз данных по разовым запросам обычно осуществляется путем выдачи справок, перечней документов, полных текстов нормативных актов, их проектов или фрагментов. Информация предоставляется на бумажном или машинном носителе.

Документы включаются в информационную базу после юридической обработки. Именно юридическая обработка документа, осуществляемая квалифицированным специалистом, превращает набор исходных текстов отдельных правовых актов в правовую систему.

Юридическая обработка на ¾ - это выявление взаимосвязей между документами и фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание новых редакций документов при изменении.

Юридическая обработка включает следующие этапы:

1) классификацию (рубрикацию) документа, ввод ключевых слов,

2) выявление взаимосвязей документов,

3) формирование перекрестных ссылок между документами,

4) составление примечаний, справочных сведений к документу,

5) подготовку новой редакции документа при издании официальных изменений.

Взаимосвязи документов оформляются в виде ссылок, которые можно разделить на два основных вида: смысловые и формальные. Оба вида ссылок являются гипертекстовыми. Это означает, что в тексте документа они выделены цветом и при необходимости можно перейти по этой ссылке в текст соответствующего документа.

При вводе правового акта в базу данных документальной АИПС на каждый из них создается карта реквизитов. Для каждого реквизита определен список его возможных значений. В карту реквизитов, в частности, включаются следующие характеристики акта:

1. РН - регистрационный номер, т.е. уникальный номер, присваиваемый каждому документу при его вводе в базу данных. Далее этот номер постоянно сопутствует данному документу. При приведении текста акта в контрольное состояние по мере принятия новых законодательных актов, изменяющих его действие, его регистрационный номер остается неизменным.

2. Дата принятия акта в формате ДД. ММ. ГГГГ, где ДД - двузначный номер дня (в пределах месяца) принятия акта, ММ - двузначный номер месяца принятия акта, ГГГГ - четырехзначный номер принятия акта (например, 04. 08. 1984).

3. Вид акта, установленный правотворческим органом (например, УКАЗ, ПОСТАНОВЛЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ).

Вид правового акта зависит от его нормативного содержания. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

4. Номер акта, присвоенный правовому акту правотворческим органом.

5. Название правотворческого органа, принявшего правовой акт, включающее слова (словосочетания), содержащиеся в нем.

6. Индексы общеправового классификатора, обозначающие принадлежность правового акта к той или иной области законодательства.

7. Статус акта, обозначающий, что акт действует в первоначальном виде, действует, но был изменен, или утратил силу.

8. Дата публикации и источник публикации.

9. Дата регистрации акта в Министерстве юстиции Российской Федерации и регистрационный номер. Эти сведения необходимы потому, что с 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1992 г. № 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих права и интересы граждан или носящих межведомственный характер. В настоящее время постановление Правительства РФ от 8 мая 1992 года отменено, но требование об обязательной государственной регистрации указанных актов и правила регистрации приведены в действующем Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

10. Наименование региона Российской Федерации, принявшего акт.

11. Тип документа (нормативный, ненормативный).

Заполнение карты реквизитов осуществляется выбором требуемых значений реквизитов.

12. Текст документа.

Необходимо отметить, что тексты нормативных документов, включенные в информационные базы СПС, не являются объектом авторских прав и поэтому не могут быть предметом продажи. Приобретая правовую систему, потребитель платит за инструмент хранения, поиска и анализа необходимой ему информации, а также за сервис и услуги по обработке и передаче новых документов.

Под формализацией тематического содержания правовой информации следует понимать соответствующую программному обеспечению АИПС определенную форму записи темы для последующего ввода в память ЭВМ.

Одним из видов формализации содержания правового документа является индексирование. Под индексированием правовой информации следует понимать процесс отбор из текста терминов (ключевых слов), которые, по мнению специалиста, отражают основное содержание его темы.

Следует различать два вида индексирования: документа и информационного запроса абонента. Под документом в данном случае понимается текст структурной единицы (статьи, пункта и т.п.) нормативного акта. Информационный запрос представляет собой вопрос абонента о законодательстве по определенной правовой тематике с целью получения совокупности правовых норм, регулирующих правоотношения по теме запроса.

Информационно-поисковый язык - знаковая система, предназначенная для описания (путём индексирования) основного смыслового содержания текстов (документов) или их частей, а также для выражения смыслового содержания информационных запросов с целью реализации информационного поиска. Любой абстрактный информационно-поисковый язык состоит из алфавита (списка элементарных символов), правил образования и правил интерпретации. Правила образования устанавливают, какие комбинации элементарных символов допускаются при построении слов и выражений, а правила интерпретации — как надлежит понимать эти слова и выражения. Совокупность ключевых слов из текста документа, переведенных в форму информационно-поискового языка, составляет его поисковый образ, который вводится в ЭВМ для формирования информационной базы.

Рисунок 1 – Вид карточки поиска.

Информационно-поисковые языки, получившие название дескрипторных, основаны на применении принципов координатного индексирования, при котором смысловое содержание документа может быть с определенной степенью точности и полноты задано списком ключевых слов, содержащихся в тексте. Дескрипторные языки привязаны к лексике текстов. Ключевые слова из текстов выбираются исходя из разных целей. Для построения дескрипторного языка критерием отбора ключевых слов, как правило, служат информативность слова и частота его встречаемости в тексте.

Поиск документов в базе данных производится путем последовательного заполнения на экране компьютера полей специального бланка - формы запроса. В пустые поля формы необходимо вписать условия, которым должны удовлетворять реквизиты, дополнительные характеристики и содержание текста тех документов, которые требуется найти.

После заполнения формы запроса нажимается кнопка {найти}. Система сообщает о количестве найденных документов и предлагает вывести их список.

Если Вам точно известны реквизиты и дополнительные характеристики документа, то после заполнения формы запроса и нажатия кнопки {найти/построить список…}, найдем единственный документ и затем сможем просмотреть информационную карту и текст этого документа.

Более сложной является ситуация, если Вы точно не знаете характеристик отыскиваемых документов, или Вам необходима подборка материалов по определенной правовой проблеме. Перед тем, как заполнять форму запроса, следует составить для себя представление о том, что именно предстоит найти. Форма запроса позволяет включить в поисковое условие до 12 отдельных реквизитов и дополнительных характеристик документов: название, дату принятия, орган, принявший документ, код классификатора и др. Вначале следует указывать в запросе те реквизиты, в достоверности которых Вы уверены.

Информационный тематический поиск в АИПС является пословным (побуквенным), т.е. основан на правиле сравнения символов заиндексированного документа с символами заиндексированной темы запроса.

Под релевантностью документа, выданного ЭВМ в результате автоматизированного информационного поиска абонента, понимается соответствие темы документа тематическому содержанию запроса.

Контрольные вопросы.

  1. Виды автоматизированных информационно-поисковых правовых систем.
  2. Особенности и примеры фактографических АИПС.
  3. Особенности и примеры документальных АИПС.
  4. Информационно-поисковые языки
  5. Как формируютя юридические